РУБРИКА "СОБЫТИЕ МЕСЯЦА"Чтобы школа стала домом
Начался педсовет с выступления уфимских школьников. Дети говорили со сцены о том, от чего зависит качество образования, как и в каких школах им хотелось бы учиться. - Этот год знаменателен прежде всего тем, что начал работать приоритетный проект "Образование", - сказал глава городской администрации Павел Качкаев, открывая совещание. - Отрадно, что этот проект выбран одним из приоритетных. От него во многом зависит развитие государства, демографическая обстановка в стране. В республике и городе вопросам обучения и воспитания всегда уделяется первостепенное внимание. За последние пять лет в Уфе полностью реконструированы 18 школ, построено 8 новых. Бюджет нашего города давно уже социально ориентирован. В 2005 году на народное образование было направлено 33% бюджета, в нынешнем году - 42%. То есть почти каждый второй рубль в городе идет на подрастающее поколение. Среди достижений и то, что сегодня в наших школах уже нет третьей смены, 73% уфимских школ работают только в первую смену. Этот процент со временем мы должны увеличить. Постепенно решается и проблема очередей в детские сады. Мы занимаемся возвратом детских садов, которые некогда были перепрофилированы под разные учреждения. За два года вернули 18 садиков. В ближайшие два года вернем еще десяток. Начальник управления образования города Азамат Сайфуллин рассказал об успехах уфимских школьников. Успеваемость в прошлом году составила 99,9%. Золотыми медалями были награждены 236 учащихся, серебряными - 570. К сожалению, 36 претендентов на медаль не выдержали испытаний ЕГЭ. В связи с чем Азамат Саитович пожелал педагогам уделять значительное внимание подготовке выпускников старших классов и не завышать текущих оценок. Проблемы средней школы продемонстрировали результаты анкетирования, проведенного среди учеников города. Так, к примеру, только 28% мам и пап современных школьников состоят в родительских комитетах и всего 6% - в учительских советах. Участие родителей в жизни школы снижается. 43% ребятишек учится без особого интереса, хотя и успевает по школьной программе, 7% детей ходит в школу только потому, что так надо. В этом учебном году в столичных школах будет уделяться большое внимание научной деятельности учащихся и предпрофильной подготовке. Сейчас ей занимаются в 14 из 160 уфимских школ. Другое важное направление - работа с одаренными детьми, которые требуют особого подхода. Об этом очень эмоционально говорила в своем выступлении Ирина Киекбаева, директор гимназии №39. Однако каждый ребенок, одаренный он или "среднестатистический", достоин доброго учителя, хорошей школы. Не зря глава города призвал и чиновников, и учителей: - Когда мы давали в этом году квартиры детям-сиротам, выяснилось, что есть ребятишки, которые не учатся годами. По городу выявлено еще 76 детей школьного возраста, которые систематически не посещают занятия. Со всем этим надо бороться - каждый ребенок имеет право сегодня получить качественное образование.
Учитель - главный человек
В небольшой деревне Ишмуратово Нуримановского района - около сорока детей школьного возраста. Школа здесь была только очень старая, а ездить в райцентр могли далеко не все ребятишки. Теперь в этом нет необходимости - здесь открылась новая школа (на ее строительство затрачено 32 миллиона рублей бюджетных средств, часть затрат взял на себя местный предприниматель Халил Нигматуллин, у которого в этом году пойдет в эту школу младший сын). В новом здании разместились не только учебные классы, здесь и медпункт, и библиотека, и клуб. Теперь именно здесь - средоточие всей общественной жизни. Есть в селе школа - живет село. В народе замечено: это правило работает безотказно. Об этом говорилось и на традиционном республиканском педсовете, который в этом году прошел в смежных районах - в Иглинском и Нуримановском. В этом году в его работе принял участие министр образования и науки Российской Федерации Андрей Фурсенко. Андрей Александрович посетил обновленные к новому учебному году школы районов, открыто, без протокола общался с педагогами, сельскими жителями, отвечал на вопросы, которых было немало и у педагогов, и у родителей учеников, и у самих школьников. Главные из них - как поддержать учителя, чтобы эта профессия сохранила свой престиж, и какой должна быть современная школа. Андрей Александрович, делясь своими впечатлениями об увиденном, отметил, что сельские школы в республике отвечают всем требованиям, и детишкам, которые здесь будут учиться, можно только позавидовать: условия созданы великолепные, чувствуется огромное внимание республиканских властей к сфере образования. Андрей Фурсенко считает, что к решению проблем образования нужно максимально привлекать общественность. На сегодня не решена главная проблема в образовании - оплата труда учителя. Наряду с увеличением средств, которые придут в республику, нужно искать новые подходы к финансированию школ. По мнению министра, одним из таких механизмов может служить нормативно-подушевая оплата в школах. В ту школу, где хотят учиться дети, разумеется, должно быть вложено больше средств. В ходе августовского педсовета министр образования и науки РФ вручил дипломы главам двух районов - Нуримановского и Иглинского, чьи школы выиграли конкурс на присуждение гранта приоритетного национального проекта в размере одного миллиона рублей. - Главная задача национального проекта - подчеркнул министр образования и науки - это сделать систему образования открытой для общества и привлечь общество к проблемам образования.
Лилия ЗИМИНА. |