ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

«Дорожная карта» для инвестора
На оперативном совещании в правительстве республики подвели итоги работы в фо...

Зеленая Башкирия
С  20 апреля по 20 мая пройдет месячник по посадке леса. Уже подобрано 120 лесных ...

Хоккейное чудо
ХК «Салават Юлаев» одержал долгожданную победу над «Автомобилистом» в пятом м...

Улица для неспешных дум
В Казани именем народного поэта Башкортостана Мустая Карима назовут улицу.
<...


Город цветов
Весной сотрудники «Горзеленхоза» высадят 
2 миллиона однолетников – р...

Наведем весенний лоск
Почти 300 дорожных рабочих и около 250 единиц спецтехники ежедневно задействован...

Вдохновляя учеников
Абсолютным победителем конкурса «Учитель года Башкортостана-2019» стала препод...

Тайны Шульган-Таша
В Театре оперы и балета прошла премьера балета «О чем молчат камни. Башкирские ...

«Машинке» - 50
Дворец культуры «Моторостроитель» отметил полувековой юбилей. Он был возведен...

Зритель стал актером



     №4 (209)
     Апрель 2019 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "ARTEFAKTUS"

Сто тысяч из Уфы


6 августа 1966 г. - такая дата указана на обложке самого первого комплекта цветных открыток Уфы. Вероятно, в этот день прошло событие, которое в выходных данных означалось как «подписано к печати», когда полностью подготовленное издание передаётся в типографию. На открытках - разгар лета, но помня о неторопливости тогдашней полиграфии, можно задаться вопросом: когда же состоялась съёмка - в том же 1966-м или за год до этого?

Кое у кого наборы уфимских открыток 1966 года ещё лежат в старых тумбочках и кладовках. Правда, во многих из «бабушкиных» комплектов не хватает одного или двух видов - памятника В.И. Ленину и Дома-музея вождя. Кто помнит подробности школьной (да и производственной) жизни полувековой давности, сразу сообразит, что они ушли на оформление стенных газет и классных уголков - при катастрофическом дефиците цветных изображений такие открытки, безусловно, радовали глаз как читателей, так и самих оформителей. 
Работавших с цветом фотографов полвека назад было мало. Но вовсе не потому, что дело было сложное - спрос был не слишком большой. В конце 60-х годов наметился резкий рост числа фотолюбителей, увлекающихся съёмкой на цветную обращаемую плёнку (слайд), и кое-что из их архивов вполне может заинтересовать издателей и сегодня. 
Сейчас всё делается быстро и достаточно просто - снимки просто скачиваются с цифровых носителей. Но если даже двадцать лет назад необходимо было отсканировать отпечатанный снимок (либо плёночный негатив), то полвека назад всё было сложнее, как говорится, в разы: слайд (и только слайд! тогда его чаще называли диапозитивом) на широкой плёнке 6х6 см должен был пройти непростую процедуру цветоделения на специальном аппарате (процесс этот напоминает методику цветной съёмки С. Прокудина-Горского и А. Мите, но как бы в противоположную сторону). И если фотограф не освоил процедуры проявки цветной обращаемой плёнки или не имел специально подготовленных людей в лаборатории, то затея со слайдами могла потерпеть крах: малейшее нарушение температурного режима (точность - 0,5 градуса!), плохая промывка между отдельными операциями (процесс обработки включал целых десять операций), даже неумелая сушка плёнки безвозвратно всё губили. 
Так что самое время вспомнить об авторе фотографий.
Алексей Георгиевич Бушкин (1904 - 1994) родился в Москве. В молодости работал шахтёром, получил профессиональную болезнь. Пришлось менять род занятий. Остановился на фотографии. Выбор, скорее всего, случайным не был, ведь конец 20-х - начало 30-х прошлого столетия - расцвет фотографии, это - Александр Родченко и «СССР на стройке». Азы профессии Бушкин постигал в полиграфическом техникуме. Войну прошёл фотографом в отряде Ковпака. В 1950-е снимки Алексея Бушкина стали публиковать центральные журналы и газеты страны - «Огонёк», «Советский Союз», «Советское фото», «Комсомольская правда». Очень часто его фотографии использовались и для оформления поздравительных открыток. Персональные выставки Бушкина экспонировались в 52 странах, им получено 26 международных дипломов и 10 медалей.
Найти какие-то другие сведения об этом первоклассном фотографе в общедоступных источниках вам вряд ли удастся. 
В далёком 1966-м 20 открыток со снимками 
А.Г. Бушкина были отпечатаны 100-тысячным тиражом, причём в магазинах и газетных киосках они особо не залёживались. Понятно, что в набор попали в первую очередь те объекты, необходимость съёмки которых фотографу обосновал заказчик, Бушкину оставалось лишь художественно подать их. Поэтому неудивительно, что, несмотря на то, что отдельные из вышеуказанных открыток или целые комплекты и сегодня предлагаются на различных аукционах, спрос на них невелик: какой прок покупать то, что в любой момент можно сфотографировать практически с тем же успехом. Но три кадра из 20 всё же откровенно выделяются: «Висячий камень в окрестностях города», «Улица Ленина», «Здание Горсовета». И если первая открытка - «перепев» темы почтовой карточки фотоартели «Труд», то великолепные снимки улицы Ленина с гостиницей «Агидель» и проспекта Октября у здания Горсовета - исключительно заслуга Алексея Георгиевича. 
Теперь о времени пребывания Бушкина в Уфе. Рассмотрим афишу кинотеатра «Победа» на его открытке. С трудом, но удастся прочитать «солдате». С учётом чёрно-белой картинки рядом с названием можно сделать вывод, что в тот день демонстрировался фильм Григория Чухрая «Баллада о солдате». Но, увы, это нам не поможет - фильм-то давний, 1959 года. Так что - промах. Разве что газеты за июнь 1966-го полистать. Почему за июнь? Об этом чуть ниже. 
Не поможет и афиша у Театра оперы и балета - при всём старании прочитать что-то на ней не удастся. И остаётся нам Монумент Дружбы, скульптуры которого так и сияют на летнем солнце, почти крича о том, что бронза ещё без патины и, значит, они совсем недавно установлены. Вот только насколько? Монумент Дружбы, как известно, открыли при большом стечении народа 8 августа 1965 года. Но фотограф мог побывать здесь как в первые дни после открытия, так и летом следующего года. Так что придётся нам вспомнить про «солнечные часы», с помощью которых (длина тени от неподвижных предметов в одно и то же время - по наручным часам - будет сильно отличаться в зависимости от времени года) достаточно просто можно установить чуть ли не день съёмки. 
Итак, рассматриваем открытку «Обелиск, построенный в честь 400-летия добровольного присоединения Башкирии к России». Оказывается, нас ожидает приятный сюрприз: Алексей Георгиевич прибыл к Монументу именно в тот час, когда солнце освещало его практически фронтально. На современном снимке видно, что в мартовский полдень тень от горизонтальной перекладины обелиска гораздо короче той, что на открытке 1966 года, и, значит, солнце находится значительно ниже. Поэтому, не дожидаясь лета, можно уверенно говорить о том, что Алексей Георгиевич Бушкин впервые (впервые ли?) посетил наш город в июне 1966 года. Почему, спросите, именно июнь? Да потому что на северо-восточный фасад здания Совета министров на Советской площади предзакатное солнце попадает только в этом месяце и больше никогда! Научно обоснованный факт! Обратим внимание, что на круглых клумбах у здания ещё нет ёлочек. Теперь ясно, что их посадили не раньше осени 1966-го.
Гостил Бушкин в Уфе и в 1968-м, получив заказ на фотоальбом к 50-летию БАССР. Об этом можно говорить уверенно, так как в фотоальбоме «Советская Башкирия» (издательство «Советская Россия», 1969) есть снимок открытого в ноябре 1967 г. памятника Салавату Юлаеву. В этот раз Алексей Георгиевич был гораздо более самостоятелен, потому-то в альбоме можно увидеть не только «партийно-правительственные» виды, но и просто красивые уголки города и республики. Вошли в альбом 1969-го и многие из уфимских «открыточных» фотографий Бушкина, другие виды он почему-то сделал заново. В результате в этот раз сельхозинститут не получился, как на открытке, зеркальным (без контрольного отпечатка у слайда очень легко перепутать лицевую и обратную стороны). Украшением юбилейного альбома стали сцены из спектакля Башкирского академдрамтеатра «В ночь лунного затмения» и фотоснимки Башкирского государственного ансамбля народного танца. Что касается фотографий природы нашего края, то и здесь Алексей Георгиевич показал себя непревзойдённым мастером.

Анатолий ЧЕЧУХА








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости