ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

На австрийской стороне
В  Вене состоялись Дни Республики Башкортостан в Австрии. Официальную делег...

Под знаком дружбы
Уфа приняла V Всемирный курултай башкир, участниками которого стали более 500 де...

Карьерный взлет
В республике стартовал кадровый проект «Лидеры Башкортостана». 
Он сос...

Поможет «Алга»
С  1 июля оплатить проезд в автобусах, троллейбусах и трамваях можно единой т...

Избавит от «пробок»
В мэрии Уфы озвучили новые сроки открытия Тимашевского путепровода. 
С...

Обновленный вокзал
Врио главы РБ Радий Хабиров распорядился выделить Госкомтрансу из республикан...

Вздыхая по Дон Жуану
9 и 10 июля премьерой «Дон Жуана» в Театре оперы и балета закроется 81-й сезон. Авт...

За чашкой чая
Известный башкирский художник Расих Ахметвалиев стал гостем чайханы галереи «...

Buon giorno, Уфа



     №7 (212)
     Июль 2019 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

ОФИЦИАЛЬНО

НА КОНТРОЛЕ У МЭРА

КОЛОНКА РЕДАКТОРА

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

НАШ НА ВСЕ 100

100-летие Республики

Золотой курай

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

СТОЛИЧНЫЙ ПОЧЕРК

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

КУЛЬТПОХОД

ЗНАЙ НАШИХ!

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ПЕРСОНА

ЧЕРНИЛЬНИЦА

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ВИЗИТЫ

ГОРОДСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

ФОТОРЕПОРТАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

IT-ЭКСПЕРТ

КУЛЬТУРТРЕГЕР

Наши герои

Музеи уфы

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ








РУБРИКА "КУЛЬТПОХОД"

Как побеждают женщины


Ляйсан Сафаргулова пополнила список имен, благодаря которым Уфа становится все более узнаваемой в мире искусства. Победа на Международном фестивале молодых оперных режиссеров «Нано-Опера»  открыла ей путь на европейскую сцену: 26-летнюю представительницу России пригласили для постановки на Уэксфордский фестиваль в Ирландию.

- В прошлом году вы дебютировали в качестве режиссера-постановщика с одноактной монооперой Франсиса Пуленка «Человеческий голос», а теперь собираетесь покорять Европу. Режиссер-женщина - редкость даже  в драме,  а здесь - опера… Бытует мнение, что это чисто мужская профессия.
- Я так не думаю. В ГИТИСе на режиссуре довольно много девушек. Может быть,  поэтому их было так мало, что представительницы слабого пола просто не шли на эту специальность. Сегодня ситуация в корне изменилась. Известный режиссер Георгий Саакян прямо говорит, что вырисовывается новая тенденция: женщины побеждают, причем, помимо присутствия их в режиссуре, есть и другая тема - женская режиссура. Взять, например, члена жюри конкурса Кристину Шепельман - первого генерального директора Королевского оперного театра Маската -  первого в регионе Персидского залива, а ныне гендиректора барселонского Лисеу и оперного театра в Сиэтле. Приглашение женщины в этом качестве в восточную страну дорогого стоит - значит, высоко оценили ее профессионализм. Или художественный руководитель знаменитого фестиваля «Wexford Festival Opera» Розетта Куки, которая и пригласила меня для постановки.

- Конкурс, который проходит в «Геликон-опере», - единственный такого рода в мире. Из 169 участников отобрали только 13. Публика плохо представляет, как проходят «состязания»...
- Как заметил председатель жюри Дмитрий Бертман:  режиссерская работа - нано-частица, которую обычно зритель не видит, а здесь мы ее показываем. Перед началом конкурса мы получили список постановок и номеров, в основном из репертуара «Геликон-оперы». Всего, что я придумала заранее,  в нем не оказалось, а те, что были, оказались  не очень выигрышными с режиссерской точки зрения. Озвучить свою концепцию разрешалось за полчаса до эфира, причем актеры должны были только слушать и не двигаться. В первом туре мы ставили арию, во втором - дуэт, в третьем за 15 минут - массовую сцену. И все это в прямом эфире. Шла трансляция в Интернете. 

- Волновались, наверное?
- Поначалу все было довольно нервно, ведь в жюри маститые режиссеры, интенданты европейских театров. Волнение пропадало, когда начиналась работа. Певцы «Геликон-оперы»  настолько одарены  артистически, что делали даже больше, чем их просишь. Хор очень молодой, все прекрасно двигаются, балета в Геликоне нет (танцуют сами певцы), поэтому хореографической подготовке уделяется большое внимание. 

- С каким настроем ехали на конкурс? Доказать, показать, покорить…?
-  Пройти в число 13-ти - уже большая удача. Поэтому говорила себе: вылетишь - ничего не случится.  Победа стала для меня полной неожиданностью.  Самое приятное, что оценка профессионального и медиажюри совпали, что бывает крайне редко. От музыкальных критиков и журналистов во многом зависит продвижение твоего имени.  А когда ко всему добавился еще  и приз зрительских симпатий  (голосование проходило в Интернете) и спецприз на постановку в Ирландии - счастью не было предела. 

-  Опера для режиссера - не самый выигрышный вариант. Здесь все определяет музыка, правильное построение мизансцен. Многое ли зависит от постановщика?
- Наверное, специфика жанра  и заставляет работать воображение, придумывать что-то интересное.  В то же время музыка намного богаче твоей интерпретации. Например, «Евгений Онегин» - роман и опера совершенно несопоставимы. Читатель не найдет в тексте Пушкина подтверждения тому, что главный герой все годы помнил Татьяну. Между тем у Чайковского в последней сцене звучит тема письма, она преследовала его всю жизнь, и сейчас, спустя столько лет, он ее не забыл. Это есть в музыке. Для сравнения: текст либретто обычно умещается на пяти страницах, а партитура -  на 250-300. 

- От чего отталкивались, когда вам предложили на третьем туре сцену из «Золотого петушка» Римского-Корсакова? 
- Конечно, от музыки. В ней все органично, эпатировать не нужно: Додон - мягкий и податливый, Шемаханская царица - властная и жестокая. Поэтому сцена, когда она ведет его на поводке как собачку, вполне вписывается  в образный ряд. Надо было учитывать, что идет трансляция, это - шоу, и зрителю должно быть интересно. Вполне узнаваемая картина: престарелый олигарх и его молодая корыстная спутница. Кстати, в свое время Дмитрий Бертман своего «Золотого петушка» очень удачно перенес в современные реалии. 

- Вы работаете ассистентом режиссера с 2015 года, принимали участие в постановке таких опер,  как «Орлеанская дева», «Кармен», «Царская невеста», «Искатели жемчуга» и других. Не могу не спросить об одной из последних  - «Аттиле» Ильдара Абдразакова.  Как это,  когда за постановку берется певец, мировая знаменитость?
-  Наблюдать было очень интересно. Ильдар  работал со многими режиссерами, у него богатейший опыт.  Все мизансцены он выстраивал так, как удобно вокалистам, специально был приглашен итальянский коуч для оттачивания произношения. К тому же сам Ильдар Амирович знает все наизусть, и с ним очень легко. Прежде всего он  требователен к вокалистам. Не было ощущения, что приехал  мэтр, мировая звезда. Это его родной театр, где он начинал карьеру.  В силу огромной занятости,  конечно, не мог присутствовать на всех репетициях. Запомнился разговор в темном зале, когда Абдразаков, уставший, приехал с одного спекталя и должен был отправляться в Казань на фестиваль. «Жду сентября», - сказал он. «У вас будет отпуск?». Оказалось, что под отдыхом он понимает уже то, что пробудет во время постановки на одном месте. Вот такой жесткий график.

- Как работается с главным режиссером  Филиппом Разенковым? Он ведь тоже в свое время стал лауреатом «Нано-Оперы».
- Мы давно знакомы и по возрасту не так далеки, он открыт для предложений и прислушивается, если ему это кажется интересным. Моя же задача как ассистента - не отклоняться от первоначального замысла, видеть картину в целом. Чтобы не было так: режиссер сделал свое дело, а спектакль после него живет уже другой жизнью. Пока мне нравится, чем я занимаюсь. Впереди еще три курса ГИТИСа. 

- Сегодня прослеживается такая тенденция: молодежь уезжает из Уфы покорять другие страны и континенты…
-  У меня желания жить за границей  нет. Путешествовать - да, ставить спектакли  - тоже. Наш Театр оперы и балета все чаще входит в Топ значимых  в стране. Стоит только назвать премьеру оперы «Аттила», выступление в партии Кармен нашей землячки из Ковент-Гардена Айгуль Ахметшиной и ее первый концерт на родной сцене, завоевавшего «Золотую маску» главного режиссера Филиппа Разенкова.  В свое время Пермский театр поднялся благодаря дирижеру Теодору Курентзису. У нас есть все предпосылки, чтобы Уфа стала местом паломничества любителей и знатоков оперного искусства.  

Светлана ЯНОВА








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Наш на все 100 Городская среда Ufaved.info

Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Газета Казанские ведомости



яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости


Facebook





Золотой гонг