ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Драйвер для бизнеса
На V форум малого и среднего бизнеса регионов стран-участниц ШОС и БРИКС съехал...

Врачи - в дефиците
В БГМУ глава республики Радий Хабиров провел выездной «Здравчас», основным воп...

Инвестору в помощь
В Конгресс-холле «Торатау» состоялась выездная стратегическая сессия Федерал...

Смотри в оба
В  историческом центре Уфы и микрорайоне Инорс появятся видео-камеры с распо...

Науку - в жизнь
В  Уфе построят научно-образовательный центр и межвузовский студенческий ка...

Мастерские и Зал торжеств
В Уфе появится Центр современного искусства.
1,4 га земли за зданием музея ...

Новое слово о Мустае
12  октября в Москве состоится премьера документального фильма о Мустае Кари...

Передавая боевой дух
В  Санкт-Петербурге над памятником легендарному комдиву Минигали Шаймурато...

Праздник дружбы и фольклора
В Москве прошел федеральный оргкомитет Фольклориады-2020, которая пройдет с 18 ию...

Там чудеса, там леший бродит…
Театр кукол открыл свой сезон премьерой спектакля «Сказка о царе Салтане».


Мастер-класс от мастеров



     №10 (215)
     Октябрь 2019 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "СВЕЖО ПРЕДАНИЕ"

Эрмитажники


Окончание. Начало в №9.

Окна Кларка
По уфимской улице Октябрьской Революции шёл высокий мужчина, который явно никуда не спешил и часто останавливался, чтобы рассмотреть то одни, то другие деревянные ворота, обильно украшенные затейливой резьбой. Почти на всех было солнышко или звезда. Но он думал о другом, о своей звезде, которая то скрываясь, то вновь выглядывая из-за туч пролетарской революции, вела его по жизни. Его – потомственного дворянина, сына действительного тайного советника, сенатора. Все эти звания уже сами по себе являлись в те суровые годы составом преступления. Вряд ли помогал и тот факт, что он являлся правнуком декабриста – Ивана Якушкина.

Чтобы отвлечься от невесёлых мыслей, мужчина резко выдохнул и… стал рассматривать дома, мимо которых шёл. Вот здание, в котором много лет назад, как говорят, жил сам генералиссимус Суворов. Вот униженная и какая-то осунувшаяся Спасская церковь. Внутри её урчат двигатели… 
Перед большим домом мужчина остановился: его заинтересовали окна, по невесть откуда пришедшей моде украшенные разными игрушками и фигурками – теми, что остались от прежних хозяев, и новыми – уже советскими. Когда-то эти фарфоровые и бронзовые «безделушки» занимали очень большое место в его жизни – тогда молодой, но уже известный геральдист и искусствовед Сергей Николаевич Тройницкий был членом редакционного комитета весьма популярного журнала «Старые годы» – «ежемесячника для любителей искусства и старины». 
«Как давно это было!» – вздохнув, мужчина двинулся дальше. Но, вспомнив вдруг, что староуфимские жители подобные походы по Октябрьской к базару называют «сходить в город», улыбнулся и потянулся было за трубкой, с которой не расставался никогда. И… быстро сунул её в карман, поймав себя на мысли, что постепенно приобщается к привычкам новых хозяев страны. 
Хотя, если задуматься, то и новые хозяева разные. Взять хотя бы недавнего его начальника – директора Эрмитажа, большевика Павла Кларка, борода которого a la Карл Маркс и немного грустные глаза выдавали в нём скорее подпольно-засекреченного Деда Мороза. Назначенный на эту должность для грамотной распродажи культурных ценностей, Кларк неожиданно встал на защиту культурного достояния страны, используя не только идеологические, но и чисто демагогические приёмы и рычаги – придуманное вместе с Тройницким «второе дно». Зная, что вечно недовольная и не слишком понятливая часть «культурной прослойки» будет обвинять их во всех грехах. Но надо было делать выбор.
Знал бы Тройницкий, что только что рассматривал окна дома, в котором когда-то жил Павел Иванович*. 

Сын сенатора
Сергей Николаевич Тройницкий родился в Вятке 19 августа 1882 года. Его отец, Николай Александрович, занимал тогда пост начальника Вятской губернии. Правда, ему уже было определено новое место службы, но из-за рождения сына пришлось задержаться. Только осенью переехали в столицу…
После окончания гимназии и Императорского училища правоведения С.Н. Тройницкий поступает на службу в министерство юстиции. Но, ещё будучи студентом, интересуется искусством, а также издательским делом и геральдикой. Так что не случайным человеком в 1906 году он входит в редакционный комитет журнала «Старые годы», в котором десять лет печатались материалы по истории русского искусства, давались описания частных и общественных коллекций, информировалось об аукционах произведений искусства в России и за рубежом. Большое внимание уделялось проблемам музеев и сохранения памятников искусства и старины России. 
В 1908 г. Тройницкий был принят в Эрмитаж в отдел Средних веков и эпохи Возрождения, затем стал хранителем отдела драгоценностей. С 1915-го он – хранитель отделения древностей Эрмитажа, а в 1918 г. назначен заведующим и хранителем вновь организованного отдела прикладного искусства нового времени. В том же году избран директором Государственного Эрмитажа. При том, что если бы Тройницкий со своим блестящим знанием европейского искусства уехал в середине 1920-х годов за рубеж, то жил бы там припеваючи. Неординарность  личности Тройницкого может подтвердить и тот факт, что существует целая серия его портретов, выполненных в разное время А.Н. Бенуа, П.П. Кончаловским, Б.М. Кустодиевым и Г.С. Верейским.
Теперь о том самом «втором дне». Легко сегодня, сидя дома в кресле, блогерствовать, обвиняя всех и вся. Другое дело - зная, что с тобой или без тебя какие-то вещи из коллекции Эрмитажа всё равно будут проданы, проявлять буквально каждый день дипломатические таланты и вести такую политику, которая не нарушила бы стройности экспозиции. Чтоб не ушли на аукционы вещи «первого ряда», приходилось жертвовать предметами второстепенными, ведь существовал план продаж. И без конца писать письма и записки, переводя удар на менее ценное. Так, спасение 1,5-тонной серебряной раки Александра Невского, которую власти хотели пустить в переплав, является едва ли не исключительно заслугой Сергея Николаевича. 
В конце концов в 1927 году Тройницкий был снят с должности директора и стал заведующим отделом декоративно-прикладного искусства. Не стоит удивляться тому, что время увольнения совпало с началом крупной экспортной продажи достояния Эрмитажа. Тройницкий продолжает подавать докладные записки, в которых оспаривает правомерность продажи экспонатов. Именно он, к нему обратились как к знатоку, указал властям заведомо низкую сумму оценки имущества Строгановского дома** – 300 тысяч рублей (при реальной цене около 5 миллионов), предполагая, что интерес к продаже коллекции пропадёт.
Работавший в Эрмитаже в 1919-1925 гг. художник А.Н. Бенуа в письме М.В. Добужинскому так характеризует деятельность Тройницкого: «Он сохранил такое многое, и был единственным человеком, который с честью справился с такой для всякого другого непосильной задачей, который как раз своей энергией, своим административным талантом годами спасал Эрмитаж...». Причём писал эти строки Александр Николаевич уже в Париже.
К счастью, в связи с наступлением экономического кризиса спрос на музейные ценности из России на Западе угас, и объёмы продаж значительно сократились. 
В 1935-м, после убийства С.М. Кирова, НКВД проводил операцию «бывшие люди» по очистке Ленинграда от «социально опасных элементов». 28 февраля 1935 г. Сергей Тройницкий был арестован. После единственного допроса уже на следующий день, 1 марта, дело было завершено и его вместе с женой – дочерью художника В.Э. Борисова-Мусатова Марианной Викторовной – выслали на три года в Уфу. Ходатайство Всесоюзного объединения «Антиквариат» с просьбой оставить как ценного специалиста даже не рассматривали. Но как знать, может, эта ссылка спасла ему жизнь… 

Дядя Серёжа с улицы Горького
В Уфе Тройницкие жили на берегу Белой, рядом с бывшим Благовещенским женским монастырём на улице Горького (ныне Сочинская). Сам дом, правда, числился по Набережной, он и сейчас стоит неподалёку от объектов бывшего монастыря.
Сергей Николаевич принадлежал к той редкой породе людей, которые в любой ситуации находят себе занятие. Он не мог сидеть без дела, тем более печалиться о своей несчастной судьбе. Об этом свидетельствуют и фотографии тех лет. Тогдашний сосед Тройницких по дому Евгений Фёдорович Волков рассказывает, что ссыльный ленинградец заметно отличался от других соседей. И не только внешним видом: его эрудиция и способность ответить на многие вопросы, ставившие других в тупик, тянула к нему староуфимских ребят. Все почему-то считали его писателем. Вот и 10-летнему Жене, который чуть ли не ежедневно поднимался к нему на второй этаж, Сергей Николаевич с удовольствием показывал старинные книги, давал читать их, объяснял то, что непонятно. И рассказывал разные увлекательные истории. Ну а в жаркие деньки ватага мальчишек с высоченным дядей Серёжей во главе спешила к речке… 
Благодаря Тройницкому в доме появилась почти настоящая метеостанция, он вёл с дворовыми мальчишками наблюдения за погодой, атмосферным давлением, температурой и влажностью воздуха. Организовал выпуск стенгазеты, сам рисовал для неё. Стишок, сочинённый Сергеем Николаевичем, Евгений Фёдорович помнит и сегодня: «Женя пушку смастерил, её спичками набил...». 
С новыми знакомыми мальчик стал посещать магазинчик в угловом доме в самом начале Октябрьской улицы, где шёл обмен книгами и почтовыми марками, к которым с лёгкой руки дяди Серёжи мальчик воспылал любовью.
В Уфе Тройницкий работал в музее. Это стало известно из воспоминаний научного сотрудника одного из ленинградских музеев М.Ф. Косинского о поездке летом 1937 года в Стерлитамак и Уфу: «Мы провели в Уфе два дня: остановившись в гостинице, осмотрели город, побывали в музеях. В одном из них работал бывший директор Эрмитажа Сергей Николаевич Тройницкий, отбывавший в этом городе ссылку». Но пока нет никаких других подтверждений этому. Краеведческий музей Тройницкому вряд ли подошёл бы – слишком велик в нём был тогда идеологический уклон. Остаётся художественный – тот, что в 1954 г. получил имя основателя – М.В. Нестерова. Но и там при достаточно скрупулёзном изучении следов Тройницкого не обнаружено.
Так что пока не удалось выяснить, о каком речь. Да и был ли он вообще. Но на что в таком случае Тройницкие жили? Можно только предполагать. Ясно только, что к середине 30-х, с формированием солидного слоя советского директорского корпуса и «белых воротничков», возрос спрос на антиквариат. В Уфе, во всяком случае, по словам Е.Ф. Волкова, такой магазин работал. Спрос был, после революционных событий появилось и предложение. Не хватало  только людей, разбирающихся в этом «хозяйстве»: многие отбыли за кордон, иные – вообще в никуда. Вот тут и пригодился ссыльный питерец. 
Кстати, побывал у сосланного Тройницкого ещё один гость – художник Евгений Лансере. Жаль, что не осталось фотографий с той поездки, хотя уфимских снимков сохранилось несколько. Интересно, кто их делал? Наверняка жена, Марианна Викторовна. А может, и кто-нибудь из соседей. Все эти снимки хранятся в семье наследников художницы Ираиды Фоминой, дружившей с М.В. Борисовой-Мусатовой. 
После ссылки Сергей Николаевич приехал в Москву, работал научным сотрудником Музея фарфора и фаянса в Кускове, одновременно с 1941 г. был старшим художником в Институте художественной промышленности и преподавал историю искусства в Театрально-художественном техническом училище. После войны он неожиданно оказался востребованным: военные самого высокого ранга стали обращаться к нему за консультациями по поводу вывезенных из Германии коллекций. Должно быть, благодаря этим новым покровителям в 1945-м  С.Н. Тройницкого приняли главным хранителем в Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Но в феврале 1948-го он умер в санатории туберкулёзной больницы «Высокие горы» под Москвой…
В 1989 году Борис Пиотровский вспоминал: «В 1922 году, когда я сидел на подоконнике в ожидании, когда за мной придут сотрудники отделения, мимо меня прошёл директор Эрмитажа С.Н. Тройницкий – высокий человек с рыжеватой бородой, в сером костюме с необычными тогда гетрами и постоянной трубкой во рту. Он поприветствовал меня словами: «День добрый!» Ему и в голову не приходило, что мальчик, сидящий на подоконнике, станет директором Эрмитажа».

* Интересно, что в доме Кларка с середины 1870-х годов работала фотография, «продукция» которой так и подписывалась: «Московская фотография С.Г. Денисова на Большой Казанской улице, дом Кларк в Уфе» (обратите внимание, что фамилия не склоняется, значит, это женщина – вдова И. Кларка Мария Фёдоровна). Позже она станет называться «Славянской фотографией Денисова» и сменит адрес – «Дом Ахмаметьева». В начале 1890-х её купит И.К. Волков и уже под его именем фотография вновь переедет – теперь в дом Видинеева.

** Строгановский дом (или дворец) был построен в 1753 – 1754 гг. (арх. Растрелли, Воронихин и др.). Главная коллекция живописи принадлежала графу 
А.С. Строганову. В 1919 г. в здании был открыт музей, просуществовавший до 1929 г. как филиал Государственного Эрмитажа. К 1930 году все хранившиеся во дворце коллекции были перемещены в другие музеи, частично проданы. В 1988 г. здание передано Русскому музею.

Анатолий ЧЕЧУХА








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости