РУБРИКА "ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ"«Если роль суждена - она обязательно придет»
Очевидный талант, прекрасные внешние данные, сценическое обаяние - за эти качества певицу Любовь Буторину любят многочисленные поклонники и строгие критики. В этой диве Башкирского театра оперы и балета сегодня трудно узнать робкую, неуверенную в себе провинциалку, каковой на заре своей карьеры считала себя наша героиня. Ведь на большую сцену она шагнула достаточно поздно - в 30 лет.
- Почему так получилось? - Я никогда не думала, что буду певицей, даже в музыкальной школе не училась. Моя семья была далека от искусства, родители работали на автозаводе. Поэтому после 11 класса поступила в Нефтекамское педучилище. Там готовили учителей музыки и физкультуры. Для первой профессии было необходимо специальное образование, поэтому выбор пал на физическую культуру. Но как-то на уроке музыки педагог обратила внимание на мои вокальные данные: «Тебе надо учиться!». И стала заниматься со мной дополнительно. С этого все и началось.
- То есть сегодняшней своей карьерой вы обязаны случаю? - Может быть. Вся наша жизнь состоит из случайностей, но только от нас зависит, воспользуемся ли мы возможностями. Я думаю, мне было предназначено стать именно оперной певицей. В педучилище я пела только романсы, позже слушала Образцову, Архипову, итальянских певиц. Мне нравилось это волшебное действо - оперное пение. В 1997-м, получив диплом педагога, я поехала в Уфу в училище искусств, но меня не приняли: не было достаточной подготовки. Поступила на второй раз, до этого год проработав в школе. В 22 вышла замуж, через год родила дочку. То есть стала вполне взрослой. Еще год пела в Нефтекамской филармонии: ездили по деревням, я исполняла в лектории детские песенки. Профессор Академии искусств Фарзана Фаткулловна Сагитова настоятельно советовала: поступай к нам. А мне уже 25 - чувствовала себя по сравнению с другими студентами взрослой. Попала в класс к Салавату Ахметовичу Аскарову, который очень многому меня научил. И сразу после окончания, в 30 лет, меня приняли солисткой в наш театр.
- За 13 лет, что вы на сцене, удалось спеть многие ведущие партии. Особенное впечатление на публику и критиков произвела ваша Любаша в «Царской невесте» Римского-Корсакова. Это ваша любимая роль? - Когда ты готовишь партию, то пропускаешь ее через себя, поэтому в этом смысле все роли - любимые. Другое дело - те, которые близки твоей натуре. Одна из них - Любаша. На выпускном в институте Миляуша Галеевна Муртазина поставила мне за ее исполнение пять с плюсом. Моя героиня - трагическая фигура, ей сострадаешь больше, чем Марфе. Она - жертва обстоятельств, из которых нет выхода. Я вложила в этот образ всю свою душу.
- Часто ли ваше прочтение образа вступает в противоречие с режиссерской трактовкой? - У постановщика может быть свое видение, которое с твоим не совпадает. Как, например, в «Кармен» Дмитрия Белянушкина. Я этот спектакль обожаю, но поверить, что моя героиня одержима страстью только к Хосе, я не могу. Это противоречит и логике самого Мериме. Мне трудно далась эта роль, приходилось себя ломать. Уверенная в своей женской силе Кармен - не моя история. Но как бы современные режиссеры не интерпретировали классику, они не в силах изменить музыку. Сегодня оперный жанр переживает определенную трансформацию. Мне кажется, что для привлечения публики не надо заигрывать с ней, придумывая суперсовременные штучки. Если вокал на высоте, то это непременно зацепит, если же этого не случилось - все остальное не имеет смысла.
- Сегодня у молодого поколения певцов стало больше возможностей заявить о себе на различных конкурсах. Так случилось с Айгуль Ахметшиной, которую пригласили в Ковент-Гарден. - Замечательно, что есть такая возможность. Вот недавно моя ученица, очень способная, Назгуль Ибрагимова прошла трехнедельную стажировку в Монте-Карло, где совершенствовалась во французской и итальянской операх. Я своим воспитанницам всегда говорю: дерзайте, прослушивайтесь, высылайте записи. У меня с конкурсами не сложилось. Дело в том, что они в нашем виде искусства имеют ограничения по возрасту - в основном до 32 лет. Мне довелось принять участие только один раз: в 2014 году я победила на Международном конкурсе имени Наталии Шпиллер в номинации для поющих педагогов.
- Что для вас означает развитие в профессии? - Наш театр сегодня находится в очень хорошей форме. Мы участвуем в фестивалях, получили «Золотую маску», на все премьеры к нам приезжают столичные критики. И это само по себе счастье - работать в таком красивом здании, в зале с прекрасной акустикой. У нас замечательный дирижер Артем Макаров, который любит делать спектакли со своими солистами. Это дорогого стоит. Мне интересно с ним работать. Развиваться - значит совершенствовать технику, выходить на сцену подготовленным в любом спектакле. Готовить каждый год одну-две новые партии.
- Вы уже пять лет преподаете в институте искусств и еще больше - в музыкальной школе имени Наримана Сабитова. Что сложнее: учить или учиться? - Мой педагог Аскаров говорил: научить нельзя - можно научиться. Тогда я не очень понимала смысл этой фразы. Сейчас знаю: если человек не верит в себя, его невозможно научить. Я тяжело переживаю неудачи своих учеников. Педагог ведь не только технику ставит, но и должен показать, как совладать с волнением, не бояться публики. Конечно, все приходит с опытом.
- А у вас есть педагог? - Да, моя коллега - солистка нашего театра, народная артистка республики Эльвира Фатыхова. Занимаюсь у нее уже 10 лет. После рождения второго ребенка надо было входить в форму, и она мне помогла и в профессиональном, и в человеческом плане. В опере как в спорте: голос нужно прибавлять постепенно, чтобы не сорваться. Эльвира стала моим творческим руководителем, и когда я училась в ассисентуре-стажировке. Своим вокально-техническим ростом я во многом обязана ей. У нас как-то в театре сложилось, что мы друг другу приходим на выручку: часто консультируюсь с Ларисой Ахметовой, Дилярой Идрисовой, Алиной Латыповой. Когда я пришла в труппу, примадонны на нас смотрели свысока. Сегодня все по-другому.
- А как же конкуренция, зависть? Она неизбежна в творческих коллективах… - Прошло года два-три после моего прихода в театр, когда я поняла: если буду переживать из-за того, что мне не досталась та или иная роль, так и до нервного срыва недалеко. Конечно, обидно, когда ты столько сил вложила, а на премьере поет другая. И тогда же решила: делаю все наилучшим образом и будь что будет. Все равно выбор - за режиссером и дирижером. А у них свое субъективное мнение, вкусы-то у всех разные. Я человек самодостаточный и верю: если роль суждена, то она обязательно придет.
- Многочасовые репетиции, спектакли, которые заканчиваются поздно вечером, поклонники… Как ко всему этому относятся ваши домашние, не бунтуют? - С мужем вместе больше 20 лет, познакомились еще в Нефтекамске. Он - мой друг, основа наших отношений - полное доверие. Супруг далек от мира искусства, работает в строительстве. Я, наверное, вас удивлю: он на мои спектакли не ходит, говорит: лучше дома тебя ждать буду. Сначала я обижалась, а теперь воспринимаю это спокойно. Достаточно того, что родные видят мои творческие муки, ежедневные «поиски» голоса и не могут дождаться: когда же наконец мама споет Кармен?! Семья - сложный механизм. После стольких лет вместе становится важным другое: муж - искренний, добрый, порядочный, терпеливый - словом, настоящий мужчина. А дочь Арина - моя самая преданная поклонница. Сейчас она учится в Санкт-Петербурге на факультете механики и математического моделирования. А до отъезда не пропускала ни одного спектакля, снимала на видео все прогоны, потом мы с ней обсуждали: что где не так. К сожалению, она не связала свою жизнь с искусством, хотя музыкальную школу окончила с отличием. Я настояла. Мечтала, что она станет моим аккомпаниатором. Но человек должен заниматься тем, что ему нравится. Сыну - 11, он иногда приходит меня послушать. То, что у меня есть другая сторона жизни, не пересекающаяся с творческой, очень помогает переживать неудачи и идти дальше.
- Чему посвящаете свободное время? При таком плотном графике: репетиции, уроки в школе, занятия со студентами, домашние дела… - оно у вас вообще есть? - Два года назад мы купили дачу в Булгаково, и я, сама от себя не ожидая, стала ее фанатом: копаю, сажаю, выращиваю. К этому добавляются баня и шашлыки, когда приезжают друзья. Что может быть лучше такого отдыха! Люблю готовить, пеку пироги, сама ставлю тесто. Но самое любимое занятие - уединиться на веранде с книгой и чашечкой кофе. Я всегда много читала, но сегодня, к сожалению, Интернет вытеснил часть времени. В 12 лет прочитала «Анну Каренину», и с тех пор это моя настольная книга. Слог Толстого, как музыка, завораживает, его хочется перечитывать вновь и вновь. Люблю путешествовать, открывать детям свои любимые места. Говорят, что человек понимает, когда был счастлив, уже постфактум. Наверное. Но я чувствую себя счастливой сегодня. Дети уже выросли, уже многое понимаешь в жизни, немало сделано, но точку ставить еще рано: есть к чему стремиться и в чем совершенствоваться.
Светлана ЯНОВА |