ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

«Башнефть» - надежный актив
В  Москве в рамках XI Инвестиционного форума ВТБ Капитал «Россия зовёт!» сост...

Долгожданные ключи
Глава Башкортостана Радий Хабиров провел очередное совещание в формате «Строй...

Старт Восточному
20  января стартуют строительно-монтажные работы на  Восточном выезде. Про...

Елки позитива
В  преддверии Нового года в Уфе установили 19 праздничных елок, в том числе тр...

Вдоль по Трактовой
В  Уфе булыжная мостовая XVIII века по улице Трактовой получила статус объекта ...

Ждем Деда Мороза
20  декабря в ГКЗ «Башкортостан» состоится главная новогодняя елка. 
...

В гримерке Нуреева
Балетные туфли, репетиционная одежда, халат, палантин. В московском театре «Гел...

Под охраной государства
В  перечень объектов культурного наследия внесены старинные особняки в исто...

Вьетнамские гастроли
Государственный академический ансамбль народного танца им. Файзи Гаскарова га...

Победа принесла «золото»
Семен Елистратов завоевал третью золотую медаль Кубка мира в Канаде.



     №12 (217)
     Декабрь 2019 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ"

«Если роль суждена - она обязательно придет»


Очевидный талант, прекрасные внешние данные, сценическое обаяние -  за эти качества певицу Любовь Буторину любят многочисленные поклонники и строгие критики.
В этой диве Башкирского театра оперы и балета сегодня трудно узнать робкую, неуверенную в себе провинциалку, каковой на заре своей карьеры считала себя наша героиня. Ведь на большую сцену она шагнула достаточно поздно - в  30 лет. 

- Почему так получилось? 
- Я никогда не думала, что буду певицей, даже в музыкальной школе не училась. Моя семья была далека от искусства, родители работали на автозаводе. Поэтому после 11 класса поступила в Нефтекамское педучилище. Там готовили учителей музыки и физкультуры. Для первой профессии было необходимо специальное образование, поэтому выбор пал на физическую культуру. Но как-то на уроке музыки педагог обратила внимание на мои вокальные данные: «Тебе надо учиться!». И стала заниматься со мной дополнительно. С этого все и началось.

- То есть сегодняшней своей карьерой вы обязаны случаю?
- Может быть. Вся наша жизнь состоит из случайностей, но только от нас зависит, воспользуемся ли мы возможностями. Я думаю, мне было предназначено стать именно оперной певицей. В педучилище я пела только романсы, позже слушала Образцову, Архипову, итальянских певиц. Мне нравилось это волшебное действо - оперное пение. В 1997-м, получив диплом педагога, я поехала в Уфу в училище искусств, но меня не приняли: не было достаточной подготовки. Поступила на второй раз, до этого год проработав в школе. В 22 вышла замуж, через год родила дочку. То есть стала вполне взрослой. Еще год пела в Нефтекамской филармонии: ездили по деревням, я исполняла в лектории детские песенки. Профессор Академии искусств Фарзана Фаткулловна Сагитова настоятельно советовала: поступай к нам. А мне уже 25 - чувствовала себя по сравнению с другими студентами взрослой. Попала в класс к Салавату Ахметовичу Аскарову, который очень многому меня научил. И сразу после окончания, в 30 лет, меня приняли солисткой в наш театр. 

- За 13 лет, что вы на сцене, удалось спеть многие ведущие партии. Особенное впечатление на публику и критиков произвела ваша Любаша в «Царской невесте» Римского-Корсакова. Это ваша любимая роль?
- Когда ты готовишь партию, то пропускаешь ее через себя, поэтому в этом смысле все роли - любимые. Другое дело - те, которые близки твоей натуре. Одна из них - Любаша. На выпускном в институте Миляуша Галеевна Муртазина поставила мне за ее исполнение пять с плюсом. Моя героиня - трагическая фигура, ей сострадаешь больше, чем Марфе. Она - жертва обстоятельств, из которых нет выхода. Я вложила в этот образ всю свою душу. 

- Часто ли ваше прочтение образа вступает в противоречие с режиссерской трактовкой?
- У постановщика может быть свое видение, которое с твоим не совпадает. Как, например, в «Кармен» Дмитрия Белянушкина. Я этот спектакль обожаю, но поверить, что моя героиня одержима страстью только к Хосе, я не могу. Это противоречит и логике самого Мериме. Мне трудно далась эта роль, приходилось себя ломать. Уверенная в своей женской силе Кармен - не моя история. Но как бы современные режиссеры не интерпретировали классику, они не в силах изменить музыку. Сегодня оперный жанр переживает определенную трансформацию. Мне кажется, что для привлечения публики не надо заигрывать с ней, придумывая суперсовременные штучки. Если вокал на высоте, то это непременно зацепит, если же этого не случилось - все остальное не имеет смысла.

- Сегодня у молодого поколения певцов стало больше возможностей заявить о себе на различных конкурсах. Так случилось с Айгуль Ахметшиной, которую пригласили в Ковент-Гарден.
- Замечательно, что есть такая возможность. Вот недавно моя ученица, очень способная, Назгуль Ибрагимова прошла трехнедельную стажировку в Монте-Карло, где совершенствовалась во французской и итальянской операх. Я своим воспитанницам всегда говорю: дерзайте, прослушивайтесь, высылайте записи. У меня с конкурсами не сложилось. Дело в том, что они в нашем виде искусства имеют ограничения по возрасту - в основном до 32 лет. Мне довелось принять участие только один раз: в 2014 году я победила на Международном конкурсе имени Наталии Шпиллер в номинации для поющих педагогов. 

- Что для вас означает развитие в профессии? 
- Наш театр сегодня находится в очень хорошей форме. Мы участвуем в фестивалях, получили «Золотую маску», на все премьеры к нам приезжают столичные критики. И это само по себе счастье - работать в таком красивом здании, в зале с прекрасной акустикой. У нас замечательный дирижер Артем Макаров, который любит делать спектакли со своими солистами. Это дорогого стоит. Мне интересно с ним работать. Развиваться - значит совершенствовать технику, выходить на сцену подготовленным в любом спектакле. Готовить каждый год одну-две новые партии. 

- Вы уже пять лет преподаете в институте искусств и еще больше - в музыкальной школе имени Наримана Сабитова. Что сложнее: учить или учиться?
- Мой педагог Аскаров говорил: научить нельзя - можно научиться. Тогда я не очень понимала смысл этой фразы. Сейчас знаю: если человек не верит в себя, его невозможно научить. Я тяжело переживаю неудачи своих учеников. Педагог ведь не только технику ставит, но и должен показать, как совладать с волнением, не бояться публики. Конечно, все приходит с опытом. 

- А у вас есть педагог?
- Да, моя коллега - солистка нашего театра, народная артистка республики Эльвира Фатыхова. Занимаюсь у нее уже 10 лет. После рождения второго ребенка надо было входить в форму, и она мне помогла и в профессиональном, и в человеческом плане. В опере как в спорте: голос нужно прибавлять постепенно, чтобы не сорваться. Эльвира стала моим творческим руководителем, и когда я училась в ассисентуре-стажировке. Своим вокально-техническим ростом я во многом обязана ей. У нас как-то в театре сложилось, что мы друг другу приходим на выручку: часто консультируюсь с Ларисой Ахметовой, Дилярой Идрисовой, Алиной Латыповой. Когда я пришла в труппу, примадонны на нас смотрели свысока. Сегодня все по-другому.

- А как же конкуренция, зависть? Она неизбежна в творческих коллективах…
- Прошло года два-три после моего прихода в театр, когда я поняла: если буду переживать из-за того, что мне не досталась та или иная роль, так и до нервного срыва недалеко. Конечно, обидно, когда ты столько сил вложила, а на премьере поет другая. И тогда же решила: делаю все наилучшим образом и будь что будет. Все равно выбор - за режиссером и дирижером. А у них свое субъективное мнение, вкусы-то у всех разные. Я человек самодостаточный и верю: если роль суждена, то она обязательно придет. 

- Многочасовые репетиции, спектакли, которые заканчиваются поздно вечером, поклонники… Как ко всему этому относятся ваши домашние, не бунтуют? 
- С мужем вместе больше 20 лет, познакомились еще в Нефтекамске. Он - мой друг, основа наших отношений - полное доверие. Супруг далек от мира искусства, работает в строительстве. Я, наверное, вас удивлю: он на мои спектакли не ходит, говорит: лучше дома тебя ждать буду. Сначала я обижалась, а теперь воспринимаю это спокойно. Достаточно того, что родные видят мои творческие муки, ежедневные «поиски» голоса и не могут дождаться: когда же наконец мама споет Кармен?! Семья - сложный механизм. После стольких лет вместе становится важным другое: муж - искренний, добрый, порядочный, терпеливый - словом, настоящий мужчина. А дочь Арина - моя самая преданная поклонница. Сейчас она учится в Санкт-Петербурге на факультете механики и математического моделирования. А до отъезда не пропускала ни одного спектакля, снимала на видео все прогоны, потом мы с ней обсуждали: что где не так. К сожалению, она не связала свою жизнь с искусством, хотя музыкальную школу окончила с отличием. Я настояла. Мечтала, что она станет моим аккомпаниатором. Но человек должен заниматься тем, что ему нравится. Сыну - 11, он иногда приходит меня послушать. То, что у меня есть другая сторона жизни, не пересекающаяся с творческой, очень помогает переживать неудачи и идти дальше.

- Чему посвящаете свободное время? При таком плотном графике: репетиции, уроки в школе, занятия со студентами, домашние дела… - оно у вас вообще есть?
- Два года назад мы купили дачу в Булгаково, и я, сама от себя не ожидая, стала ее фанатом: копаю, сажаю, выращиваю. К этому добавляются баня и шашлыки, когда приезжают друзья. Что может быть лучше такого отдыха! Люблю готовить, пеку пироги, сама ставлю тесто. Но самое любимое занятие - уединиться на веранде с книгой и чашечкой кофе. Я всегда много читала, но сегодня, к сожалению, Интернет вытеснил часть времени. В 12 лет прочитала «Анну Каренину», и с тех пор это моя настольная книга. Слог Толстого, как музыка, завораживает, его хочется перечитывать вновь и вновь. Люблю путешествовать, открывать детям свои любимые места. Говорят, что человек понимает, когда был счастлив, уже постфактум. Наверное. Но я чувствую себя счастливой сегодня. Дети уже выросли, уже многое понимаешь в жизни, немало сделано, но точку ставить еще рано: есть к чему стремиться и в чем совершенствоваться.

Светлана ЯНОВА








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости