ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Про регби и законы
В Москве глава Башкортостана Радий Хабиров встретился с руководителем Федерал...

Долгожданное новоселье
Глава региона Радий Хабиров провел совещание в формате «Строительный час», где...

Город труда
Столице Башкирии присвоено почетное международное звание «Город Трудовой Доб...

Храм искусств
В Затоне завершается строительство нового здания детской музыкальной школы № ...

В беде не оставим
Подъезд №1 дома по улице Пекинской, 16, где произошел хлопок  бытового газа, бу...

Новый взгляд на «Ватан»
Главное управление архитектуры и градостроительства администрации Уфы и Союз ...

Назовем именем Нуреева?
Глава Башкортостана Радий Хабиров на своей странице в соцсети объявил о провед...

И Райцес, и Бомарше
До 11 февраля в Уфе будет проходить ставший уже традиционным Театральный декадн...

Болеем за наших
Команда КВН из Башкирии «Лица республики» по итогам фестиваля «Кивин-2020» стала...

И мяч – в корзине



     №2 (219)
     Февраль 2020 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "УЧИТЕЛЬ ГОДА - 2020"

Кто меняет мир


Заключительным испытанием конкурса «Учитель года столицы Башкортостана-2020» по традиции стал круглый стол, в котором приняли участие педагоги, успешно преодолевшие предыдущие этапы. В этот раз на суд участников было вынесено интервью с молодым педагогом Дарьей Дягелец. Учитель истории пришла в образование, чтобы, ни много ни мало,  изменить мир. Она считает, что у современного человека нет созидательных хобби, но есть опустошенность, потому что он «проживает чужую жизнь».  И чтобы, по ее мнению, выправить ситуацию, необходимо начать  со школы.  Ее неоднозначные  суждения  и стали предметом дискуссии.

Анна Нестеренко, учитель музыки школы №109 имени М.И. Абдуллина (номинация «Педагогический дебют»):
- Я тоже новичок в образовании, поэтому мы с Дарьей Дягелец могли бы поспорить на равных. Она считает, что «самые лучшие студенты педагогических вузов не идут в школу, потому что будут получать небольшую зарплату. Туда идут средние, ниже среднего и в редком исключении те, кто горит идеей работать в школе. Такой педагогический состав понижает интеллектуальный и моральный уровень школы». 
Весьма сомнительное утверждение. Я всегда хорошо училась и с детства знала, что буду работать в школе, как моя мама. Поэтому в педагогический вуз меня привела вовсе не безысходность. Я учу ребят слушать и слышать музыку, чтобы они почувствовали ее, чтобы мир обрел для них новое звучание. На уроках мы учимся правильно петь и дышать, знакомимся с творчеством известных композиторов. Современным детям это очень нужно, и я могу им помочь. 
Думаю, что в школе работают те, кто любит не только свой предмет, но жизнь в целом. Другие здесь надолго не задерживаются. 
Дети – хорошие психологи, если они видят, что учитель искренне увлечен предметом, что он много знает, то поневоле проникаются уважением.  Современный учитель - тот, кто непрерывно учится, потому что понимает: он должен быть интересен новому поколению. 
Сегодня многие пытаются  реализовать себя в творчестве. В этом смысле мы, учителя, - счастливые люди, у нас есть возможность превратить наши уроки в творческие мастерские, привлечь внимание ребят к искусству, научить их отличать подлинную красоту от мнимой. Поэтому о каком моральном и интеллектуальном обнищании можно говорить?

Любовь Галеева, учитель истории  школы №18:
- Система образования предстает в этой статье в черном цвете. Конечно,  проблем в отрасли немало, но все-таки положительных моментов больше. Желтая пресса часто тиражирует негативный образ учителя. Доходит до абсурда. Буквально на днях в Интернете обсуждался случай, когда учительница была замечена за покупкой нижнего белья, и теперь одна из ретивых родительниц требует ее увольнения. То есть учителю отказывают в праве быть женщиной со всеми вытекающими отсюда последствиями. Стоит ли акцентировать внимание на подобной глупости? Согласна, что профессия накладывает на нас определенные нормы поведения, но это не должно переходить границы разумного. Что касается «промывания косточек» коллег и учеников  в педагогическом коллективе. Наверное, есть какие-то отдельные случаи, но в большинстве своем учителя настолько поглощены работой,  загружены, что на пустые разговоры времени не остается. Спросите любого педагога, о чем он больше всего говорит? О школе. Даже с домашними обсуждает  классные проблемы.  К тому же у учителей есть масса возможностей для общения в непринужденной обстановке. В нашей школе, например,  проходят фестивали здоровья по волейболу, лыжам, шахматам, мы участвуем в КВН ассоциации молодых учителей Кировского района «Толпар», проектных семинарах, где идет обмен  опытом и идеями.  

Антон Михайлов, учитель английского языка лицея №58:
- В очень спорном интервью молодого педагога утверждается, что учитель чаще всего «человек мелких желаний.  Его настолько приучили ничего не желать, что он забыл, как это делать. У него нет любви к себе, своему предмету, к жизни в целом. Глупая абсурдная бумажная работа превращает его в покладистое существо, которое хочет поскорее идти домой, потому что там не заставляют заполнять бумаги». Если уж быть честными, то такая характеристика подходит представителям любых профессий, ведь все люди разные, и педагогов не штампуют на производстве. К сожалению, та роль, которую приписывают современной школе (оказание услуг), играет на принижение статуса учителя. Но позвольте спросить: кто же выпускает в большую жизнь наших детей, наделенных хорошими знаниями и навыками? Учителя мелких желаний? Нельзя же всех равнять под одну гребенку. Безусловно, в семье не без урода, но подавляющая часть наших учителей – люди развивающиеся. И профессиональные конкурсы – подтверждение того, что в школе работают увлеченные, неравнодушные педагоги. В этом Дарье еще придется убедиться.

Надежда  Кузнецова, учитель истории школы №110:
- Дарья Дягелец  говорит о том, что мир, который рисует школа, очень отличается от реального. Не соглашусь.  Дети сегодня имеют возможность почерпнуть информацию из разных источников: СМИ, соцсетей, Интернета. Поэтому преподавать историю все сложнее. Старшеклассники проявляют большой интерес к политике, на уроках порой  развертываются настоящие баталии. Дети достаточно осведомлены о перипетиях идеологической борьбы, они задают острые вопросы, интересуются позицией учителя по тому или иному вопросу внутренней и внешней политики. Я стараюсь не навязывать им свою точку зрения, потому что это мое субъективное мнение. В то же время не устаю повторять, что у любого явления есть две стороны. Например, многие старшеклассники отождествляют власть  и Отечество. Но это не одно и то же. Страна – это не только чиновники и управленцы, но и мы с вами. Моя задача – не только давать знания, но и воспитывать гражданина. История, наверное, как никакой другой предмет, формирует мировоззрение ребенка, помогает ему в  самоидентификации. Учитель должен  убедить подростков, которым свойственна категоричность мышления, что не надо судить однобоко, научить видеть причинно-следственные связи. При таком разнообразии учебников истории сделать это непросто: часто авторы дают диаметрально противоположную  интерпретацию событий. Поэтому на учителе лежит огромная ответственность за воспитание молодого поколения. И оно, даже если судить по нашей коллеге Дарье Дягелец, – думающее. И в этом ответ на ее вопрос.

Гузель Тяптина, учитель русского языка и литературы Аксаковской гимназии №11:
- В России около миллиона педагогов. И рисовать некий усредненный портрет учителя – значит судить поверхностно. Человек мелких желаний –  не профессиональная характеристика. Из русской классики всем известен образ маленького человека. 
Эмоциональное выгорание возможно в любой профессии, но в учительской - страшнее всего. 
Почему так происходит? По статистике, самые трудолюбивые учителя живут в Японии – они ведут 56 часов в неделю. А если посчитать, сколько российский учитель отдает школе? Чтобы получать более-менее достойную зарплату, надо вести полторы – две ставки, выросла наполняемость классов, плюс внеклассная работа, дополнительные занятия, проверка тетрадей – и вот мы впереди японцев. Такая нагрузка непомерна, как следствие - накапливается негативная энергия, которую необходимо высвободить.  Почему бы, например, не организовать бесплатные занятия для учителей латинскими танцами или поиграть в настольный теннис? Все это вполне осуществимо. 
И еще. Чтобы формировать личность, надо самому быть личностью, интересной детям. Помню, что в начале своей педагогической карьеры я преподносила знания в готовом виде – поэтому уроки проходили одинаково. Потом поняла, что это неправильно, захотелось увлечь детей. Урок по одной и той же теме априори не может проходить одинаково в разных классах.

Мария Ширшова, учитель математики гимназии № 86 с углубленным изучением иностранных языков (номинация «Педагогический дебют»):
- В интервью много спорных суждений, но кое в чем Дягелец права. Сегодня родители оберегают детей  даже от самостоятельной дороги в школу и обратно. Так называемая выученная беспомощность - действительно бич времени. Инфантильность проистекает из чрезмерной родительской опеки. И тому есть вполне объективные причины. Женское здоровье оставляет желать лучшего, и представительницам прекрасного пола долгожданные дети тяжело достаются. Вот случай из моей практики: 13-летняя девочка не может сама себе разогреть еду, а мама до сих пор моет ей голову.  Стараюсь своих шестиклашек приучать к самостоятельности. Например, прошу мальчиков подкрутить болты на партах, а девочек учу справляться с бытовыми проблемами. Второй бич в воспитании нынешних детей – недостаточное внимание родителей, которые оправдывают это занятостью на работе и перекладывают свои обязанности на школу.
Хочу заметить, что полемический запал интервью заставляет задуматься о своем предназначении. 

Алия Сафарянова, учитель начальных классов гимназии №39:
- Честно говоря, статья произвела на меня довольно гнетущее впечатление. Дарья еще слишком молода и мало работает в школе, чтобы делать такие выводы. Например, в нашей гимназии меня окружают люди, которые сведущи не только в профессии, но и обладают широким кругозором, постоянно находятся в поиске нового. Мне кажется, что как раз школа дает массу возможностей для развития. Если говорить о престиже профессии, то, конечно, его нужно поднимать. Но одним увеличением зарплаты проблему не решить, на что есть вполне объективные причины: современные дети намного информированнее своих сверстников десятилетней давности. Поэтому учитель должен постоянно развиваться, чтобы ребята видели в нем человека, который отлично разбирается во многих проблемах, и это, безусловно, повышает авторитет педагога среди его воспитанников и их родителей. 

Айсылу Хафизова, учитель биологии школы №38:
- А мне кажется, если ребенок не умеет завязывать шнурки, это не страшно. Зато он проявляет себя в тех областях, которые требуют высокого интеллекта, например, претворяя в жизнь свои идеи в таких образовательных центрах, как «Сириус». 
В школе будущего не только ученики, но и учителя многое делают исходя из собственной любознательности. И о какой бы образовательной цифровой среде ни говорили, мы все равно соглашаемся с тем, что нам требуется развитие в первую очередь для педагога. Цифровая образовательная среда требует от учителя постоянного развития. Но бюрократическая нагрузка, которая ложится на их плечи, делать этого не дает. Прежде всего мы должны освободить преподавателей от того количества бумаг, которое сегодня есть. 
Пока что искусственный интеллект незначительно меняет образовательный процесс. Конечно, появляются новые площадки, но выглядит это скорее как отдельные эксперименты. Пожалуй, единственная область, где ИИ может найти практическое применение уже сейчас, - вспомогательные процессы обучения: проверка домашних заданий, контрольных работ, обработка и анализ массовых исследований в области образования. А уже лет через семь, не меньше, ИИ будет применяться в образовании регулярно. Но не стоит ожидать, что в будущем ИИ сможет заменить педагога.  Он может быть лишь помощником, взяв на себя отдельные функции, но креативный процесс для него непосилен. Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей посильно только живому человеку!

Вера Мохова, учитель математики школы №78:
- В интервью говорится о том, что родителям нужны специальные курсы, на которых психологи будут рассказывать, что происходит с их детьми. Но одними лекциями вряд ли можно исправить ситуацию. К сожалению, мы не можем полностью контролировать  детей в интернет-пространстве. Должна быть совместная деятельность, когда папа или мама посмотрят на своего ребенка другими глазами, а родитель, в свою очередь, откроется для него в ином свете. Походы, экскурсии, живое общение способны стать объединяющей силой для всех участников образовательного процесса.  Общаясь друг с другом вне дома и вне школы, они  станут больше доверять друг другу.

Айгуль Семенова, учитель русского языка и литературы гимназии №82:
- Интервью, бесспорно, дает пищу для размышления.  Родители и учителя должны стать единомышленниками, которые движутся в одном направлении – воспитании достойного гражданина, который найдет свое место в обществе. Если с ребенком что-то не так, то не надо замалчивать проблему, надеясь, что все обойдется. Надо идти в школу, к классному руководителю, к психологу. Дети хорошо знают свои права: нельзя на меня повышать голос, за уборку мне не платят. Они не должны воспринимать учителя как обслуживающий персонал. Сегодня ребята переступают через  авторитет учителя, завтра – перестанут считаться с родителями. Необходимо найти золотую середину во взаимодействии взрослых по отношению к ребенку.

Светлана ЯНОВА








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости