ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Про регби и законы
В Москве глава Башкортостана Радий Хабиров встретился с руководителем Федерал...

Долгожданное новоселье
Глава региона Радий Хабиров провел совещание в формате «Строительный час», где...

Город труда
Столице Башкирии присвоено почетное международное звание «Город Трудовой Доб...

Храм искусств
В Затоне завершается строительство нового здания детской музыкальной школы № ...

В беде не оставим
Подъезд №1 дома по улице Пекинской, 16, где произошел хлопок  бытового газа, бу...

Новый взгляд на «Ватан»
Главное управление архитектуры и градостроительства администрации Уфы и Союз ...

Назовем именем Нуреева?
Глава Башкортостана Радий Хабиров на своей странице в соцсети объявил о провед...

И Райцес, и Бомарше
До 11 февраля в Уфе будет проходить ставший уже традиционным Театральный декадн...

Болеем за наших
Команда КВН из Башкирии «Лица республики» по итогам фестиваля «Кивин-2020» стала...

И мяч – в корзине



     №2 (219)
     Февраль 2020 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР"

Осознать. Исправиться. Вернуться


Об этой «изнанке» жизни граждане обычно судят по кинофильмам, где показывают суровый быт исправительных колоний. Как все обстоит на самом деле – наша беседа с руководителем Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Башкортостан Алексеем Чириковым. 

- Алексей  Львович, у вас большой опыт руководства двумя территориальными подразделениями Управления ФСИН -  на Алтае и в Калининградской области. С приходом в новую должность вы объехали все колонии, каково общее впечатление? 
- Система очень консервативна, с давними традициями, и наши сотрудники значительно отличаются от других гражданских служащих или даже тех, кто работает в правоохранительных органах. Они находятся в условиях изоляции, в постоянном контакте с преступниками, в большинстве своем совершившими тяжкие деяния. Их работа сопряжена с риском, психологическим давлением. Как человек, отдавший системе много лет, я их не только ценю, но и понимаю. И тем приятнее отметить высокий профессиональный и образовательный уровень сотрудников УФСИН России по РБ. 
Все исправительные учреждения в стране основаны на одних и тех же принципах, руководствуются документами, регламентирующими их деятельность. Отличие, я бы сказал, в климатических условиях. Учитывая, что у нас самая огромная страна, в каких-то регионах нести службу труднее.  

- Каков контингент осужденных, много ли среди них жителей республики?  
- Основная часть осужденных из Башкортостана, однако есть определенные статьи, по которым их направляют в другие регионы - за тяжкие и особо тяжкие преступления, за терроризм. У нас нет «тюремного» вида режима – то есть более жестких условий отбывания наказания в камерах. В настоящее время  пенитенциарная система республики имеет в своем составе 9 мужских исправительных колоний, Стерлитамакскую воспитательную, 2 колонии-поселения, 2 лечебных учреждения, 5 следственных изоляторов, центры - учебный и инженерно-технического обеспечения, управление по конвоированию, 35 филиалов уголовно-исполнительной инспекции, участок исправительного центра при КП-6. Все они четко выполняют возложенные на них функции.

- В кинофильмах, где показывают быт осужденных, часто говорят, что держать дисциплину в отрядах помогают так называемые смотрящие. Так ли это?
- Возможно, такое и было лет 15 назад, когда в колонии содержались криминальные авторитеты. Но не сейчас.  Невозможно полагаться на осужденного, чтобы решить какие-то вопросы. Сегодня у них уважением пользуются одни, завтра - другие. Другое дело – сотрудник, в звании и при должности. К тому же у нас очень суровый отбор. Человек, не пользующийся авторитетом, работать не сможет. Безусловно, в этом непростом коллективе нужно поставить себя, и тогда навести порядок труда не составит. К тому же законом предусмотрены рычаги и меры стимулирования.

- Какие именно?
- Правопослушное поведение стимулируется поощрениями, и самое главное – освобождением условно-досрочно. Отрицательное поведение карается взысканием: от выговора до перевода в штрафные помещения. 
Сроки разные – от 15 суток вплоть до шести месяцев, а может быть и до года, в зависимости от степени нарушения. Если совершит проступок подозреваемый или обвиняемый в следственном изоляторе - его переводят в так называемый карцер.

- Как воспринимают лишение свободы впервые осужденные?
- Все зависит от человека. Бывает, впадают в тяжелую депрессию, испытывают сильный стресс, особенно когда понимают, как это тяжело, и предстоит длительный срок. С ними работают не только психологи, но и начальники отрядов, оперативные сотрудники. 

- К сожалению, имеются случаи, когда сотрудники 
УФСИН за материальное вознаграждение предоставляют осужденным преференции. Какая работа ведется по выявлению подобных случаев? Как боретесь за чистоту ваших рядов?
- Действительно, факты предательства на службе время от времени всплывают: некоторые не могут удержаться от соблазна и идут на должностное преступление. У нас есть служба собственной безопасности. Кроме этого, в каждом подразделении есть оперативные сотрудники, которые работают по пресечению подобных фактов. Поэтому если в СМИ появляется такая информация, она, скорее всего, говорит об эффективности их работы, а не о системных промахах. Конечно же, правовые последствия в отношении таких сотрудников наступают незамедлительно, и мы эти факты не замалчиваем.  

- В конце года вы обсудили с председателем Госсобрания – Курултая РБ Константином Толкачевым вопрос  развития производственной базы на основе ряда ИК. Продуктивной была встреча?
- Состоялся очень конкретный, заинтересованный разговор. Я проинформировал Константина Борисовича, как мы трудоустраиваем осужденных, как реализуется комплексная реабилитация и ресоциализация лиц, вышедших на свободу. По итогам встречи мы получили поддержку, были намечены планы  дальнейшего сотрудничества. Вопрос перспективы открытия новых рабочих мест мы обсуждали и с заместителем председателя Комитета Государственной Думы по строительству и законодательству Рафаэлем Марданшиным. 
Стоит отметить, что у нас практически в каждом учреждении занимаются производством: это и необходимая прибыль для содержания колоний, и формирование уважительного отношения к труду как к одному из основных средств исправления.  Да и осужденным есть возможность иметь «лишнюю копейку», перечислять деньги семье. Чем мы только не занимаемся: начиная со швейной продукции и  элементарной деревообработки, заканчивая высокотехнологичными производствами. Нами, к примеру,  выпускается такой известный в России бренд, как тягодутьевые машины. Это вентиляторы - от маленьких до огромных промышленных, востребованных в производственных помещениях. Также в учреждениях занимаются литьем и изготовлением гусениц для болотоходов, производством бурильных механизмов для нефтяной промышленности. И в первую очередь мы немало делаем для  муниципальных организаций, благоустройства города. Литые скамейки, чугунные люки и ограждения, металлоконструкции и  фонарные столбы – дело рук осужденных. Также изготавливаем швейную продукцию, мягкий инвентарь или спецодежду для больниц, других организаций, мусорные контейнеры. Мы заняли свою, пусть и небольшую, но прочную нишу и в сельхозпроизводстве – изготавливаем молочную и мясную продукцию. На полях Уфимского и Стерлитамакского районов выращиваем картофель, помидоры и огурцы с дальнейшей консервацией. В прошлом году объем произведенной продукции увеличился на 12 % и составил 1,3 млрд руб. Численность осужденных, выводимых на оплачиваемые работы, возросла на 6,1 процента и составляет 2787 человек.

- Каков же средний заработок? 
- В зависимости от того, кем трудоустроен человек и как справляется. Но минимальную оплату гарантируем. Если это работа на вредном или на высокотехнологичном производстве, естественно, зарплата увеличивается.  Есть все условия, только не ленись. 

- Тем не менее по выходе из колонии люди сталкиваются с проблемой трудоустройства. Для некоторых, как бы это ни звучало абсурдно, колония что мать родная. И крыша над головой, и обеспеченный кусок хлеба. Когда же человек освобождается, зачастую идти ему некуда, а главное – никуда и не берут. Вы как-то помогаете решить эту проблему?
- Безусловно, наши сотрудники заинтересованы в трудоустройстве лиц, готовящихся к освобождению. Даже в ряде случаев заблаговременно предоставляем отпуск с выездом за пределы учреждения, чтобы человек смог подыскать себе работу. Конечно, это большая ответственность для администрации исправительных учреждений, но пока нас еще никто не подводил. Преимущество имеют осужденные, добросовестно относящиеся к своим обязанностям, положительно себя зарекомендовавшие.  

- Хотелось бы поговорить об особой категории – о несовершеннолетних. Оступившиеся дети реально могут исправиться, принести пользу обществу. Среди них – большинство тех, кто не видел перед собой положительного примера отца либо старшего брата. Сложно ли найти общий язык с малолетними преступниками, наверное, к ним нужен особый подход? В основном это дети из асоциальных семей?
- Такая воспитательная колония находится в Стерлитамакском районе, содержатся здесь в том числе и ребята из вполне благополучных семей. Причем нет ни одного из детского дома. У всех 30 несовершеннолетних есть мать или отец, а порой и оба родителя. Безусловно, к сотрудникам там особые требования. С подростками занимаются врачи, психологи, клинические психологи,  педагоги и мастера–педагоги. Для них построена огромная светлая школа, прекрасное  производственное училище. Приезжайте, посмотрите, как им живется. У них ни минуты свободного времени и, что удивительно, горят глаза! Они участвуют в художественной самодеятельности, играют в хоккей и футбол, привыкают к труду. 
Когда я приехал к ребятам, спросил: «Есть ли у кого двойки?». Смеются. Какие двойки? Учатся только на «4» и «5».  Если ты «двоечник», с тобой никто не будет общаться. Соревнуются друг с другом: кто лучше? Если парнишка тянется к спорту – хорошо! Если есть голос и слух – замечательно! У каждого открылся какой-то небольшой талант. Мы всячески поощряем это, кроме того, привлекаем и к религиозному воспитанию. 

- Знаю, вы давно и плодотворно сотрудничаете с представителями разных конфессий, и в каждой колонии есть место, где можно помолиться… 
- Недавно состоялась наша встреча с Верховным муфтием, председателем ЦДУМ России Талгатом Таджуддином. Муллы и имамы, равно как и православные священники в колониях – нередкие гости. Хотел бы отметить и настоятеля храма Смоленской Иконы Божией Матери поселка Тимашево отца Иоанна Пилипенко. Считаю, что необходимо использовать все ресурсы в воспитании осужденного, и религия – один из важнейших, поскольку проповедует незыблемые истины: «Почитай отца и мать, не убивай, не укради». Многие осужденные приходят к вере – принимают ислам или христианство. В каждом учреждении созданы молельные комнаты, функционируют 3 храма и мечети. В православные общины входит 700 осужденных, 450 регулярно посещают мечети. 

- И здесь как раз хочу спросить о благотворительной деятельности. Сотрудники уголовно-исполнительной системы не изолированы от привычной жизни «на гражданке». Они ведут работу с молодежью по профилактике правонарушений, занимаются вопросами патриотического воспитания. Почти в каждой колонии есть подшефный детский дом, интернат или школа, куда они приходят с поздравлениями, благотворительной помощью. Расскажите об этом.
- Для нас это важная и приятная миссия. Наши подшефные в Уфе – детские дома № 2 и № 9, дом малютки, социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних и социальный приют. На протяжении 
10 лет сотрудники проводят благотворительную акцию «Чужих детей не бывает». Акция проводится для сирот, а также ребят, оставшихся без попечения родителей и содержащихся в детдомах по всей республике.
В канун Нового года как всегда с подарками посещаем их. Своими силами проводим праздники, и, надо сказать, наши представления с Дедом Морозом и Снегурочкой не уступают профессиональным. 
Особое внимание отводится уголовно-исполнительной  инспекции, где без лишения свободы отбывает наказание  100 подростков. Там находятся в основном ребята из неблагополучных семей, много сирот. В обычной жизни они вряд ли попали бы в театр, цирк, планетарий, музей. Мы же с ними проводим много времени: устраиваем праздники, культпоходы, спортивные мероприятия.

- В жизни сотрудников УФСИН и осужденных большое значение играет спорт…
- В нашей системе должен работать физически крепкий человек, с правильными принципами, не обязательно спортсмен, но с внутренним стержнем. И занятие спортом к этому мотивирует. Наши сотрудники – непременные участники Спартакиады ФСИН России, особенно сильны в многоборье кинологи, также успешно выступили на Кубке ФСИН России по волейболу. В этом году нам выпала честь принять у себя в республике чемпионат по служебному биатлону и легкоатлетическому кроссу.
У нас есть и гиревики, и футболисты, и хоккеисты. Спортивные разряды и звания имеют 240 сотрудников, среди них: заслуженный мастер спорта, 5 мастеров международного класса, 34 мастера спорта. К примеру, старший прапорщик внутренней службы Татьяна Лаврентьева - неоднократная чемпионка России и РБ по тяжелой атлетике, старший лейтенант внутренней службы Ильшат Ахметханов - двукратный чемпион мира по гиревому спорту, а старший лейтенант внутренней службы Виталий Балянов – обладатель Кубка мира и России по борьбе на поясах.  
Осужденные также любят заниматься спортом, безусловно, на первом месте футбол, и здесь примером для них служат наши именитые башкирские спортсмены, которые с большим желанием откликаются на нашу просьбу показать мастер-класс. Запомнился осужденным товарищеский матч с футбольным клубом «Уфа», который, кстати, закончился вничью. Подростки-осужденные с удовольствием играют в хоккей, каждую зиму для них заливаем каток. Также среди увлечений - настольный теннис, бильярд и особенно в колонии популярны шахматы. В конце года состоялся финальный этап Всероссийского чемпионата по шахматам в режиме видеоконференц-связи, в котором принял участие осужденный Стерлитамакской исправительной колонии №21, показавший неплохой результат. 

-  Вы полностью развенчали обывательское мнение, что «колония – не исправляет, а только портит». Еще и во Всероссийском конкурсе «Калина красная» осужденные занимают стабильно первые места. Расскажите об этом. 
- Да, к сожалению, «на кривую дорожку» встают и способные к творчеству люди. В 2019-м этот признанный и любимый среди осужденных, да и их семей, конкурс не проводился, а на этот год мы уже  отправили заявку. 
В «Калине красной» примет участие вокально-инструментальный ансамбль. Кстати, известные творческие коллективы и певцы республики у нас также нередкие гости. 
Сами осужденные любят шансон. Конечно, никакой романтики в их жизни нет, но хорошая песня помогает стать немного лучше. И наша работа нацелена на тот же результат.  

- Спасибо за содержательный разговор, успехов вам в нелегкой, но, безусловно, необходимой стране и обществу службе! 

Ирина ШИПУНОВА








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости