ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Про регби и законы
В Москве глава Башкортостана Радий Хабиров встретился с руководителем Федерал...

Долгожданное новоселье
Глава региона Радий Хабиров провел совещание в формате «Строительный час», где...

Город труда
Столице Башкирии присвоено почетное международное звание «Город Трудовой Доб...

Храм искусств
В Затоне завершается строительство нового здания детской музыкальной школы № ...

В беде не оставим
Подъезд №1 дома по улице Пекинской, 16, где произошел хлопок  бытового газа, бу...

Новый взгляд на «Ватан»
Главное управление архитектуры и градостроительства администрации Уфы и Союз ...

Назовем именем Нуреева?
Глава Башкортостана Радий Хабиров на своей странице в соцсети объявил о провед...

И Райцес, и Бомарше
До 11 февраля в Уфе будет проходить ставший уже традиционным Театральный декадн...

Болеем за наших
Команда КВН из Башкирии «Лица республики» по итогам фестиваля «Кивин-2020» стала...

И мяч – в корзине



     №2 (219)
     Февраль 2020 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

ОФИЦИАЛЬНО

НА КОНТРОЛЕ У МЭРА

КОЛОНКА РЕДАКТОРА

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

НАШ НА ВСЕ 100

100-летие Республики

Золотой курай

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

СТОЛИЧНЫЙ ПОЧЕРК

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

КУЛЬТПОХОД

ЗНАЙ НАШИХ!

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ПЕРСОНА

ЧЕРНИЛЬНИЦА

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Спорт

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВИЗИТЫ

ГОРОДСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

ФОТОРЕПОРТАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

IT-ЭКСПЕРТ

КУЛЬТУРТРЕГЕР

Наши герои

Музеи уфы

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

Лицо Уфы

УЧИТЕЛЬ ГОДА - 2020

75-летие победы








РУБРИКА "ARTEFAKTUS"

Тайны Мариинки


«Город был какой-то низенький, он точно сидел, а не стоял на земле. Со степи широкой волною налетал ветер, вздымая на улицах прозрачные облака черноватой, тёплой пыли…». Вы верите, что это написал человек, побывавший в городе на горе, т.е. Уфе? Я - нет. Так что вряд ли бывал в нашем городе автор романа «Жизнь Клима Самгина» Алексей Максимович Горький. Во всяком случае, точных сведений об этом нет. Вероятно, он просто «поместил» своего Самгина в то место, которое видел на… почтовых открытках. 

Конечно, Горький - личность легендарная, но для чего же выдумывать то, чего не было? Впрочем, небылицы коснулись и памятника писателю, что уже много лет стоит перед 3-й гимназией. А «много» - это сколько, - спросите вы. Отвечу сразу: чуть больше 60 лет. Интернет-ссылки в массе утверждают несколько иное, но что с них взять - это ж источник не авторитетный. Тем не менее если мы захотим быстренько осветить историю создания памятника и назвать его авторов, то ничего не получится. Необходимо провести целое расследование. На сегодняшний день можно уверенно говорить лишь о том, что памятник перед школой был установлен в конце 1950-х. И, как в те годы водилось*, имелся образец, с которого он лепился. И, возможно, образцовым стало произведение не кого-нибудь, а самой Веры Мухиной (её памятник писателю в Горьком - Нижнем Новгороде установили в 1952-м, а вот проект появился ещё в 1939-м): сапоги, косоворотка, развевающиеся на ветру волосы. Разве что хламиду свою Горький уже снял и держит на плече левой рукой то ли её, то ли пиджак. 
Какую такую хламиду - спрашиваете? Ту самую, что Алексей Пешков «использовал» во время работы журналистом в Самаре в качестве псевдонима - Иегудиил Хламида: так называли в шутку любое пальто или плащ. Впрочем, и ветер в волосах уфимского Алексея Максимовича немного «притих». Точно так, как и в Туапсе (памятник установлен в 1953 году): правда, здесь, на берегу моря, Горький почему-то засунул руку в карман. То же самое он «проделал» и в Краснодаре. Ну как тут не задуматься о дальновидности неизвестного скульптора, который предвидел, что уфимские выпускники чуть ли не каждый год будут выбивать у писателя его клюку - традиция, мол, такая (время «перестройки», однако, с её всесокрушающим лозунгом: «что не запрещено, то разрешено»). Лишь лет десять назад трость укрепили надёжно и её теперь не так просто выбить.
Если верить многочисленным, но попросту копирующим друг друга, а потому крайне ненадёжным источникам, памятник А.М. Горькому перед зданием школы № 3 был установлен в 1937 г. В 1938-м школа действительно получила имя писателя, но когда перед ней появился памятник, пока документально не установлено. Во всяком случае, на фотографиях начала и даже середины 50-х гг. прошлого века его ещё нет. 
Когда в 1960 г. школа отмечала столетие со дня основания**, состоялось торжественное собрание выпускников. Для его участников были отпечатаны пригласительные билеты с фотографией школы, на которой легко увидеть памятник автору романа «Жизнь Клима Самгина».

***
Если уж речь зашла о 3-й гимназии, то стоит опровергнуть и ещё одно укоренившееся заблуждение.
Стоящие в 300 метрах друг от друга здания Театра оперы и балета и 3-й гимназии (бывшей Мариинской) в нашем сознании всегда были ключевыми в облике дореволюционной Уфы. Неспроста, должно быть, авторство их проектов обычно приписывают одному архитектору - П.П. Рудавскому.
Здание театра, вне всякого сомнения, проектировал Павел Павлович, свидетельством тому является и его хорошо читаемая подпись на чертежах, и подтверждающие этот факт печатные источники. Сложнее с Мариинкой. Интернет, правда, даёт едва ли не тысячи ссылок на сочетание «архитектор Мариинской гимназии в Уфе Рудавский». Но, как многие уже догадываются, это вовсе не означает, что так оно и было на самом деле. 
Как и когда выдвинули предположение (документов-то нет!) об авторстве Рудавского, пока не ясно, но оно быстро превратилось в «почти правду». Любопытно, что в его поддержку можно указать на тот факт, что купола обоих зданий - явные близнецы, они практически повторяют друг друга. Но вот других подтверждений в пользу Павла Павловича, как выяснилось, нет.
Если начнём разбираться, то узнаем, что П.П. Рудавский (1859 - 1919?) появился в нашем городе только в 1906 году. К тому времени девчонки-гимназистки целых восемь лет учились в новом здании Мариинки (проект его был готов и вовсе в 1894-м), а у нового начальника Уфимской губернии А.С. Ключарёва уже начинал рождаться замысел о возведении Аксаковского народного дома.
После окончания петербургского Института гражданских инженеров П.П. Рудавский работал в Чердынском уездном земстве Пермской губернии, а в 1891-м оказался в Архангельске. И если Пермская губерния административно ещё как-то была связана с Уфимской (обе они с 1874 г. входили в состав Оренбургского учебного округа), то Архангельск… - сами понимаете. И как он мог спроектировать то, о чём не мог иметь ни малейшего понятия?
Тем более что существует завизированный аж самим Николаем Христофоровичем Логвиновым (в 1894 - 1896 гг. уфимским губернатором) проект здания Мариинки, о существовании которого знают ВСЕ исследователи истории женской гимназии, но почему-то одна лишь С.Ю. Семёнова обратила внимание на подпись человека, собственно и представившего этот чертёж на утверждение.
Но для начала озвучим весь список действующих лиц по состоянию на конец 1894 г. Итак, в строительном отделении губернского правления тогда работали следующие господа: статский советник С.В. Мяновский - губернский инженер, статский советник К.А. Введенский - губернский архитектор, коллежский асессор М.Д. Скловский - младший архитектор. А делопроизводителем строительного отделения до 
1898 г. был коллежский асессор В.К. Попов. Теперь взгляните на подписи, имеющиеся на чертеже: Мяновский, Попов, Скловский, - узнаёте? Только с губернским инженером вышла заминка, его подпись пока не распознана, т.к. в 1893 г. эту должность занимал А.В. Перниц, а К.А. Введенский стал губернским архитектором ближе к концу 1894 года. 
Итак, «проект составил архитектор Скловский». Знакомьтесь: младший архитектор строительного отдела Михаил Данилович Скловский - классный художник. Только не подумайте, что слово «классный» 125 лет назад запросто ставили вместо «очень хороший». Дело в том, что особо одарённые выпускники Императорской Академии художеств и Московского училища живописи, ваяния и зодчества вместе с золотой или большой серебряной медалью получали классный чин из табели о рангах, в то время как остальные выпускники становились неклассными (свободными) художниками, т.е. без чина. Похоже, происхождение жаргонного словечка «классный» связано, в том числе, и с этим фактом.
С 1870 г. М.Д. Скловский учился в Академии художеств, в 1878-м получил звание классного художника 
2-й степени. До мая 1892-го работал в Калуге, затем МВД перевело его в Уфу на должность младшего архитектора строительного отдела губернского правления. В 1906 - 1917 гг. Скловский - уфимский губернский архитектор (по сути, главный архитектор губернии). Как раз в 1906-м Скловский получил чин коллежского советника, а вместе с ним - новые петлицы (погончики). Именно по этому признаку (петлицы с двумя просветами и без звёзд, но с эмблемой) его легко «вычислить» на сделанной в 1909 г. общей фотографии Аксаковского комитета (в том году других чиновников с таким званием в его составе не было). 
Интересно, что в 1906 г. губернским инженером строительного отдела стал работать П.П. Рудавский, которому через три года по каким-то причинам губернатор поручил проектирование своего детища. Возможно, 
60-летний (или близко к этому) Скловский, приняв предложение Ключарёва за авантюру, просто вежливо отказался. Тем не менее в дальнейшем Михаил Данилович принял самое активное участие в работе над проектом, ведь он не только трудился под началом Рудавского, но и состоял в строительной комиссии, организованной как раз для целей возведения Аксаковского народного дома.

* Например, скульптура Ленина в одноимённом сквере в Уфе повторяла ту, что в 1938-м была установлена на Советской (Тверской) площади в Москве, а фигура Сталина в уфимском сквере его же имени была уменьшенной копией огромного памятника вождю на ВСНХ в Москве и аналогичного  перед Третьяковской галереей. Все три - произведения С.Д. Меркурова.

** Стало быть, в декабре нынешнего года ей исполнится уже 160!

Анатолий ЧЕЧУХА








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

75-летие Победы Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Газета Казанские ведомости



яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости


Facebook





Золотой гонг