ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

И плавание, и борьба
В Тольятти глава Башкортостана Радий Хабиров выступил на заседании Совета при ...

Вторая жизнь «Чайки»
«Как и обещал, я остановил издевательство над Башкирским речным пароходством, ...

Мостов – 40, дорог – 45 км
Дорожный фонд Башкортостана на 2020 год составил 19,1 млрд рублей, в том числе 1,8 мл...

Будущее науки
25 молодых ученых, работающих над инновационными проектами в различных отрасля...

Будущее науки
25 молодых ученых, работающих над инновационными проектами в различных отрасля...

Улица «золотого» тренера
Глава Башкортостана Радий Хабиров пообещал ускорить процесс присвоения одной ...

Ильдар Абдразаков: «Служу Башкортостану!»
В рамках III Международного музыкального фестиваля Ильдара Абдразакова состоял...

«Под знаком воинской славы»
Выставка с таким названием, приуроченная к 75-летию Победы в Великой Отечествен...

Юбилейные издания книг Мустая Карима поступили в продажу
«Радость нашего дома» и «1



     №3 (220)
     Март 2020 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "ЧЕРНЫЙ ЯЩИК"

Этно - это модно


Грациозно вышагивая по подиуму, модель демонстрирует необычный наряд. В струящемся алом платье угадываются знакомые очертания народного платья, а звенящий монетами нагрудник завершает образ. Перед нами современная интерпретация национального башкирского костюма. Коллекция была продемонстрирована на форуме «Легпром - 2020» и вызвала бурное обсуждение общественности. 

Имеет ли право народный костюм на интеграцию в современную одежду или главная задача - сохранить его в том виде, в каком он остался запечатленным на старинных фотографиях? Реконструкция, реставрация, стилизация - что из этого выбрать женщине, чтобы следовать модным трендам и выразить свою идентичность, отдать дань уважения корням и традиционным ценностям? Допустимо ли использовать в одежде и украшениях элементы башкирского костюма людям других национальностей? Во сколько обойдется желание иметь в гардеробе реплику костюма прабабушки?
Чтобы ответить на эти вопросы, мы пообщались с мастерами, которые многие годы занимаются реконструкцией и изучением старинных техник рукоделия.

Из старого сундука
Костюмы минцев, юрматынцев, тамьян-тангаурцев мы видим на черно-белых фотографиях прошлого века, в зарисовках, описаниях этнографов и, конечно, в музейных экспозициях. В Национальном музее хранится богатая этнографическая коллекция башкирских украшений и элементов мужского и женского костюмов. Многие из них расшиты серебром, полудрагоценными камнями и кораллами. Но любой национальный костюм многогранен и многолик, он не мог оставаться статичным, как и само общество. Одни виды одежды и головных уборов и украшений выходили из употребления, другие завоевывали все больше поклонников, прочно обосновываясь в гардеробе. Время оказывало влияние не только на крой и декор, но и на используемые ткани. Поэтому реконструкция костюма - дело непростое и энерго- и финансово затратное. Это активный творческий процесс, постоянное уточнение, поиск образцов и исходных материалов.
По описанию Сергея Руденко, женская одежда состояла из нагрудной повязки, рубахи, штанов, шерстяных чулок и сапог. Голова повязывалась платком. Поверх рубахи надевался камзол, а верхней одеждой был суконный чекмень или халат. Большим разнообразием отличались нагрудные украшения. Богато расшитые монетами, полудрагоценными камнями, сочными кораллами, они весили порой до двух килограмм.
Именно этот элемент сегодня чаще всего реконструируют или интерпретируют в современной одежде. Его носят с деловыми костюмами, стилизованными платьями, делают футболки с авторским принтом. 
Для того чтобы создать полный комплект одежды, помимо умения хорошо шить, потребуется внушительный запас знаний традиций, старинных техник, особенностей и различий кроя, состава тканей и декора в зависимости от региона.
Чтобы повторить костюм с исторической точностью, может потребоваться несколько месяцев, а то и годы. Самый минимальный комплект состоит из платья, обуви, нагрудника, платка, кашмау и халата - еляна. Его стоимость из оригинальных материалов может начинаться от 200 тысяч рублей.
- В воссоздании традиционного костюма самый сложный этап - подготовительный, который включает поиск и реконструкцию оригинальных материалов, - говорит ведущий дизайнер БХП «Агидель», руководитель творческого объединения «Bashkosa» Ильдар Гатауллин. - Очень трудно найти галуны (тесьма для одежды с металлической нитью), сулпу, сканные подвески. С монетами проще, но цены на них могут быть довольно высокими. Оригинальные кораллы найти практически невозможно. 
Большое значение имеет и ткань. Чаще всего используется современная фабричная, но натуральная - шелк, сукно, лен, бархат. Если заказчик хочет абсолютную оригинальность, фактически музейный экспонат - можно использовать антикварную домотканую ткань. Цена на нее начинается от 3000 до 5000 рублей. Но дело не только в цене. Обычно отрезы такой ткани очень узкие - 28-40 см 
из-за ширины домашнего ткацкого станка. А на один только халат нужно 15-25 метров (на весь комплект может уйти до 50 метров ткани). Найти такой кусок, да еще чтобы рисунок совпадал, - задача сложная.
 - Цена на домотканую ткань также может отличаться в зависимости от региона. Например, в Удмуртии, где ткали очень много и традиция эта не прерывалась, предложений много и цены ниже, в других регионах найти нужный отрез сложнее и цены, соответственно, выше, - говорит художник декоративно-прикладного направления Гузель Мустафина. - Также имеет значение, из каких ниток делали ткань: из фабричных или «с поля».
Собрать такой, во всех смыслах правильный костюм, - дело трудное и долгое. Конечно, можно восстановить только один оригинальный элемент, а остальные выполнить из современных материалов. Однако цена на такое изделие упадет незначительно.
 - Современные материалы тоже недешевые: натуральные ткани, серебряные монеты, полудрагоценные и драгоценные камни в отделке, - продолжает Гатауллин. - Плюс в том, что выбор большой и они доступны. Реплика старинного костюма из «новодела» обойдется в 100000-150000 рублей. 
- Я провожу мастер-классы по изготовлению нагрудников и традиционной тамбурной вышивке и на первом же занятии предупреждаю учеников: не путайте реконструкцию и стилизацию, - говорит Гузель Мустафина. - Вообще, мне очень нравится использование традиционных элементов в современной одежде. Мы же не можем носить национальный костюм ежедневно, а узор на куртке, джинсах или украшение - не только красиво, но и подчеркивает нашу самобытность. Но все должно называться своими именами. 

Пятый элемент
Выполненный по всем правилам костюм имеет все шансы стать новой семейной реликвией. Для того чтобы быть в модном тренде, конечно, нет необходимости заказывать оригинальный костюм, при необходимости его можно взять напрокат. Аренда обойдется в 1500 - 3000 рублей. Или приобрести один из элементов - хакал, яулык, камзол. 
Для Гузель Мустафиной желание иметь в гардеробе платье «как у прабабушки» определило одно из направлений профессиональной деятельности.
 - Сначала я потратила не один год на поиск информации: книги, каталоги, музейные экспозиции. Если оказывалась в какой-нибудь деревне, обязательно общалась со старожилами, посещала краеведческие школьные уголки, - говорит художница. - Сначала старалась просто делать 
что-то похожее, оттачивала технику. Реконструкция - бесконечный творческий процесс, всегда есть что добавить и улучшить, чему еще научиться. 
Сейчас основной интерес мастера сосредоточен на тамбурной вышивке и нагрудниках.
 - Тамбурный шов (элм  ) - один из старейших видов ручной вышивки, - продолжает Гузель Раисовна. - Установить страну, которая являлась бы единственной родиной этой техники, никому не удалось. Широкое распространение она получила и у башкир, особенно в северо-восточных районах. Там вышивали платье, фартук, платок. 
В основном использовались домашние нити: хлопковые или льняные, окрашенные натуральными красителями. Наиболее интересные образцы тамбурной вышивки выполнялись на подолах платьев и на скатертях. Фоном служил красный цвет, многоцветная вышивка тянулась широкой полосой растительного или абстрактного орнамента. 
 - У тамбура много разновидностей. Башкиры часто использовали двойной шов. Он выглядит очень просто, но это мнение ошибочно. Мастерица показывает - ты повторяешь, а когда пытаешься сделать самостоятельно - ничего не выходит. Я когда осваивала его, все время думала: настоящая головоломка, а наши прабабушки с легкостью его использовали.
Такая же обманчивая простота и у башкирских нагрудников. Найти в Уфе мастер-класс, где за 1,5 часа расскажут об основах создания этого аксессуара, не составит труда. Хотя, конечно, за столь короткий срок сделать по-настоящему аутентичную и красивую вещь не получится. На изготовление одного такого украшения может уйти до полугода. 
Нагрудники различались по форме, размерам и неповторимому декору. Наиболее распространенными являлись нагрудники яга, селтэр, hакал, муйынса, алмизеу. 
На ткань трапециевидной или округлой формы нашивали монеты, подвески и кораллы. У одних преобладали нашивки серебром, у других - коралловая сетка. Монеты пришивали плотно друг к другу сплошными рядами, полосками, полукругом или, наоборот, оставляли свободно свисать на нитях. Такие разнообразные сочетания делают каждый нагрудник уникальным. 
В республике живет немало мастериц, которые занимаются воспроизведением нагрудников, головных уборов по фотографиям и рисункам. Одна из них Гульдар Шабиева. Она повторила нагрудник башкирки XVIII века, оригинал которого находится в Эрмитаже. Это как раз тот случай, когда были использованы подлинные материалы, серебряные монеты, камни. Реконструкцией занимаются также мастерицы из объединений «Кашмау», «Юрта» и других. В среднем стоимость реплики из современных материалов в Уфе составляет 3000 - 15000 рублей.

Традиции старые. Технологии - новые
Сделать национальный костюм доступнее по цене могут современные технологии. Уже несколько лет у нас работает мастерская, в которой детали костюма не только шьют, но и… распечатывают на 3D - принтере. PICASO 3D Designer слой за слоем создает объемный физический объект, используя полимерные материалы. 
 - Мы были первыми в стране, кто распечатал национальный костюм на принтере, - говорит Ильдар Гатауллин. - Каждый элемент сначала проектируется на основе оригинального украшения, а затем распечатывается. При этом сохраняется каждый завиток оригинального предмета. Таким образом, мы ускоряем производство и делаем изделия доступными для широкого круга любителей, не нарушая достоверность внешнего вида. 
Пара сережек с использованием пластика стоит 
300-400 рублей, точно такие же, но с использованием металла и камней - 4000. Нагрудник из таких украшений обойдется в 2500 - 9000 рублей, а цена комплекта упадет вдвое. Если за использование натуральных материалов придется отдать больше ста тысяч, то новые технологии позволят создать комплект за 40000 - 50000 рублей.
В основном такие костюмы заказывают детские и взрослые творческие коллективы, театры, модели. Украшения Ильдара Гатауллина надевали конкурсантки «Мисс Башкортостан» и многие другие.
Для распечатки украшений используется такой материал, как полилактид. Он экологичный и применяется для производства экологически чистой биоразлагаемой упаковки, одноразовой посуды, средств личной гигиены, а также в медицине, для производства хирургических нитей и штифтов. В его основе - кукурузный крахмал. 
 - В итоге мы получаем очень точную копию народного костюма, но при этом еще и легкую - его удобно носить и перевозить. В тех случаях, когда необходимо сохранить шумовой эффект костюма, мы делаем гибриды, - говорит Гатауллин.
Башкирский костюм - это еще и своеобразный музыкальный инструмент, для того чтобы во время движения раздавался мелодичный звон, в пластиковую заготовку могут вставлять металлические монетки. 
Печать одной ажурной сулпы занимает приблизительно 40 минут. Создание нагрудника или головного убора - кашмау потребует больше времени, может уйти пара месяцев. Ведь сначала каждый элемент проектируется в специальной программе и лишь потом распечатывается. При наличии готовой формы процесс происходит намного быстрее. 
 - А главное, - считает дизайнер, - мы сохраняем максимальное сходство напечатанных элементов с оригиналом - это серьезный прорыв в индустрии. А также способствуем возрождению интереса к народной культуре.

Екатерина МАРКОВА








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости