РУБРИКА "75-летие победы"Подвиг моторостроителей
В годы войны в Уфу были эвакуированы десятки промышленных предприятий, выпускавших широкую номенклатуру оборонной продукции. Однако наиболее значимой стала эвакуация Рыбинского моторостроительного завода, резко повысившая потенциал уфимского завода-дублера №384. С 1941 по 1945 год в Уфе было сделано более 40 тысяч авиадвигателей М-105 и ВК-107А, которыми оснащались основные типы фронтовых истребителей и бомбардировщиков. Не менее трети всех боевых самолетов и около половины истребителей, выпущенных в СССР в годы войны, были оснащены уфимскими моторами, а производство авиадвигателей, без сомнения, стало наиболее весомым вкладом Уфы в победу над Германией.
Создание Уфимского моторостроительного завода (ныне УМПО - один из ведущих мировых производителей двигателей для боевой авиации) началось в 1931 году, когда примерно в десяти километрах к северо-востоку от границы тогдашней Уфы началась подготовка площадки для строительства завода комбайновых моторов. В 1935 году была закончена постройка двух механических, инструментального, кузнечного и нескольких других цехов, после чего началось серийное производство двигателей для сельхозтехники. Однако мирный профиль предприятие сохраняло недолго. С началом Второй мировой войны стало ясно, что Советский Союз не сможет остаться в стороне от разворачивающихся событий, ведущих к глобальному противостоянию. В 1940 году Уфимский моторный завод (УМЗ), к тому времени уже имевший всё необходимое для выхода производства на полную мощность, был передан в Наркомат авиационной промышленности с присвоением ему номера 384. В этом же году УМЗ становится дублером Рыбинского завода по производству новейших на тот момент авиационных моторов М-105, которых до начала Великой Отечественной войны удалось собрать 675 штук. Уход от удара Лето 1941 года обернулось чередой тяжелейших поражений Советской армии. К осени немецкие войска окружили Ленинград и вышли на ближние подступы к Москве. Дальнейшее сопротивление было возможно лишь при условии немедленной эвакуации промышленных предприятий, которые могли быть захвачены врагом либо уничтожены ударами с воздуха. Одним из таких объектов стал оказавшийся вблизи линии фронта Рыбинский моторостроительный завод, в 1930-х годах выпускавший более половины всех советских авиационных моторов. В ночь на 16 октября 1941 года сотрудников завода вызвали на совещание, где довели информацию о срочной эвакуации в Уфу. На следующий день между цехами стали прокладывать железнодорожные рельсы. В стенах делали проемы, через них с помощью кранов выгружали оборудование. Завод эвакуировался полностью: оборудование, станки, собранные и полуготовые двигатели, рабочие, служащие, их семьи. Один из рыбинских инженеров вспоминал, что, когда перед отъездом он в последний раз прошел по цехам, увидел голые стены: «Ни одной отопительной батареи, ни одного провода, ни одного винтика. Все свинтили вчистую!». И Рыбинский завод был не единственным эвакуированным в Уфу. Кроме него, в столицу Башкирии прибыли два ленинградских завода-дублера (234-й и 451-й), частично 219-й из Подмосковья, проектное бюро ЦИАМ (Москва), а также Воронежское конструкторское бюро. Для лучшей координации и управления все эвакуированные предприятия, а также два уфимских завода, моторный (384-й) и дизельный (336-й), были объединены, получив номер головного - 26-й. В столице республики После приезда в Уфу перед сотрудниками эвакуированных заводов встал вопрос обустройства на новом месте. Прежде всего нужно было строить новые цеха и производственные помещения. Хотя на действующих промплощадках еще до войны был создан неплохой задел, места для привезенного оборудования явно не хватало, и какое-то время часть станков работала в цехах, у которых не было стен и крыш. - Под открытым небом срочно делаем черновые полы и расставляем станки по плану будущих цехов, - вспоминал директор завода Василий Баландин. Но труднее всего пришлось людям. Только из Рыбинска в Уфу было эвакуировано около 50 тысяч человек – в основном заводчан и членов их семей, что составляло пятую часть довоенного населения башкирской столицы. Множество людей прибыло из Москвы, Ленинграда, других городов и областей – к концу 1941 года в Уфе было более 100 тысяч эвакуированных. В результате в городе возникла острая нехватка жилья. После уплотнения на одного человека часто приходилось не более квадратного метра жилплощади. Когда все помещения были заняты, 6 тысяч человек с вновь прибывших эшелонов разместили в двух палаточных городках. Поскольку выполнение производственных планов во многом зависело от физического состояния рабочих и инженеров, 26-й завод начал обзаводиться инфраструктурой, необходимой для удовлетворения хотя бы минимальных бытовых потребностей. Уже к концу 1941 года в непосредственной близости от заводских корпусов было возведено 130 домов и бараков. Что самое главное, у моторостроителей появился собственный хлебозавод, выпекавший 42 тонны хлеба в сутки, еще три бани с пропускной способностью по 200 человек в час, новые столовые, обеспечившие минимально приемлемые условия быта. На пути к совершенству Самой большой проблемой советского авиамоторостроения военных лет был производственный брак, вызванный целым комплексом объективных и субъективных причин. С началом войны многие опытные рабочие ушли на фронт, а их место заняли женщины и дети, вынужденные ежедневно выполнять напряженный план. По данным архивов, в 1943 году более 45 процентов работников Уфимского моторостроительного завода составляла молодежь в возрасте до 23 лет. При этом более половины сотрудников имели стаж до 2 лет, и только у 16 процентов был пятилетний производственный опыт. Рабочая смена длилась по 12 часов, люди у станков часто недоедали, много сил отнимала дорога с завода в расположенный в нескольких километрах жилой сектор Уфы, порой занимавшая до 6 часов каждый день. Да и работать приходилось в плохо отапливаемых, а то и вообще не отапливаемых цехах, что, естественно, сказывалось на качестве и производительности труда. - Обычно приходилось замещать больных рабочих-расточников, - вспоминал сотрудник заводо-управления УМЗ С. Синенко. - Ноги в легких летних ботинках (других не было) в ночную смену мерзли. Тогда я их снимал, бегал по коридору в носках. Когда ноги отогреются, опять становился за станок. Но благодаря накопленному опыту и оптимизации производства, начиная с 1943 года УМЗ удалось резко повысить качество и производительность труда. В отчетных документах указывается, что брак в литейном цехе, в 1942 году доходивший до 60 процентов в месяц, год спустя удалось уменьшить на треть и тем самым сократить убытки завода на полмиллиона рублей. В 1943 году благодаря оптимизации производства трудоемкость изготовления двигателя М-105ПФ удалось снизить на четверть: с 2100 до 1600 человеко-часов, а общий объем выпуска авиамоторов по итогам года вырос на 20 процентов. Параллельно с увеличением производства и уменьшением брака инженеры УМЗ и сотрудники размещенных в Уфе конструкторских бюро работали над устранением конструктивных недостатков серийных авиадвигателей, коих до сих пор оставалось немало. Согласно отчетам, только за 43-й год в конструкции М-105ПФ удалось изжить 50 технических дефектов, каждый из которых мог привести к остановке двигателя в полете и гибели истребителя. Успехи УМЗ в выполнении плана и освоении новой продукции были неоднократно отмечены руководством страны. В августе 1942-го моторостроителям завода № 26 впервые со времени эвакуации удалось перевыполнить план и получить переходящее Красное знамя Государственного комитета обороны. В дальнейшем завод завоевывал его еще 22 раза, а после Победы Знамя было оставлено в Уфе на вечное хранение.
Алексей ФАТЫХОВ. |