ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

И плавание, и борьба
В Тольятти глава Башкортостана Радий Хабиров выступил на заседании Совета при ...

Вторая жизнь «Чайки»
«Как и обещал, я остановил издевательство над Башкирским речным пароходством, ...

Мостов – 40, дорог – 45 км
Дорожный фонд Башкортостана на 2020 год составил 19,1 млрд рублей, в том числе 1,8 мл...

Будущее науки
25 молодых ученых, работающих над инновационными проектами в различных отрасля...

Будущее науки
25 молодых ученых, работающих над инновационными проектами в различных отрасля...

Улица «золотого» тренера
Глава Башкортостана Радий Хабиров пообещал ускорить процесс присвоения одной ...

Ильдар Абдразаков: «Служу Башкортостану!»
В рамках III Международного музыкального фестиваля Ильдара Абдразакова состоял...

«Под знаком воинской славы»
Выставка с таким названием, приуроченная к 75-летию Победы в Великой Отечествен...

Юбилейные издания книг Мустая Карима поступили в продажу
«Радость нашего дома» и «1



     №3 (220)
     Март 2020 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "75-летие победы"

Подвиг моторостроителей


В годы войны в Уфу были эвакуированы десятки промышленных предприятий, выпускавших широкую номенклатуру оборонной продукции. Однако наиболее значимой стала эвакуация Рыбинского моторостроительного завода, резко повысившая потенциал уфимского завода-дублера №384. С 1941 по 1945 год в Уфе было сделано более
40 тысяч авиадвигателей М-105 и ВК-107А, которыми оснащались основные типы фронтовых истребителей и бомбардировщиков. Не менее трети всех боевых самолетов и около половины истребителей, выпущенных в СССР в годы войны, были оснащены уфимскими моторами, а производство авиадвигателей, без сомнения, стало наиболее весомым вкладом Уфы в победу над Германией. 

Создание Уфимского моторостроительного завода (ныне УМПО - один из ведущих мировых производителей двигателей для боевой авиации) началось в 1931 году, когда примерно в десяти километрах к северо-востоку от границы тогдашней Уфы началась подготовка площадки для строительства завода комбайновых моторов. В 1935 году была закончена постройка двух механических, инструментального, кузнечного и нескольких других цехов, после чего началось серийное производство двигателей для сельхозтехники. Однако мирный профиль предприятие сохраняло недолго. С началом Второй мировой войны стало ясно, что Советский Союз не сможет остаться в стороне от разворачивающихся событий, ведущих к глобальному противостоянию. В 1940 году Уфимский моторный завод (УМЗ), к тому времени уже имевший всё необходимое для выхода производства на полную мощность, был передан в Наркомат авиационной промышленности с присвоением ему номера 384. В этом же году УМЗ становится дублером Рыбинского завода по производству новейших на тот момент авиационных моторов М-105, которых до начала Великой Отечественной войны удалось собрать 675 штук. 
Уход от удара 
Лето 1941 года обернулось чередой тяжелейших поражений Советской армии. К осени немецкие войска окружили Ленинград и вышли на ближние подступы к Москве. Дальнейшее сопротивление было возможно лишь при условии немедленной эвакуации промышленных предприятий, которые могли быть захвачены врагом либо уничтожены ударами с воздуха. Одним из таких объектов стал оказавшийся вблизи линии фронта Рыбинский моторостроительный завод, в 1930-х годах выпускавший более половины всех советских авиационных моторов. 
В ночь на 16 октября 1941 года сотрудников завода вызвали на совещание, где довели информацию о срочной эвакуации в Уфу. На следующий день между цехами стали прокладывать железнодорожные рельсы. В стенах делали проемы, через них с помощью кранов выгружали оборудование. Завод эвакуировался полностью: оборудование, станки, собранные и полуготовые двигатели, рабочие, служащие, их семьи. Один из рыбинских инженеров вспоминал, что, когда перед отъездом он в последний раз прошел по цехам, увидел голые стены: «Ни одной отопительной батареи, ни одного провода, ни одного винтика. Все свинтили вчистую!». 
И Рыбинский завод был не единственным эвакуированным в Уфу. Кроме него, в столицу Башкирии прибыли два ленинградских завода-дублера (234-й и
451-й), частично 219-й из Подмосковья, проектное бюро ЦИАМ (Москва), а также Воронежское конструкторское бюро. Для лучшей координации и управления все эвакуированные предприятия, а также два уфимских завода, моторный (384-й) и дизельный (336-й), были объединены, получив номер головного - 26-й. 
В столице республики 
После приезда в Уфу перед сотрудниками эвакуированных заводов встал вопрос обустройства на новом месте. Прежде всего нужно было строить новые цеха и производственные помещения. Хотя на действующих промплощадках еще до войны был создан неплохой задел, места для привезенного оборудования явно не хватало, и какое-то время часть станков работала в цехах, у которых не было стен и крыш. 
- Под открытым небом срочно делаем черновые полы и расставляем станки по плану будущих цехов, - вспоминал директор завода Василий Баландин. 
Но труднее всего пришлось людям. Только из Рыбинска в Уфу было эвакуировано около 50 тысяч человек – в основном заводчан и членов их семей, что составляло пятую часть довоенного населения башкирской столицы. Множество людей прибыло из Москвы, Ленинграда, других городов и областей – к концу 1941 года в Уфе было более 100 тысяч эвакуированных. В результате в городе возникла острая нехватка жилья. После уплотнения на одного человека часто приходилось не более квадратного метра жилплощади. Когда все помещения были заняты, 6 тысяч человек с вновь прибывших эшелонов разместили в двух палаточных городках. Поскольку выполнение производственных планов во многом зависело от физического состояния рабочих и инженеров, 26-й завод начал обзаводиться инфраструктурой, необходимой для удовлетворения хотя бы минимальных бытовых потребностей. 
Уже к концу 1941 года в непосредственной близости от заводских корпусов было возведено 130 домов и бараков. Что самое главное, у моторостроителей появился собственный хлебозавод, выпекавший 42 тонны хлеба в сутки, еще три бани с пропускной способностью по 200 человек в час, новые столовые, обеспечившие минимально приемлемые условия быта. 
На пути к совершенству 
Самой большой проблемой советского авиамоторостроения военных лет был производственный брак, вызванный целым комплексом объективных и субъективных причин. С началом войны многие опытные рабочие ушли на фронт, а их место заняли женщины и дети, вынужденные ежедневно выполнять напряженный план. По данным архивов, в 1943 году более 45 процентов работников Уфимского моторостроительного завода составляла молодежь в возрасте до 23 лет. При этом более половины сотрудников имели стаж до 2 лет, и только у 16 процентов был пятилетний производственный опыт. Рабочая смена длилась по 12 часов, люди у станков часто недоедали, много сил отнимала дорога с завода в расположенный в нескольких километрах жилой сектор Уфы, порой занимавшая до 6 часов каждый день. Да и работать приходилось в плохо отапливаемых, а то и вообще не отапливаемых цехах, что, естественно, сказывалось на качестве и производительности труда. 
- Обычно приходилось замещать больных рабочих-расточников, - вспоминал сотрудник заводо-управления УМЗ С. Синенко. - Ноги в легких летних ботинках (других не было) в ночную смену мерзли. Тогда я их снимал, бегал по коридору в носках. Когда ноги отогреются, опять становился за станок. 
Но благодаря накопленному опыту и оптимизации производства, начиная с 1943 года УМЗ удалось резко повысить качество и производительность труда. В отчетных документах указывается, что брак в литейном цехе, в 1942 году доходивший до 60 процентов в месяц, год спустя удалось уменьшить на треть и тем самым сократить убытки завода на полмиллиона рублей. В 1943 году благодаря оптимизации производства трудоемкость изготовления двигателя М-105ПФ удалось снизить на четверть: с 2100 до 1600 человеко-часов, а общий объем выпуска авиамоторов по итогам года вырос на 20 процентов.
Параллельно с увеличением производства и уменьшением брака инженеры УМЗ и сотрудники размещенных в Уфе конструкторских бюро работали над устранением конструктивных недостатков серийных авиадвигателей, коих до сих пор оставалось немало. Согласно отчетам, только за 43-й год в конструкции М-105ПФ удалось изжить 50 технических дефектов, каждый из которых мог привести к остановке двигателя в полете и гибели истребителя. 
Успехи УМЗ в выполнении плана и освоении новой продукции были неоднократно отмечены руководством страны. В августе 1942-го моторостроителям завода
№ 26 впервые со времени эвакуации удалось перевыполнить план и получить переходящее Красное знамя Государственного комитета обороны. В дальнейшем завод завоевывал его еще 22 раза, а после Победы Знамя было оставлено в Уфе на вечное хранение.   

Алексей ФАТЫХОВ.








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости