РУБРИКА "75-летие победы"Топливо из Уфы
Основа нефтедобычи и нефтепереработки в регионе была заложена еще во второй половине 1930-х годов. Но именно в годы Великой Отечественной войны башкирские НПЗ, благодаря эвакуации оборудования из других областей, смогли резко увеличить производственный потенциал, сыграв заметную роль в обеспечении фронта горючим, а открытие в 1943-1944 годах новых крупных месторождений создало задел для послевоенного развития отрасли.
Понимание того, что новые мировые конфликты будут войной моторов, пришло к руководству СССР еще в начале 30-х годов XX века. Как известно, технике нужно топливо, и именно от наличия собственной нефтедобычи и переработки во многом зависит победа в современной войне. В начале 1930-х годов практически вся советская нефть добывалась в районе Баку. Но нефтяные поля находились в опасной близости от южной границы и могли быть сравнительно легко захвачены или уничтожены авиаударами. В 1940 году правительства Англии и Франции действительно всерьез разрабатывали планы бомбардировок бакинских нефтепромыслов с иракских или сирийских авиабаз, но этому помешало быстрое падение Франции. Поскольку в конце 30-х об освоении огромных сибирских месторождений никто даже не думал, единственным кандидатом на роль «Второго Баку» стала территория между Волгой и Уралом, где одним из наиболее перспективных районов развития нефтедобычи стала Башкирия. В мае 1932 года была получена первая нефть Ишимбайского месторождения. И если в первый год из скважин удалось получить всего 5 тысяч тонн нефти, то в 1939-м объем прокачки составил уже 1,6 миллиона тонн, или более 6 процентов общесоюзной добычи. Параллельно с бурением новых скважин шел процесс создания базы для переработки «черного золота». В 1935 году началось строительство Уфимского нефтеперерабатывающего крекинг-завода. Для обеспечения завода сырьем в Уфу из районов нефтедобычи был проложен трубопровод. Первые 117 тонн бензина были получены в июне 1938 года. Полностью УНПЗ вошел в строй в начале 1940-х. На тот момент это был один из самых современных нефтеперегонных заводов страны, способный выпускать в том числе крайне дефицитный высококачественный авиабензин.
Война и люди С началом Великой Отечественной войны потребность в топливе резко возросла, а мощности по его добыче и производству оставались весьма ограниченны. Но настоящий кризис случился в 1942 году. Немецкие войска вышли на Кавказ, под угрозу захвата попали нефтепромыслы Баку, а судоходство по Волге было практически парализовано. В таких условиях резко возросло значение тыловых республик СССР, имеющих собственную базу добычи нефти и перерабатывающие мощности. И если переработка сырья шла в 19-ти республиках, то лишь около пяти могли похвастаться еще и добычей, а лидерство в Поволжско-Уральском районе прочно удерживала Башкирия. Из 9 миллионов тонн нефти, добытых за время войны между Волгой и Уралом, 5 миллионов тонн пришлось на нашу республику. Хотя Башкирия и ее НПЗ сыграли важную роль в обеспечении топливом воюющей страны, при условии выполнения предвоенных планов, в 1942 году добыча нефти в республике могла вырасти до 4,4 миллионов тонн. В Туймазах и Ишимбае планировалось построить два крупных крекинг-завода, каждый из которых мог перерабатывать по одному миллиону тонн нефти в год. Однако этим планам так и не суждено было сбыться, в наиболее сложный период войны добыча нефти в Башкирии не только не возросла, но и сократилась. К примеру, в 1942 году она составила чуть более 1 миллиона тонн против 1,6 миллиона в 1939-м. Причины спада носили как объективный, так и субъективный характер. С началом войны в стране остро ощущался дефицит техники и материалов, многие бурильщики были призваны в армию и ушли на фронт, а их место заняли женщины и дети, что не могло не сказаться на качестве и объеме работ. Если в 1939-м в республике было пробурено 113 километров нефтяных скважин, то в 1942 году - лишь 82 км. Изменить ситуацию удалось лишь в 1944 году благодаря внедрению новых методик и технологий, давших за годы войны 340 тысяч тонн дополнительного «черного золота». Но действительно большой рост добычи стал возможен благодаря открытию новых месторождений. В сентябре 1943 года к востоку от Ишимбая было открыто Кинзебулатовское месторождение. А уже через год в Туймазах было открыто крупнейшее месторождение девонской нефти с суточным дебитом в 250 тонн, благодаря чему с сентября 1944-го по июль 1945 года среднесуточная добыча в Туймазинском районе выросла в пять раз. Наряду с разработкой новых месторождений, в Башкирию во все больших объемах поставлялась сырая нефть из Оренбургской и Самарской областей, а также Краснодарского края, что в комплексе позволило ликвидировать отмечавшуюся в середине войны недозагрузку Ишимбайского и Уфимского НПЗ.
Работа на результат Говоря о вкладе башкирской «нефтянки» в Победу, следует помнить, что наши НПЗ весьма успешно перерабатывали в основном местное, весьма низкокачественное сырье. Одним из основных показателей качества нефти считается содержание серы, от чего зависит легкость переработки и объем выхода наиболее ценных светлых нефтепродуктов - бензина и дизтоплива. Если в бакинской нефти содержание серы не превышало 0,5 процента, то в башкирской - было около трех. Кроме того, нашу нефть отличали высокая вязкость и наличие солей, которые, кстати, стали причиной остановки работы уфимского НПЗ в феврале 1942 года. - Нефть ишимбайского месторождения, которая в основном перерабатывалась в предвоенные и первые военные годы, содержала много воды, солей и серу, вызывавших коррозию оборудования и трубопроводов, создавая аварийные ситуации, приводившие к пожарам и даже взрывам, - вспоминал Николай Байбаков, занимавший во время войны пост заместителя, а затем и наркома нефтяной промышленности СССР. - Трудности в работе создавало и отсутствие запасных частей: импортных не было, а отечественная промышленность своих не производила. Помогала русская смекалка. Серьезные проблемы доставлял и климат - в первую военную зиму морозы доходили до минус 50-ти. Однако, несмотря на все трудности, завод в целом успешно справлялся с выполнением плана, чему во многом способствовала его технологическая схема, обеспечивавшая переработку высокосернистой нефти с максимальным выходом ценных светлых нефтепродуктов, кроме того, предприятие имело установки вторичной перегонки и очистки. Судя по производственной отчетности УНПЗ, на бензин, большую часть которого составляло крайне дефицитное в годы войны высокооктановое авиатопливо марки Б-70 и Б-78, приходилось не менее четверти от объема производства. Это был очень высокий показатель, недоступный большинству отечественных нефтеперегонных заводов тех лет. За заслуги в обеспечении топливом фронта и тыла коллективу Уфимского НПЗ 20 раз вручалось переходящее знамя ГКО, которое затем было передано на вечное хранение. В мае 1948 года завод был награжден орденом Ленина, а 72 его работника получили ордена и медали.
О первых руководителях предприятий нефтяной промышленности Башкирии и раньше, да и сейчас, известно не очень много. В годы репрессий 1935-1937 годов были арестованы 86 нефтяников республики, 33 из них расстреляны. Среди них были первый управляющий трестом «Башнефть» Сергей Михайлович Ганшин, а также его преемники Петерсон и Иван Опарин, многие главные специалисты и руководители подразделений - Роман Бучацкий, Яков Давидович, Сидоров, Николай Самострелов, Леонид Боярогло, Борзенко, Владимир Скворцов, Сергей Харитонов.
Алексей ФАТЫХОВ |