РУБРИКА "ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ"Дарья Толканева: «Мы работаем. Театр живет!»
Красивая и гордая Мария Тереза из давно любимого уфимцами «Луны и листопада», решительная Саша в «Старом доме», загадочная дочь профессора математики Кэтрин в новой постановке «Доказательство» и тургеневская, но роковая Клара Милич. Всех их на сцене Русского драматического сыграла молодая актриса, выпускница Красноярского института искусств Дарья Толканева. И мы решили познакомиться с личностью, стоящей за этими яркими образами. (Конечно, не лично, а в соответствии с требованиями эпохи самоизоляции.)
-Даша, вы приехали к нам из Красноярска. Расскажите о своих родных местах. - Я родом не оттуда, а из Хакасии, из города угольщиков - Черногорска. Мой дедушка - шахтер. Уголь добывают до сих пор, но залежи уже истощились и объемы добычи сокращаются. У нас очень красивая природа: степь, горы, рядом с городом протекает Енисей (горожане, конечно, в нем купаются, но долго не поплаваешь: вода холодная даже летом и сильное течение). В 100 км от нашего города - Саяно-Шушенская ГЭС, самая мощная в России. Горная гряда Сундуки и курганы - древние захоронения, которые разбросаны по всей Хакасии - считаются местами силы, там можно поучаствовать в местных обрядах. А на вершинах Саян никогда не тают ледники. Словом, теперь, когда я приезжаю туда только летом, мне хочется изучать свою республику еще и еще. - А нашу республику вы не хотите поизучать? - Я успела побывать на Иремеле, на озере Аслыкуль и на роднике Красный Ключ. Просто у меня есть друзья-путешественники, и я люблю знакомиться с такими людьми. Природа, путешествия очень вдохновляют. - Почему вы решили стать актрисой? Константин Райкин сказал, что о сцене мечтают практически все, - и, наверное, он прав. А как это получилось у вас? - Довольно спонтанно. Я училась в 11 классе с физико-математическим профилем, причем физика давалась нелегко, а вот с литературой проблем не было. Поэтому я отправилась из родного Черногорска в Красноярск (за 400 километров), за неделю подготовила басню, стихотворение, отрывок из прозы и две песни. Потом еще нужно было пройти коллоквиум - ответить на вопросы комиссии. Спрашивали и о том, кого хотела бы сыграть. Я хотела сыграть булгаковскую Маргариту, потому что она летала на метле. А летать - это моя мечта! Представила свой полет над сценой… Так я поступила в Институт искусств. И за четыре года учебы ни разу не пожалела о своем решении. В общем, как прочитала позже в «Долгом-долгом детстве» у Мустая Карима, «у судьбы объезда нет» - видимо, я должна была стать актрисой. - Как вы готовились к роли Марии Терезы? - Всегда мечтала сыграть в спектакле о войне. Пересмотрела множество фильмов, прочитала немало книг. Мечта начала сбываться еще в институте, где у нас были свои «А зори здесь тихие…», постановка по повести В. Кондратьева «Отпуск по ранению» и не только. Так что багаж впечатлений у меня имелся. Повесть «Помилование» я перечитала три раза. И теперь могу назвать Мустая Карима одним из своих любимых писателей: мне нравится, что он пишет, как пишет и что чувствует при этом… Но все-таки было непросто: ведь это моя первая роль на большой сцене! К тому же мы не создавали спектакль вместе, а меня вводили на роль - а это совсем другое, это сложнее. Я переживала, что не смогу влиться… Сначала партнером был Виталий Илюшкин - однокурсник по красноярскому институту, нас взяли в театр вместе. Он ушел, проработав полгода. Но я благодаря ему почувствовала себя более уверенно. Теперь мы играем с Антоном Болдыревым. - Кстати, почему вы выбрали именно Уфу? - Тоже, можно сказать, случайно. Я обратилась в несколько театров. Отвечают не все, а из Уфы мне ответили. Я тут же побежала за советом к своим педагогам, к руководителю курса Елене Владимировне Бубновой - и получила положительные отзывы. Мы с Виталием приехали показываться, и наши кандидатуры одобрили. А мне очень понравился город: это было летом, Уфа была вся в зелени… Так я оказалась здесь. - Большое впечатление на уфимцев произвел «Старый дом»: снова спектакль о советских временах, но без ностальгии, которая чувствуется в «Фабричной девчонке», он скорее о том, что честность, искренность в отношениях, вера в людей не определяются государственным строем. Он может разве что повысить градус недоверия. А что вы скажете о вашей героине? - Может быть, Саша карьеристка. Она идет к своей мечте, несмотря ни на что. А может, у нее просто не осталось другого выбора. Я думаю, что на самом деле не каждый человек, который чего-то достиг, решится все бросить и уехать - даже за любовью. Наверное, я бы не смогла. Вообще думаю, что, когда эпидемия и карантин закончатся, этот спектакль будет актуален еще больше. Ведь мы привыкаем жить как будто вместе, но не понимая и не стремясь понять друг друга. Разобщенно. Надеюсь, что вынужденная самоизоляция изменит этот способ существования. Кстати, Сашу Глебову я играла еще в институте - у нас был свой «Старый дом». Естественно, здесь все по-другому, по-взрослому… А в целом у нас было пять дипломных спектаклей - такова традиция Красноярского института искусств. Репетировали попеременно: неделю один, неделю - другой. И за полгода до выпуска показывали на зрителе. Например, Виталий Илюшкин ставил «Чморика» Владимира Жеребцова - про армию, про дедовщину. Еще у нас были «Тетка Чарлея», «Мещане» Горького, «Братья Карамазовы» - мне доверили роль Грушеньки, она стала одной из любимых. - А в недавней премьере театра «Доказательство» вы играете Кэтрин - дочь профессора математики, который сделал несколько блестящих открытий, а потом сошел с ума. Она самоотверженная девушка: не всякий сможет несколько лет жить рядом с сумасшедшим родственником (даже любимым), постоянно следить и ухаживать за ним. Но почему она резка, необщительна, угрюма? Почему не хочет покидать опустевший после смерти отца старый, холодный дом? В такой ситуации другой женщине, возможно, захотелось бы внимания, сочувствия, комфорта… - Сначала мне не хотелось играть эту роль - я буквально заставляла себя ходить на репетиции. Такого со мной раньше не было. Но затем полюбила свою героиню. И все-таки было трудно. Ведь в душе Кэтрин идет постоянная борьба. На фоне внешнего действия она все время думает: «А вдруг я тоже схожу с ума?» - А вокруг происходят такие вещи, что и впрямь можно подумать: «Кто здесь ненормальный? Кэтрин или… все остальные?» Но у нее есть основания считать, что она не только не сходит с ума, а напротив - очень талантлива! - Мы показываем, что гениальность ходит рядом с безумием. И Кэтрин нужно, чтобы кто-то другой поверил в нее. Как сформулировал режиссер, за каждым открытием стоит вера и любовь другого человека. Как мы можем поверить в себя? Благодаря поддержке другого. - И, конечно, мне хочется спросить о самой загадочной для меня постановке - «Кларе Милич» по рассказу Тургенева. Вы играете ее в дубле с Олесей Шибко. Пьеса о магической силе любви. О том, что, если она пришла и позвала - нужно идти за ней, а не отвечать: «Чем я могу быть полезен, милостивая государыня?» А может, о том, что главное в любви - сила воображения... Чем она интересна вам? - Клара заинтересовала меня силой чувств, непокорностью, принципиальностью. «Если не он, то никто другой мне не нужен!» Неужели бывают такие чувства? Я этого еще не испытывала, и попробовать развить их мне было любопытно. Есть внутренняя и внешняя характерность; но одного только внешнего рисунка роли недостаточно. Я старалась представить, почувствовать. - Получилось и правда таинственно и неожиданно. - Вы знаете, я здесь живу второй год, и на Новый год ко мне приезжает мама. Она приходит в театр на спектакли с моим участием. Обычно, кого бы я ни играла, как бы далеко ни отходила от самой себя, она всегда говорила: «Дочка, я тебя узнаю, это - ты. И переживаю!» А посмотрев «Клару Милич», она сказала: «Мне было страшно… Это была не ты!» И многие говорили, что перевоплощение удалось. А как - я даже сама до конца не понимаю. Говорят, что бывает так: ты настолько вживаешься в своего героя, что совершенно отключаешься от собственного «я», забываешь, что ты актер, а в зале сидят зрители… И потом ничего не помнишь. Я хочу испытать это состояние. Что касается ролей, сейчас я не мечтаю сыграть Офелию или Маргариту. Радуюсь тем ролям, которые мне предлагают, и стараюсь в каждую вложить частичку себя. - Вопрос, актуальный для всех - чем вы нанимаетесь в самоизоляции? - Когда объявили, что можно посмотреть онлайн-трансляции спектаклей - я просто не знала, с чего начать: столько всего интересного открылось! Каждый день смотрела по несколько трансляций московских театров. Сейчас я уже немного подустала от этого. Понравились «Три Толстяка» Андрея Могучего (БДТ), «Сирано де Бержерак» в Московском Губернском театре», «Коварство и любовь» в Театре Европы. Как видите, сплошная классика, а надо знать и то, о чем пишут сегодня. Еще я обнаружила, что сегодня очень часто упор делается на зрелищность, и по-настоящему берущих за душу постановок не так много. А я иду в театр именно за этим. Чтобы потом было над чем подумать. Но, конечно, хорошие спектакли есть, и многие интересны в том числе своей современной формой. Не могу сказать, что сильно скучаю сидя дома - по крайней мере, пока. Наконец-то появилось время заняться тем, чем давно хотелось: я взяла в руки гитару. Заказала, привезли на такси, я ее продезинфицировала на всякий случай - и теперь, пользуясь онлайн-уроками, осваиваю. Еще люблю рисовать. Скучать некогда! - А как живет на карантине сам театр? - Мы не выходим на сцену, но продолжаем оставаться на связи с нашими зрителями: запустили много интересных проектов во всех наших социальных сетях. Каждый вечер актеры Русского драматического выходят в прямой эфир и рассказывают о себе, о театре, о любимых ролях. Мы читаем отрывки из любимых книг - стихи, прозу. И идет мгновенный отклик: зрители присылают свои вопросы, благодарят. Сейчас нам очень важно почувствовать это добро, любовь к театру. А скоро запустим еще один проект, посвященный 75-летию Победы. Мы работаем.
Екатерина КЛИМОВИЧ |