ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Территория будущего
В Уфе состоялся первый после пандемии коронавируса Международный форум урбани...

Трудовая доблесть Уфы
В Музее истории Уфы начался сбор подписей за присвоение столице республики зва...

Генеральская площадь
Началась масштабная реконструкция Советской площади, которая до недавнего вре...

На радость детворе
В августе завершится строительство детского сада во дворе дома № 71 по улице На...

Музей Альбанова
Региональное отделение Русского географического общества выиграло грант през...

Для летних променадов
Обновленную набережную Белой уфимцы уже облюбовали для прогулок, а вскоре на у...

Аллея памяти
В демском сквере 112-й Башкирской кавалерийской дивизии уфимские скульпторы Тим...

75 фото
«Лица Победы-75» - так называется выставка, открывшаяся 22 июня в Госсобрании-Кур...

«Сестренка» в парке Гафури
Фильм режиссера Александра Галибина «Сестренка» стал первой лентой, показанно...

Рояль и вибрафон – в подарок



     №7 (224)
     Июль 2020 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "ЕСТЬ МНЕНИЕ"

«Сейчас стране нужнее не политик, а государственник»


Гость рубрики - наш коллега, известный журналист и медиаменеджер Шамиль Валеев. Его сегодняшняя деятельность в институтах гражданского общества не менее интересна.

- Вы руководите аппаратом Общественной палаты республики, также являетесь сопредседателем регионального штаба ОНФ. Как у вас проходила самоизоляция?
- Для меня самоизоляции как таковой не было: надо было с места в карьер включаться в работу, почти сразу понял, что пандемия - не фейк. За рубежом все началось раньше, о чем узнал от своих знакомых во Франции. О первых заболевших в республике стало известно в мой день рождения - 24 марта.  С момента запуска акции ОНФ «Мы вместе!» всем штабом помогали волонтерам - студентам старших курсов Мед-университета. Их надо было кормить, обеспечивать транспортом, в основном по Уфе они перемещались на «Яндекс-такси» и мерседесах вместе с Андреем Шмергельским, который сам все это время волонтерил за рулем. К нам в ОНФ также обращались предприниматели, которые хотели помогать, не связываясь ни с какими партиями. Исполком ОНФ «подносил патроны»: выстраивал логистику с сетью «Пятерочка», Метро С&С, KFC, с магазинами совхоза «Алексеевский», находил деньги. Практически все время самоизоляции мы пробегали, а аппарат Общественной палаты работал дома: осваивал удаленку. Многие сегодня  критикуют дистанционное обучение, но полезное зерно в нем есть. Например, мои 11-летние сыновья впервые использовали планшет в качестве обучающего средства. Я тоже не упустил возможность «встретиться» на различных онлайн-платформах с интересными политтехнологами, философами, урбанистами, идеями которых можно вдохновиться. И вообще, «удаленка» для потомственного собкора центральных изданий не проблема: у нас, как говорится, тапки надел - считай в корпункте. 

- Пандемию многие сравнивают с войной. А она, как известно, проверяет всех на прочность, перед страхом смерти выявляется истинная сущность человека. В этом смысле вы не разочаровались в людях?
- Те, кто создавал ненужную суету и обычно плясал перед начальством или электоратом,  куда-то исчезли дней на десять в апреле - и все стало понятно. Пришло время, когда человек проявляется: поможешь - не поможешь, да - да, нет - нет. Увильнуть невозможно, потому что ждать некогда. Были предприниматели, которые звонили и предлагали помощь: давайте мы вам 60 пакетов еды принесем - большое спасибо «Гастроному Глобус» и Диме Королю - эта ложка была очень дорога к обеду. О таких примерах мы рассказывали где могли, поощряли, чтобы все видели, как правильно поступать. Ведь задача волонтеров-медиков заключалась не в том, чтобы всех накормить, а чтобы пожилые люди сидели  дома и носа не казали на улицу. Своего рода яндекс-доставка с инсулином и буханкой хлеба. 
Пандемия выявила людей ложной активности и сразу положила их на грунт. Когда задеваются базовые принципы существования, такие как безопасность и здоровье, то имитационный театр заканчивается.  Но настоящие общественники были на виду - это 5-10 процентов основной массы псевдо- и политических активистов. Среди тех, кто по-хорошему удивил, было и ядро «единороссов», а также депутаты Курултая, я про Рустема Ахмадинурова и Фарита Гиндуллина.

- А как вы можете нарисовать типичный образ активиста?
- Это - человек  мерцающей активности, которому когда-то наступили на ногу, и теперь он добивается внимания к своей персоне. Он ярок раз в два-три месяца и умело делает вид, что имя ему - легион. А общественник - тот, кто может увлечь за собой хотя бы пятерых, кроме своей любящей бабули. К сожалению, у нас много псевдообщественных организаций, хотя есть насущная потребность в настоящих НКО.
Возвращаясь к вашему вопросу о разочаровании. Пандемия закрепила мое первоначальное впечатление: кто - создатель суеты, а кто - преобразователь. Доказала то, что раньше только предполагал.

-  А как проявились члены Палаты?
- Я кайфанул от того, как проявилась Ольга Панчихина. Она, как настоящий и опытный НКО,  быстро сориентировалась. Ей доверяют крупнейшие благотворительные фонды страны, Общественный фонд развития города выступил неким оператором, локомотивом помощи страждущим, в первую очередь медикам. Хорошо проявил себя и зампредседателя Общественной палаты республики Олег Галин. Палата скидывалась на продовольственные пакеты из своего кармана. Словом, мои дорогие коллеги проявили себя как настоящие бойцы, даже те, кто попал под уязвимую категорию 65+. Были у нас и те, кто тихонько «примерил корону», по счастью обошлось, тьфу-тьфу. 

-  Если сосуществование двух журналистов в одной семье еще можно представить, то двух общественных деятелей, которые порой находятся по разные стороны баррикад, - довольно сложно. Ваша жена - член СПЧ.  У вас возникают споры?
- Мы сознательно избегаем того, что касается журналистского долга Наташи и моих служебных обязанностей. Мы друг друга хорошо знаем и можем считать с лица подтверждение того или иного факта. Потому иногда ведем себя как Штирлицы. Я не могу сдать госсекреты, она бережет свои источники. Иногда это смешно, иногда - напряжно.
В «Коммерсанте», которым она руководит, своя аудитория, в основном крупный бизнес. До создания местной франшизы «Коммерсанта» на меня оказывалось постоянное давление со стороны различных структур: корпоративных, частных - чтобы я каким-то образом вмешался в его деятельность. Старательно от  этого отбивался. Я не лоббист, единственное, с чем могу помочь - подсказать телефон рекламной службы или редакции уфимского «Коммерсанта». Придерживаюсь того же принципа, и когда обращаются с просьбой трудоустроить в органы власти. Для родственников я, наверное, «плохой человек» в клановом смысле. Но меня бесят те, кто считает мою репутацию своим ресурсом, блатом. В бытность работы в «Башинформе» искал журналистов через своих сотрудников. Это, как правило, надежнее.

-  Вы часто бываете в городах и районах республики? Отличается ли градус активности жителей в Уфе и глубинке?
- В свое время - 20 лет назад, вместе с Муртазой Рахимовым объездил всю республику без Федоровки, бывал даже на юге Хайбуллинского района, для меня особая радость побывать в папином Бижбуляке и мамином Чекмагуше. Многих привлекают природные красоты, а мне интересно, кто на каком диалекте говорит, какие блюда готовит, в каких домах живет. Знаю, какой район к какому соседу тянется: Челябинской, Оренбургской областям, Удмуртии или Татарстану. Русское географическое общество установило пять столбов, обозначающих крайние точки республики: Север в Янаульском, Восток в Учалинском, Юг в Зианчуринском и Запад в Бакалинском, а также точку «55°/55°» по широте и долготе - в Кушнаренковском. А придумал их обозначить ваш покорный слуга.  Башкортостан по размерам как крупная европейская страна, где каждый район для меня имеет свой вкус и запах. Например, стерлитамакцы наиболее продвинутые в плане урбанистики, городских пространств. Темперамент жителей особенно заметен  в работе общественных  советов, состоящих из  дерзких молодых людей, со своим мнением, часто неудобных для администраций. Таких, как «Сибай, дыши!», например. Я стараюсь замолвить за них словечко перед властями всех уровней. Надеюсь, что  постепенно мы перезагрузим эти сообщества в полноценные общественные палаты.

- Какая она, нынешняя молодежь?
- Она классная. У нее нет жадности, пляшущих долларов в глазах, у этих молодых другая мотивация. Они хотят быть топами - самыми лучшими в своей сфере: будь то выпекание блинчиков или ирландские танцы. У них другая мотивация, чем у их родителей: самореализация важнее денег. Дети, зачатые в 90-е и нулевые, за железными дверьми, хотят не только красиво одеваться, но и прикольно жить. И это не обязательно потребление, сильно творчество, ижад. Для меня это стало сюрпризом.

- А как вы в целом оцениваете настроение общества?
-  Шаг за шагом, постепенно мы выходим из ситуации, когда все внимание было приковано к вирусу, страху за себя и своих близких. Реакция на стресс, когда люди кинулись затариваться гречкой и туалетной бумагой, - вполне предсказуема. Сейчас граждане «прильнули» к государству, ожидая от него сигнала: когда выходить на улицу, какие правила соблюдать. Словом, признаем за государством роль регулятора. Это во-первых, а во-вторых, когда наших туристов выкидывали из отелей, они звонили - в Министерство иностранных дел, в Ростуризм. Надеялись на поддержку государства, и оно не бросило их в беде. Да, наше государство где-то неповоротливо, где-то жестоко, но все равно мы ценны как страна, и в пандемии это стало для многих понятно. Удивительно и другое: мы осознали, что выживать, когда над тобой нависла смертельная угроза, лучше сообща, сотрудничая, помогая друг другу. Тогда как капитализм предполагает соперничество. Меня очень порадовало позабытое чувство солидарности: когда люди приходили на помощь соседям, волонтеры - пожилым людям.

- Но вы же не будете отрицать, что экономическая ситуация ухудшается. Даже в таких благополучных странах, как Германия, например. Чего ожидать нам?
- Я могу только рассуждать как потребитель. Люди, испугавшись, перестали тратить деньги на всякую ерунду, а производители пустоты оказались в пролете. Мы поняли, что есть базовые вещи: жилье, транспорт, нормальная еда, отдых в России, а вот покупка нового платья может подождать - его негде выгулять. Просядут отрасли, рассчитанные на потребление, зато, надеюсь, толчок получат другие: аграрная сфера, транспорт, услуги связи. Словом,  еще один вызов. А на смену старым придут новые герои. Так было всегда.

- Кто для вас авторитет в политике?
- Для меня хороший человек не политик, а государственник. Тот, кто следит, чтобы солнце всходило и заходило независимо от того, какой режим у власти. Тот, кто служит не хозяину, а Родине. Тот, кто работает на укрепление страны, делая ее сильнее. А не тот, который борется за власть. Я держу перед глазами образ Карима Хакимова, «Красного паши», моего дальнего родственника по восходящей. Он думал о любимой Родине на столетия вперед, даже тогда когда она его казнила.

- То есть Путин для вас авторитет?
-  Конечно. Я помню унижение и слабость страны 90-х. И вижу разницу. И знаю, что сильная страна - дело его жизни. Я же в ОНФ добровольно и осознанно, а он - лидер нашего движения. 

- Как в дальнейшем видите свою карьеру, к чему стремитесь?
- Цели не карьерные. Надеюсь, есть еще время - 10 - 15 лет - сформировать ресурсную отрасль, быть готовым к тому времени, когда вместо партий и политиков всем будут рулить различные сообщества, например, любители танцев, велосипедисты или зоозащитники. Пора создавать компетенцию операторов гражданского общества. Придумать площадки, где люди смогут договариваться по сложным вопросам без драк и истерик. Это сложно, но интересно. Я учусь.

Светлана ЯНОВА








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости