РУБРИКА "ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР" Дистанция, которая сближает
Интервью с вице-премьером правительства РБ Фануром Ягафаровым
- Позади осталась пора ЕГЭ, выпускные, которые, безусловно, войдут в историю как самые необычные. Пандемия испытала на прочность и педагогов, и одиннадцатиклассников. Как вы оцениваете результаты? - Система образования Республики Башкортостан сделала все возможное для того, чтобы в закончившемся учебном году работа в этой сфере продолжалась, несмотря на пандемию. Конец учебного года выдался сложным, но в итоге наши преподаватели, ученики, родители сработали как единое целое, чтобы учеба, подготовка к экзаменам не прерывались. Мы им, конечно, очень благодарны. Ведь итог дистанционного обучения не только в непрерывном учебном процессе, главное - не было допущено вспышек коронавируса среди детей и студентов. В Республике Башкортостан во время самоизоляции ежедневно в онлайн-обучении были задействованы около 87% школьников, а это - 424 тысячи обучающихся. При этом 93% педагогов активно пользовались различными цифровыми ресурсами. Был создан проект «Открытый урок» на телеканалах, который запущен главой Республики Башкортостан Радием Хабировым. В рамках проекта каждый день начинался с короткого урока для школьников республики. Спасибо телевизионщикам, они помогли организовать уроки и для первоклассников. Республика принимала участие в проекте «Помоги учиться дома» партии «Единая Россия», в рамках которого школьники получили оборудование для онлайн-уроков. В период дистанционного обучения во временное пользование школьное компьютерное оборудование передано ученикам и учителям. Нами создан Банк самых интересных онлайн-уроков и занятий. Институт развития образования реализовал проект «Методурок» - составленный на основе лучших практик применения дистанционных технологий в обучении школьников. А педагогами дополнительного образования собраны лучшие видеоматериалы, на основе которых сформирован банк видеозанятий, он размещен на сайте Регионального модельного центра. Единый государственный экзамен успешно завершен. К тому же ученики, по уважительным причинам не сдавшие ЕГЭ в июле, смогут сдать с 3 по 8 августа. По предварительным данным, количество ребят, набравших 100 баллов по Единому государственному экзамену, уже 53 человека. К тому же в целях повышения престижа учительской профессии и стимулирования преподавательской деятельности глава Республики Башкортостан Радий Хабиров подписал указ о выплате премии учителям общеобразовательных организаций, которые подготовили выпускников-стобалльников. Премию будут выплачивать начиная с этого года. Её размер составит 50 тысяч рублей.
- Сегодня одна из самых обсуждаемых тем - переход на дистанционное обучение. В Башкортостане в апреле-мае в онлайн-формате получали знания 312 тысяч школьников. Как в новом учебном году будут работать школы и вузы? - Мы очень надеемся, что санитарно-эпидемиологическая обстановка в стране и мире улучшится. В республике делается все возможное для того, чтобы к сентябрю подойти со стабилизированной эпидситуацией. Мы видим, что принятые меры дают результаты, количество заболевших коронавирусной инфекцией уменьшается, и рассчитываем в сентябре открыть наши школы, садики и колледжи. При этом, конечно же, мы понимаем, что вирус никуда не денется, поэтому меры эпидемиологической защиты будут усилены.
- На своей странице в соцсетях вы подняли проблему инклюзивного образования. Какие новые подходы будете внедрять в этой области? - У нас накоплен многолетний опыт обучения детей с ОВЗ в условиях коррекционных общеобразовательных учреждений, действует государственная программа «Доступная среда в Республике Башкортостан», отрегулированы механизмы увеличения объема средств, выделяемых на развитие инклюзивного образования. Есть даже опыт реализации межрегиональных и международных проектов, ведется ведомственный контроль качества в области инклюзивного образования. В июне правительство республики утвердило Концепцию развития инклюзивного образования в Республике Башкортостан на 2020-2025 годы. Мы и дальше планируем работать по развитию системы раннего выявления и помощи детям с ОВЗ и инвалидностью, будем создавать условия для совместного обучения особенных детей с их здоровыми сверстниками. Появятся новые ресурсные центры по развитию и поддержке инклюзивной формы образования. Еще одна задача: активнее вовлекать в процесс развития инклюзивного образования общественные организации, родительское сообщество. Будем готовить педагогические кадры, расширять перечень программ профессионального образования, увеличивать число участников Национального чемпионата по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс». Впереди много работы. - Культура - еще одна курируемая вами сфера. В столичном «Арт-Квадрате» прошла красивая церемония награждения выдающихся работников культуры - одно из первых крупных событий после смягчения ограничительных мер. Как отрасль пережила режим самоизоляции? - Безусловно, за время карантина зрители и посетители учреждений культуры соскучились по спектаклям, концертам, творческим проектам. Но любой кризис - это еще и лучшее время для новых возможностей. И нынешняя ситуация активно способствовала развитию дистанционных форм работы и онлайн-формата. Многое из проведенного впервые уже останется в нашей постоянной практике. И в дальнейшем для более качественной реализации проектов мы планируем оснащение учреждений культуры необходимым и современным оборудованием для качественных интернет-трансляций. Очевидна и необходимость повышения квалификации работников сферы культуры по направлениям: «организация дистанционной работы», «творческая работа в онлайн-формате», «работа в социальных сетях и эффективное продвижение продуктов культуры». За период пандемии появилось очень много интересных форм проведения онлайн-уроков на темы культуры. Есть идея создать единую платформу лучших онлайн-занятий в сфере культуры как для студентов, так и для учащихся. Наши предложения мы уже озвучили на заседании Совета Федерации и получили положительные отзывы.
- Трансляции спектаклей в YouTube и Instagram, онлайн-экскурсии по музеям - это, конечно, прекрасно и порой даже удобно. Но впечатления все равно не те, уже нет того самого эмоционального накала, зрительской отдачи. Когда наши учреждения культуры вернутся к обычному режиму работы? И есть ли план «Б» на случай, если коронавирус останется в нашей жизни надолго? - Несмотря на то, что во многих регионах нашей страны уже открылись театры, кинотеатры и концертные залы, запланированный у нас на 1 августа старт таких учреждений пока откладывается. Конкретная дата начала работы учреждений культуры определится исходя из эпидемиологической обстановки. На сегодняшний день творческие коллективы возобновляют репетиции, началась подготовка к открытию нового сезона. На основании внесенных изменений в указ главы РБ Р.Ф. Хабирова о работе в режиме угрозы коронавируса, с 12 мая 2020 открылись музеи и библиотеки, имеющие отдельный вход, а с 1 июля - все музеи и библиотеки. Наши жители с удовольствием возобновили их посещение. За последние 2 недели музеи посетило 12283 человека, проведено 471 мероприятие. В связи с напряженной эпидемической ситуацией общедоступные библиотеки Республики Башкортостан перевели работу по библиотечно-библиографическому обслуживанию в дистанционный режим. Продолжается творческая деятельность и просвещение читателей в онлайн-режиме. На официальных сайтах библиотек и в социальных сетях (Facebook, Instagram, YouTube, ВКонтакте и других) ежедневно публикуются интересные факты из жизни известных писателей, демонстрируются виртуальные книжные выставки, ведется подборка книг, а также размещаются активные ссылки на бесплатные электронные книгохранилища. Библиотеки Республики Башкортостан участвуют во всероссийских акциях, таких как «Кинолето», «Галерея литературных героев», предоставляя своевременную информацию своим читателям.
- Уфа уступает многим городам-миллионникам (и не только им) по культурному арсеналу: у нас втрое меньше музыкальных и художественных школ, чем, к примеру, в Казани. Нет творческих мастерских РАХ, как во многих областных центрах, включая Чечню и Татарстан. Необходим прорыв в этом направлении. Что вы намерены предпринять? - Наша республика насчитывает 118 муниципальных детских школ искусств. Лидером в ПФО по их числу является Нижегородская область (119 ед.). Мы занимаем 2 место после Пермского края по Приволжскому федеральному округу по количеству реализуемых (1509 ед.) в детских школах искусств образовательных программ и лидируем по числу обучающихся (48886 чел.). При этом понимаем, что количество таких образовательных учреждений в республике необходимо увеличивать и требуется создать там дополнительные места. В настоящее время в Уфе действуют 17 учреждений дополнительного образования детей: 12 музыкальных школ, 2 художественные школы, 3 школы искусств, которые являются неотъемлемой частью культурной жизни столицы Башкортостана. В них бережно хранят и развивают традиции музыкальной культуры разных народов, башкирского искусства. В учреждениях обучаются 8200 детей в возрасте от 6 до 16 лет. Сегодня одним из приоритетных направлений в республике, как уже было сказано, является строительство социально значимых объектов, в том числе музыкальных и школ искусств. Несмотря на пандемию, строительство продолжается. В марте текущего года открыли новое здание Детской музыкальной школы № 9 имени Адигама Искужина в микрорайоне Затон. Теперь здесь основам исполнительского мастерства и музыкального искусства обучаются 400 юных уфимцев. Также недавно принято решение передать здание кинотеатра «Победа» для размещения детской школы искусств. В настоящее время ведется работа по включению в Республиканскую адресную инвестиционную программу строительство нового здания Детской художественной школы № 1 имени Алексея Кузнецова и музыкальной школы № 15. Сегодня мэрией Уфы разрабатывается план мероприятий в рамках реализации Стратегии социально-экономического развития города до 2030 года. Для включения в вышеназванный план предложено строительство школ искусств в густонаселенном микрорайоне Сипайлово Октябрьского района, вновь вводимых микрорайонах Колгуевский, Кузнецовский Затон Кировского района, Затон Ленинского района, Инорс Калининского района, Яркий Демского района.
- Вы долгое время, будучи пресс-секретарем главы региона, курировали местные СМИ и знаете о проблемах журналистов не понаслышке. Самые уязвимые - печатные издания. Режим самоизоляции серьезно усугубил положение. Какие меры поддержки могут быть предусмотрены и каким видится будущее СМИ? - Конечно же, в условиях пандемии редакции газет оказались в сложной экономической ситуации - обеспечивая непрерывное информирование населения, они, как и бизнес в целом, резко потеряли доходы. В целях оказания средствам массовой информации мер поддержки руководством республики было принято решение о включении изданий (в том числе и тиражирования) в перечень наиболее пострадавших отраслей. Это позволило редакциям воспользоваться рядом льгот, предусмотренных как федеральным, так и республиканским перечнями мер поддержки, и тем самым обеспечить выплату заработной платы работникам редакций, перераспределить финансовые потоки с учетом предоставляемых отсрочек по платежам в бюджет и внебюджетные фонды, не допустить банкротства редакций. Пресса была и остается востребованным источником достоверной информации. Четверть населения региона являются читателями именно печатных газет и журналов. Изменение медиапотребления населения неизменно повлечет за собой переформатирование ряда СМИ. Однако суть их деятельности не изменится и будет отвечать современным требованиям медиапространства. - Спасибо, Фанур Мухарямович, за этот диалог! И успехов вам!
Екатерина АНДРЕЕВА |