ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Куштау: тяжелый подъем
Президент России Владимир Путин прояснил ситуацию с шиханом Куштау и прокомме...

Обещанного три года ждут
На онлайн-совещании в формате «Строительный и транспортный час» глава РБ Радий...

Аграрии и строители – в плюсе
На еженедельном оперативном совещании были рассмотрены показатели социально-...

Чудо-светофоры
К началу нового уч
ебного года на подходах к школам и детсадам завершилос...

Для широкой ярмарки
В Уфе разработали стандартный дизайн-проект для павильонов и галерей, использу...

Затонское «Зарядье»
В сквере «Волна» возводится амфитеатр. Завершить работы планируется к концу го...

Счастливого плавания!
Круизный теплоход «Мустай Карим», построенный на нижегородском заводе «Красно...

Юбилей мэтра
Художественный руководитель русского драматического театра, заслуженный деят...

Картины великих со спецэффектами



     №9 (226)
     Сентябрь 2020 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР"

Школа как билет в будущее


Учителя, ученики и их родители, наверное, никогда не ждали начала учебного года  с таким  нетерпением: откроются ли 1 сентября наши школы? В преддверии нового учебного года мы взяли интервью 
у министра образования и науки РБ Айбулата Хажина. 

- В этом году, несмотря на объективные трудности, количество стобалльников выросло. С  чем вы это связываете? 
- Ситуация по республике лучше, чем в среднем по России. И это не случайно. Весь год проводились консультации, а  в апреле по всем предметам ЕГЭ еженедельно в режиме онлайн.
 С ребятами занимались лучшие преподаватели, подготовившие стобалльников, члены предметных комиссий, которые знают типичные ошибки прошлых лет. Число посещений онлайн-уроков было соизмеримо с количеством выпускников 11 классов. В июне мы интенсифицировали этот процесс. Если в апреле-мае проходили по две консультации в неделю, то в июне занятия шли с понедельника по субботу. Но работать есть над чем. По сравнению с прошлым годом ненамного ухудшились результаты только по трем предметам, и то относительно самих себя.

- Есть мнение, что пришло время сделать образование более ориентированным на личность каждого ребенка: кому в академики, а кому в мастера. Как вы считаете, нужно ли создавать особые условия для одаренных детей?
- Весьма спорная позиция. Обучение, развитие,  воспитание – три кита образования. Сегодня в России немало ребят в силу разных причин, в том числе и из-за проблем со здоровьем, переведены на электронное обучение. В основном такие заочные школы находятся в  Москве, Петербурге,  Новосибирске. Но ведь обучение заключается не только в передаче знаний, формировании навыков, умений выполнять какие-то лабораторные работы. Есть еще важный аспект – функциональная грамотность. Недостаточно знать, например, таблицу умножения, нужно уметь применить ее на практике. Знания на то и нужны, чтобы оперировать ими в быту, переносить в жизнь  в определенные нравственные ситуации. Можно это сделать на дистанционном обучении? Сомнительно. Весной  Центр развития талантов и одаренных детей «Аврора» начал работу в онлайн-формате с ребятами,  проявившими себя на всероссийских и международных  олимпиадах. С ними дополнительно занимались наши лучшие учителя. Это вполне реализуемая форма, и она, по моему мнению, найдет свое применение и в дальнейшем. Но ребенок должен находиться в коллективе. Человек – социальное существо. Если он оторван от общества, от взаимодействия со своими сверстниками,  старшими товарищами, он не сможет приобрести полноценный опыт, ему будет очень сложно во взрослой жизни. 

- Мы беседуем с вами  по  Zoom. Онлайн-общение прочно вошло в нашу жизнь. Справилась ли система образования с дистанционным обучением и какие плюсы и минусы такого формата вы видите?
- Учебный год 2019-2020 войдет в историю, но  все-таки главное, на что мы обращаем внимание, – цифровые аспекты образования, но не с точки зрения дистанционного обучения, а с точки зрения обогащения традиции. Это, наверное, самый важный аспект. Возвращение в школу было неминуемым, потому что без прямого взаимодействия педагогов и учеников невозможно. Ведь одна из важнейших задач образования – все-таки воспитательная функция, а воспитание успешно только при личном взаимодействии, передаче социального опыта старшего поколения младшему. Поэтому мы  всегда будем ориентироваться на традиционную форму обучения. Но тот интересный опыт, та практика, которые были наработаны за достаточно небольшой, короткий период 4-й четверти, обязательно пригодится. Теперь наши учителя, абсолютно не использовавшие прежде Интернет-образовательное пространство, ресурсы, освоили эту сферу. Мы очень активно реализуем федеральный проект «Цифровая образовательная среда», оснащаем наши учебные заведения современным компьютерным оборудованием. К  2023 году почти 90 процентов школ будут подключены к ЦОС, и каждый учитель, не только информатики, но и литературы, математики, биологии сможет на занятиях использовать электронные ресурсы. Представьте себе, например, преподавателя изобразительного искусства, который  по ходу урока сможет в онлайн-режиме «повести» своих ребят в Лувр, «сходить» на экскурсию в Эрмитаж, «посетить» Третьяковскую галерею. 

- Не у каждого ребенка в реальности есть  возможность увидеть полотна выдающихся художников, приобщиться к вершинам мировой культуры. 
-  Наши республиканские галереи и музеи тоже подхватили это направление. В августе  у нас прошли онлайн-смены, потому что из-за коронавируса не открылись детские оздоровительные лагеря. Мы не могли оставить ребят без внимания. По республике  работало 480 онлайн-смен, более 120 тысяч школьников подключались к ним ежедневно. И родители оценили это начинание, мы получили от них добрые отклики. Мамы и папы писали нам в чатах: мы спокойны за ребенка, потому что знаем, что он будет делать в 10 утра, в 12, а что интересного его ждет в 2 часа. Но это не значит, что он весь день проводит за компьютером. Были организованы различные интенсивы, в том числе и с вкраплением офлайн-режима – дети специальными турами выезжали на Торатау, в Аскинскую ледяную пещеру, на Голубое озеро. Их бесплатно принимали Национальный музей и его филиалы.  И это тоже не только элемент времяпрепровождения (чтобы ребята без дела не маялись), а расширение кругозора, чтобы к новому учебному году они пришли с новыми компетенциями, с новыми знаниями. На августовском педсовете мы обсудили разнообразие традиционных форм обучения, с видоизменением их, включая  новые методики, ресурсы, объединенные на образовательной платформе республики. 

- Подводя итог, можно сказать, что наша система образования  выдержала проверку коронавирусом?
- Честно скажу, это было большим испытанием. Помогло Министерство цифрового развития РБ, провайдеры очень серьезно нас поддержали, и в течение двух-трех дней мы отладили процесс, а с 9 апреля вся система заработала в штатном режиме. Общее  количество онлайн-уроков с 6 апреля по 31 мая составило полтора миллиона! Это огромная цифра. 
В отличие от других регионов, где учеба завершилась 15 мая, мы  учились до последнего дня месяца. Чтобы не быть голословным, хочу привести результаты независимого тестирования, которое провела Высшая школа экономики. Свое мнение высказали 25 тысяч наших учителей из 34 тысяч. Если до  ковида  только 60 процентов педагогов изредка использовали на уроках электронные ресурсы, то к концу мая уже 93 процента изъявили желание в дальнейшем применять их в своей практике. Разве это не победа? Думаю, это серьезный прорыв за столь короткий период. 

- А для себя вы открыли электронные ресурсы?
- Да, сам научился организовывать ВКС, до этого, признаюсь,  так часто с  начальниками  отделов образования не общался. Каждый день в 17.00 мы обсуждали возникающие проблемы, что позволяло знать о ситуации, которая складывалась в любой, самой отдаленной школе. Тройка операторов сотовой связи предоставила льготные тарифы для обучения школьников. Было кодовое слово, с помощью него учителям и родителям предоставлялся безлимитный Интернет, снижалась стоимость трафика. Это позволило минимизировать нагрузки на бюджет семей  и педагогов.

- Во время самоизоляции многие известные люди республики провели открытые уроки. И вы тоже. Почему была выбрана тема здорового питания?
 - У меня два образования: медицинское и химико-биологическое. Поэтому я вооружен достаточными знаниями, чтобы убедить наших ребят в правильности здорового образа жизни, одним из факторов которого является здоровое питание. С 1 сентября мы готовимся перейти на бесплатное горячее питание для начальной школы. Разработанное меню сбалансировано по минеральным веществам,  витаминам,  белкам-углеводам-жирам. Здоровый мозг – во многом результат правильного функционирования системы пищеварения. Умственные способности напрямую связаны с тем, что ребенок ест. В древности так и говорили: человек – то, что он ест. Формировать культуру здорового питания нужно не только в школе, но и нести ее домой. К сожалению, растет поколение детей с лишним весом, питающихся фастфудом. Здоровое питание должно быть нормой, а проводником его призвана стать школа.

- В республике реализуется масштабный проект «Взлетай!».  Какое развитие он получит в этом учебном году?
- Проект, инициированный главой республики Радием Хабировым, доказал свою жизнеспособность.  На карантине не был реализован лишь модуль  «Здоровая улыбка», потому что в этот период дети не имели возможности посещать стоматологические кабинеты.  Все остальные, даже с учетом дистанта, были задействованы в режиме онлайн.  В этом году количество школ-участников «Взлетай!» увеличится, как минимум в него войдут еще по два учебных заведения в каждом муниципалитете. Мы рассчитываем на 210 школ. Финансирование на реализацию проекта было заложено в начале года, поэтому никаких сложностей в этом плане я не вижу.  Мало того, вырастет количество стоматологических кабинетов. Уже сегодня их  220  по республике. Для сравнения -  в других субъектах в разы меньше. Мы в этом деле лидеры. Кабинеты укомплектованы медицинскими кадрами, сертифицированы и с 1 сентября заработают в штатном режиме. Причем посетить кабинет, пройти санацию смогут не только дети данной школы, но и  соседних учреждений. 

- Школа дает путевку в большую жизнь, а дальше выпускник должен сделать выбор, который во многом определит его судьбу.  Почему наши дети предпочитают высшее образование среднеспециальному?
- Вот с этим утверждением не соглашусь. Если в 2010 году из общего количества  выпускников 9-х классов  в 10-й  шли порядка 70 процентов, а 30 шли в среднеспециальные учебные заведения, то нынче противоположная картина: только 40 процентов продолжат учебу в старших классах, а 60 придут в колледжи и техникумы. И это тенденция последних лет.

- Дети боятся сдавать ЕГЭ?
- Возможно, кто-то и да. Но думаю, основная причина в другом. В сложный период, когда по всей стране ссузы закрывались, нам удалось сохранить систему. В этом году 96 колледжей республики распахнули свои двери перед выпускниками 9 и 11 классов. Они заполнили  22 тысячи бюджетных мест, что  в 2,5 раза больше, чем в вузах. И самое главное – наши колледжи оборудованы новыми мастерскими и лабораториями. Мы активно участвуем в движении «Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)», получаем хорошее финансирование из федерального бюджета. В 2021 году шесть ссузов республики получат средства на создание мастерских. Это переломный момент. В республике реализуется проект ранней профориентации детей  «Билет в будущее». Уже в течение  трех лет мы вовлекаем в него наших выпускников, а с 7 класса - в профессиональные  пробы. Через него прошли уже 30 тысяч ребят. Ребенок учится работать руками, для кого-то это лишь интересное занятие, а кто-то откроет для себя профессию. То, что наша работа не проходит даром, показывает конкурс в ссузы, на отдельные специальности на 1 место претендуют до 30 человек, это больше, чем в некоторые ведущие вузы страны.
Здорово, что мы занимаемся отбором, а не набором,  как 10 лет назад. Качество знаний абитуриентов повысилось. И это определенный аванс колледжам, чтобы они видоизменили свою  деятельность, поменяли учебные программы, открывали новые специальности, востребованные рынком труда. Квинтэссенция популяризации рабочих профессий  – движение WorldSkills Russia. Казань принимала его мировой чемпионат, а в следующем году в нашей республике пройдет чемпионат России. Вот это и  позволило детям взглянуть иначе на среднее профессиональное образование. В их числе и мой старший сын, который самостоятельно, без нашего  давления принял решение, что не пойдет  в 10 класс, а поступит в  колледж. Это взрослый осознанный поступок, и мы его поддержали. Можно сказать, пошел по моим стопам. В свое время я после 8 класса, имея по всем предметам пятерки, поступил в медицинское училище. И не пожалел. Получил хорошее образование, которое позволяет лечить и себя, и свою семью. Уверен, что если хочешь состояться – надо пройти с низов. Слова выдающегося русского врача Пирогова, которые  впервые я услышал в 6 классе, стали моим жизненным кредо: если хочешь стать хорошим хирургом,  ты должен поработать санитаром. Это касается всех сфер деятельности, не только медицины. А сыном горжусь – настоящий мужской поступок. 

- Книги формируют личность. Но современные дети предпочитают Чехову Гарри Поттера.  Как, на ваш взгляд,  привить вкус к хорошей литературе?
- Секрет прост: культура чтения формируется в семье. Мне в этом смысле повезло: мои родители - филологи, языковеды. Они привили  мне любовь к чтению с младых ногтей. У  отца была огромная библиотека,  не осталось ни одной книги, которую бы я не прочитал. Читал с упоением, иногда с фонариком под одеялом. «Поющих в терновнике», помню, проглотил за одну ночь. В хороших книгах заложен глубокий смысл, который раскрывается постепенно: ты взрослеешь, набираешься опыта, и тебе открываются истины, ранее недоступные.  Родителям не надо впадать в панику: мой ребенок не читает. Не надо сетовать, что ваш ребенок увлечен «Гарри Поттером», там тоже заложены определенные нравственные истины: понятие добра и зла, дружбы и предательства. Если я в 80-е  годы читал «Как закалялась сталь» и «Повесть о настоящем человеке», то это не значит, что надо заставлять читать эти два, бесспорно, полезных произведения своих детей. Не надо настаивать. Если на пружину слишком давить, получится обратный эффект. Да, сегодня другие, цифровые дети, они не любят перелистывать страницы. Но что мешает нам обсудить с ними какую-то книгу, заинтересовать? Я очень благодарен своему учителю литературы, который научил меня любить книги. Он так увлекал нас, так тонко анализировал каждый сюжет, что не полюбить было невозможно. И, конечно, моя бабушка, учитель русского языка и литературы, приложила руку к моему  воспитанию.

- Что вы читаете, есть ли любимые книги?
- В свое время увлекался зарубежной литературой. В студенчестве перечитывал Теодора Драйзера. Особенно «Финансиста». В нем я получил определенные ответы на те вопросы, которые встали, когда Россия пошла по рыночному пути. Мне было любопытно, как развивается общество в условиях капитализма, какие нравственные язвы выходят наружу. Как все мальчишки, любил фантастику: Кира Булычева, братьев Стругацких, Айзека Азимова. Сейчас, к сожалению, времени на художественную литературу совсем нет. Невозможно, не читая научную педагогическую литературу, быть в курсе всего.  Надо поспевать за всем новым, что появляется.

Светлана ЯНОВА








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости