РУБРИКА "РЕПОРТАЖ В НОМЕР"По следам «Первой Республики»
Про фильм с этим названием я узнала из соцсетей, когда знакомая выложила фотографию со съемок с комментарием, что и она оставила в нем небольшой след, чем меня очень заинтересовала.
Когда получила задание от редакции пройтись по местам съемок, пришлось по-другому посмотреть фильм. Отметив, на какие моменты акцентировать внимание, я созвонилась с главным историком фильма, соавтором сценария Гульсясяк Саламатовой. - В двух словах все эту эпопею не рассказать, давайте встретимся, пройдемся по основным местам съемок, заодно все покажу, - предложила она. Гульсясяк Давлетбаевна по образованию филолог, имеет ученую степень кандидата наук, доцент. Преподает башкирский язык, литературу, фольклор в институте искусств с 2002 года. До этого у нее уже был опыт работы в кинематографе - вместе с Тансулпан Бабичевой писала сценарий к фильму «Бабич». Идея создания «Первой Республики» родилась еще в 2012 году, и с тех пор она много работала в архивах, библиотеке, общалась с потомками героев фильма, ездила в Казань к Нинель Юлтыевой за воспоминаниями…
Библиотека вместо института - Хотя здесь мы и не снимали, но решила начать наш «поход» именно отсюда, где разворачивалось основное действие фильма, - объяснила Гульсясяк-ханум, когда мы подошли к зданию Министерства сельского хозяйства, где в советский период размещалось все правительство. Как известно, фильм о деятелях культуры начала века и о том, какая участь их постигла. Именно в этом здании 15 марта 1934 года состоялся I съезд писателей республики, был создан Союз, также располагался Совнарком. Герои фильма работали, считая это здание вторым домом. Именно здесь находился институт Национальной культуры, который не раз фигурирует в фильме. Но все же было принято решение снимать в другом месте - в третьем корпусе нынешнего здания Национальной библиотеки имени Заки Валиди. Это объяснялось многими причинами, главная из них - несоответствие современности: в Минсельхозе несколько лет назад произвели капитальный ремонт, в ходе которого претерпели изменения кабинеты, в которых сейчас расположены канцелярии и офисы. К тому же там, где с утра до вечера кипит работа, остановить процесс никто не позволил бы. А съемка даже в несколько минут в небольшом кабинете может занять весь рабочий день, а в процесс вовлечены около полусотни человек и не меньше техники. В библиотеке же, где летом не так многолюдно, удалось по фотографиям воссоздать кабинеты писателей, залы, где проходили собрания и заседания башкирских литераторов. Зайдя сюда, действительно вживаешься в прошлое - стены, шкафы, полки с книгами и без особой бутафории напоминают начало прошлого столетия. И даже сама атмосфера библиотеки как бы переносит нас в те дни… - Вот здесь сидели Хадия Давлетшина, Даут Юлтый, Тухват Янаби, Булат Ишемгулов, а там стояла трибуна, с которой звучали голоса писателей, которые представят нашу республику на Всесоюзном съезде, - рассказывает мой экускурсовод, заходя в читальный зал, что расположен в кабинете № 9. Сейчас здесь проходит персональная выставка художника Лианы Мкртчян. По соседству воссоздали кабинет Абдуллы Амантая, где идет выставка живописи и декоративно-прикладного искусства «Шелковый блюз» Ирины Наземцевой. Здесь же расположен лингафонный зал, куда могут прийти любители послушать старинную музыку или помузицировать.
Место встречи - «Кровавый пленум» Далее мы направляемся к Национальному музею. - А здесь Нинель обращается к Афзалу Тагирову за помощью после того, как на перроне, прямо у нее на глазах арестовали ее мать? - уточняю я, вспомнив кадры, вызвавшие слезы на глазах во время просмотра фильма. - Да-да, а кроме того, в начале фильма мы видим на кадрах эти же стены: в июне 1922 года, когда Малая Башкирия объединилась с Уфимской губернией и правительство республики переезжает в это самое здание, - объясняет Гульсясяк. В Национальном музее снимались три эпизода фильма: переезд правительства, Заседание комиссии партийного контроля при ЦК ВКП(б) при участи Марии Сахьяновой и печально известный всей стране «Кровавый пленум». - Именно здесь происходили эти жуткие истории, когда многих деятелей культуры буквально на месте приговаривали к расстрелу, - продолжает Гульсясяк-ханум, открывая двери просторного конференц-зала. Художники и сценаристы, следуя документальным записям, буквально по крупинкам воссоздали кабинет, где состоялось заседание Комиссии партконтроля в августе 1937 года. - Несмотря на то, что мы снимали художественный фильм, а не документальный, старались максимально воссоздать то, что происходило, ведь именно в мелочах кроется истина. Например, тогда в кабинете было два входа. Мы нашли записи, что первый секретарь Ленинградского обкома Андрей Жданов входил с задней двери. Хотя вход давно закрыт, мы показали, будто он вошел, как указано в документе. Вместе с комиссией он проходил и садился напротив Быкина. А по обе стороны от комиссаров висели портреты советских вождей, - вспоминает детали фильма, словно окунаясь в то время, Гульсясяк Давлетбаевна. Видя оборудованный мультимедийными проекторами кабинет, сегодня и не скажешь, что когда-то здесь сломали судьбы сотням жителей республики. «Членом партии я стал раньше Вас, товарищ Жданов! Еще в двенадцатом году…» - эхом вспоминается мне смелый ответ первого секретаря Башкирского обкома Якова Быкина из фильма и грозный приговор: «Партбилет на стол!». С тяжелыми мыслями мы прощаемся с работниками музея, которые любезно разрешили нам посетить зал, ставший лобным местом гораздо раньше, чем съемочной площадкой.
Улочки еще помнят те события - Куда мы ни обратились бы за помощью при создании фильма: музей, библиотека, администрация города, управляющие компании - всегда встречали открытость и готовность помочь, - рассказывает о создании фильма соавтор сценария. Но не всегда удавалось снимать в исторических местах. Например, дом №2 на улице Ленина, где затем поселились многие башкирские писатели, тогда только строился, и было возведено лишь одно крыло. Его возводили аккурат к 20-летию Октябрьской революции. Сейчас же это восьмиподъездный, П-образный жилой дом. Сцену, которая происходит в фильме, когда возвращается из роддома жена Абдуллы Амантая с новорожденным сыном на руках и застает «энкавэдэшников», выносящих мебель, снимали уже в павильоне. Во-первых, здесь сделали капитальный ремонт и сейчас он совсем не похож на дом с 80-летней историей, а во-вторых, невозможно было арендовать жилой дом ради 20 секунд съемки. - Вот по этим улочкам бродила Нинель, когда арестовали родителей, а брата отправили в Бузулук. Вернувшись в 1942-м, не смогла работать в Театре оперы и балета, который находился отсюда через дорогу, и уехала в Казань. Она со слезами вспоминала эти дни в Уфе, когда в окнах вместо родных силуэтов видела чужих людей, а на пианино, на котором играл отец, музицировали посторонние. Далее мы идем между домами №№10 и 12 по Советской улице. Именно здесь снималась сцена, когда женщины, стоявшие в очереди за молоком, прогнали беременную Сабиху Амантаеву и Фатыму Юлтыеву с детьми. «Не давайте хлеб наш трудовой женам врагов народа!» - кричали те, кто только вчера восхищался произведениями их мужей. За дверью дома № 10, где сейчас находится Министерство молодежной политики и спорта, тоже были съемки. В 1956 году в Красноярске Касым Азнабаев получает реабилитационную справку и полностью оправдывается. Эти кадры и снимали в нынешнем Минспорта. Последняя точка нашей экскурсии - Театр оперы и балета, Дворец труда и искусств в прошлом. Здесь также отснято немало моментов. Самые примечательные из них - народный суд, который устроили Макариму Магадееву и Валиулле Муртазину коллеги на сцене театра, и Олимпиада искусств народов СССР в 1930 году в Греческом зале. Но мне больше всего запомнилась Зайтуна Бикбулатова - в начале фильма ведущая актриса театра, а после казни мужа вынужденная работать уборщицей. Последние кадры фильма такие же, как и самые первые, и на них тот же Касым Азнабаев, идущий по улице Пушкина. Если в начале фильма он поднимается по ней с пожилым односельчанином Назиром-агаем, то перед титрами вместе с дочерью выходит на угол улиц Пушкина и Советской и уходит к бывшему Союзу писателей. - Мы решили таким образом связать поколения - в начале фильма он с пожилым мужчиной приезжает в театр. Как известно, после образования Большой Башкирии начался подъем народной культуры, открывались башкирские школы и те, кто был лишен возможности учиться на родном языке, вздохнули с надеждой на будущее. А в конце фильма он держит на руках дочь и вспоминает современников. «Это намек на то, что будущее поколение должно знать и помнить тех, кто не пожалел своей жизни ради того, чтобы их потомки знали свою культуру и могли читать и говорить на родном языке», - призналась мне Гульсясяк Давлетбаевна.
Алина ГАРИПОВА |