РУБРИКА "Закулисье"Третий звонок
Осень - время нового театрального сезона. Все храмы Мельпомены распахнули свои двери для зрителей с октября. Яркие премьеры удивят и обрадуют истинных театралов.
Куда зовешь, ковыльная степь?
Этот зов слышится в каждом звуке, в пении птиц и шелесте трав, он - в слезе, случайно навернувшейся, и в каждом жесте русской башкирки Амели. Нет, не ошиблась в определении: главная героиня нового спектакля именно такая. В новом проекте Башкирского драматического театра имени Мажита Гафури главный творец действа – хореограф. Пластика может сказать больше, чем слово, а взгляд держит крепче канатов. Постановка спектакля «Амеля» по роману писателя-демократа Николая Крашенинникова, безусловно, заинтересует и привлечет внимание. Говорить со сцены актеры будут жестами, движением, взглядом. Стоит рассказать о самом романе, ведь этот выбор тоже не случаен. Он написан в 1915 году и посвящен дореволюционной Башкирии. Писатель хорошо знал наш край, вырос рядом, в Оренбургской губернии, часто общался с ребятами из аулов, вместе с ними слушал легенды, предания аксакалов, которые неплохо владели русским языком и красочно передавали истории о прошлом ковыльных степей. Вспоминая эти моменты, писатель и создал «Амелю». То, что роман не в общем ряду, отмечал еще Антон Павлович Чехов, обращая внимание на его удивительный лиризм и глубокие философские размышления. Главный режиссер театра Айрат Абушахманов, говоря о новом проекте, подчеркнул, что давно мечтал о таком спектакле. Загорелся идеей, когда увидел постановку театра имени Пушкина «Материнское поле», а позже хореодраму «Анна Каренина» у вахтанговцев, и понял, что и в Башдраме, где, по его же словам, много талантливой и гибкой в плане пластики тела молодежи, это вполне возможно. А материалом для спектакля послужил роман Крашенинникова, где воплощен образ башкирской девушки – один из первых в русской литературе. - «Амеля» – история девочки-сироты, которая после смерти родных попадает на воспитание к профессорше Анне Петровне, - рассказывает руководитель литературно-драматической частью театра и автор сценария Азалия Балгазина. - Девушка приняла православие, получила хорошее образование, знает французский язык и европейскую литературу, но ее все время интересует, кто она, откуда, где ее корни. И просит своего воспитателя вновь и вновь рассказать ей о загадочных башкирах и зачарованно слушает их легенды и сказки. Ее тянет в родные края. Образ степи – ключевой. Генетическая память, зов крови – непреодолимы, Амеля уходит в степь безвозвратно… Воплощает задуманное режиссером хореограф, номинант «Золотой маски» Алина Мустаева. Художник-постановщик - главный художник театра Альберт Нестеров. Важное место будет занимать музыка в исполнении оркестра и солистов. В постановочной команде – композитор Олег Гудачев из Санкт-Петербурга. Безусловно, это не единственный проект нового сезона, нас ждет немало интересных постановок. Главное, что театр вновь открыл двери и свое сердце зрителю, а значит, мы можем вновь увидеть полюбившиеся постановки - «Зулейха открывает глаза», «Гульбустан», «Солдат-невидимка» и другие, а также ждать новые, над которыми сейчас работает творческий коллектив.
«Герцогиня G.», «Дон Жуан», «Дон Кихот», «Евгений Онегин»,
а также спектакли «Ловцы жемчуга», «Бахчисарайский фонтан», «Легенда о любви», «Журавлиная песнь», «Летучая мышь» пройдут в Театре оперы и балета, который начал свой 83 сезон. Полугодовой перерыв заставил публику скучать по миру искусства, да и артисты не мыслят себя без сцены. Сентябрьские гала-концерты, прошедшие с большим успехом, наглядно это показали, и хотя зал был не полон по причине ограничений из-за пандемии, все восполнялось теплым приемом. Сезон будет насыщен весьма интересными постановками: балетные, оперные, симфонические и сольные концерты состоятся. В конце октября покажут «Герцогиню G.» - так назвал постановку Жака Оффенбаха режиссер Филипп Разенков. Осенью, в ноябре, ожидаются и интересные балетные постановки. - Будет две премьеры, - говорит главный балетмейстер, народная артистка республики Леонора Куватова, - 15 и 17 ноября покажем одноактные балеты «1418» и «Соседи». Это - хореография всемирно известного артиста Большого театра Ивана Васильева. Первый посвящен Великой Отечественной войне, и мы должны были его показать 9 мая, но так сложилось, что делаем это сейчас. Второй - о любви, история молодых людей. На мой взгляд, спектакль достаточно интересный. Оба балета связаны с именем Дмитрия Шостаковича. Нужно заметить, мы не в первый раз танцуем под музыку автора бессмертной «Седьмой симфонии». Также балетмейстер подчеркнула, что вся балетная труппа театра - выпускники хореографического училища имени Рудольфа Нуреева, что, конечно, дорогого стоит. - Каждый год к нам приходит пополнение. Это хороший стимул и для молодых, и для тех, кто давно работает. Профессионализм труппы растет, - говорит Леонора Сафыевна. Труппа всегда много гастролировала, но пандемия внесла свои корректировки. Впрочем, в театре не очень расстраиваются. Нужно играть и свой репертуар. Когда спектакль долго не идет, он многое теряет, и его надо восстанавливать. Но поездки в планах есть - ожидается, что продолжится европейское турне. А значит, будет возможность работать с такими всемирно известными мастерами, как Васильев, Лавровский. В завершение 2020 года состоится премьера оперы «Vita Nuova» («Новая жизнь») Владимира Мартынова. Режиссер - выпускница Российского института театрального искусства Елизавета Корнеева. Музыкальный руководитель и дирижер-постановщик – Артем Макаров, художник-постановщик - Екатерина Агений. Постановка оперы осуществляется на средства гранта Общероссийской общественно-государственной организации «Российский фонд культуры». - Эта опера по Данте. Спектакль должны были показать в свое время в Мариинском театре, по каким-то причинам этого не случилось, поэтому нас ждет мировая премьера, - отметил Артем Макаров. В новый, 2021 год, состоятся две большие премьеры - опера Жюля Массне «Дон Кихот» и «Евгений Онегин» на музыку Петра Чайковского. «Дон Кихот» - дебют художественного руководителя театра Аскара Абдразакова, который предложит свою интерпретацию оперы Жюля Массне. Он же исполнит титульную партию в спектакле. Еще одна ожидаемая премьера - «Евгений Онегин». Спектакль ставит молодой режиссер Ляйсан Сафаргулова. Это будут красочные постановки. По словам художника-постановщика Ивана Складчикова, работа проведена огромная, но очень интересная и по-настоящему креативная. К примеру, костюмов для «Дон Кихота» пошито больше, чем для нашумевшей постановки «Аттилы». - Только хор переоденется три раза, - говорит художник-постановщик. - Вся одежда, обувь, головные уборы созданы практически вручную, такая своего рода высокая мода театра. Для «Евгения Онегина» пошито 39 разных платьев для дам, и практически каждое – шедевр, а также костюмы для хора. Нагрузка на пошивочный цех огромная, но к работе на пределе им не привыкать. Такие костюмы смело можно показать и в Большом театре. Завершит сезон премьера одноактного балета «О чем молчат камни». Новый спектакль продолжит тему исторического наследия Башкортостана. Хореография современная, тема актуальная: как сохранить наше национальное достояние. Спектакль показали летом в Перми на ландшафтном фестивале, и его с восторгом приняли зрители.
Театральная шкатулка
159-й сезон в Государственном академическом русском драматическом театре открылся четырьмя премьерами. Причем спектакли абсолютно разноплановые и по жанрам, и по подаче материала и исполнения. Первой премьерой, которую зрители увидели в сентябре, стала «Барышня-крестьянка» А.С. Пушкина. Режиссером и хореографом одновременно выступил Валерий Архипов, сотрудничающий со многими театрами, в том числе и с Константином Райкиным. Поклонники Русского драматического знают его по таким спектаклям, как «Страсти на Утрате», «Метель», где он также выступал в качестве хореографа. Данная постановка напоминает шкатулку, из которой на свет извлекают интересные, а порой неожиданные вещицы. По-водевильному изящный и знакомый многим сюжет Валерий Архипов рассказывает языком пластики. Сюжет знаком каждому, кто знает творчество великого поэта. Получив университетское образование, окруженный ореолом таинственности, в деревню к отцу приезжает Алексей Берестов. Он мгновенно становится объектом внимания уездных барышень. Любопытство охватывает и Лизавету Григорьевну Муромскую. О знакомстве не может быть и речи, так как их отцы находятся в ссоре, но обаятельная озорница находит выход из положения, облачившись в одежду крестьянки. В новой постановке заняты как звезды, так и начинающие артисты, а также значительная роль отведена балетной группе театра. При подготовке к премьере изрядно пришлось потрудиться и костюмерам: ведь на сцену выходят более 20 человек! В сентябре также представлен спектакль «Свой путь», поставленный Михаилом Исаковичем Рабиновичем по пьесе екатеринбургского драматурга Ярославы Пулинович. Это ее первая постановка, пьесы еще не было в репертуарах других театров. На сцене заняты всего два актера, которые на протяжении всего действия не покидают ее. Это история встречи, любви и... несудьбы героев в исполнении Софьи Венедиктовой и Дамира Кротова. Единожды встретившись, их персонажи (Вера и Петр) остаются вместе и не вместе всю жизнь. Полноценными участниками становятся музыканты популярной кавер-группы «MAGICFIVE» во главе с солистом Михаилом Павловым. Зрители хорошо его знают по мюзиклам театра. Публика тепло приняла новую постановку. В октябре представлены еще два спектакля. Один из них - «Я, бабушка, Илико и Илларион» в постановке петербургского режиссера Георгия Цнобиладзе. В основу его положен известный роман Нодара Думбадзе. В ноябре 2019-го в Русском драматическом театре проходила Лаборатория современной режиссуры. Тогда Цнобиладзе и предложил данный материал. После обсуждения поставленных эскизов было решено продолжить работу именно над этой постановкой и выпустить ее на Большой сцене. Это история взросления озорного Зурико, которого воспитывает бабушка и соседские старики Илико и Илларион. Юмор в ней соседствует с печалью, то на глаза наворачиваются слезы, то разбирает смех... Украшением спектакля стали многоголосные грузинские песни, которые исполняют артисты театра. Они специально разучивали их под руководством музыкального руководителя постановки Олега Тякмина. В конце октября великую комедию Пьера Огюстена Карона де Бомарше представит зрителям режиссер Алессандра Джунтини, итальянка с грузинскими корнями. Она окончила Санкт-Петербургскую академию театрального искусства (курс знаменитого режиссера и педагога Вениамина Фильштинского в 2011 году) и знаменита поиском необычных подходов к уже знакомому материалу. Алессандра также посещала Уфу в рамках Лаборатории современной режиссуры, где выступила скорее наблюдателем. Но принимающая сторона поняла, что у театра с ней много общих точек соприкосновения, они одинаково понимают природу сцены. Безусловно, театральный сезон необычен. Ведь «Барышню-крестьянку» и «Свой путь» зритель должен был увидеть еще в апреле, но их отложили из-за карантина.
И снова о любви…
Коллектив Национального молодежного театра открыл сезон премьерой спектакля по одноименному произведению Чингиза Айтматова «Тополек мой в красной косынке» на башкирском языке. Это история двух молодых людей Ильяса и Асель. Спектакль о любви, теме старой как мир и все же неисчерпаемой. Повесть написана в 1971 году, и ею когда-то зачитывались, образы были узнаваемы. И вот история вновь оживает на сцене. Ильяс, главный герой, после службы в армии встречает Асель, девушку стройную, как тополек, влюбляется в нее и увозит из села. Иначе он потеряет ее. А дальше судьба преподносит им свои испытания… Но «тополек в красной косынке» имеет характер, крепкий как стержень, и становится главным моральным ориентиром для главного героя. - Спектакль о предназначении человека на земле, - говорит режиссер Рустем Хакимов, - Эти простые истины волновали Шекспира и продолжают волновать нас. Разве не чудо - любовь? «Бывает, оказывается, легко и радостно на душе, если рядом, почти касаясь локтем, сидит человек, о котором час назад ты еще ничего не знал, а теперь почему-то хочется только о нем и думать…». Быть может, зритель тоже узнает себя в какие-то моменты, и вновь переживет волнительные чувства, и будет сопереживать героям. 14 и 15 октября театр представит спектакль «Белое чудо» по книге Мустая Карима «Мгновения жизни». «…Вдруг калитка распахнулась настежь. Сначала мой Самый Старший брат Муртаза показался. Следом – белая-белая лошадь. Не шагом – приплясывая, вошла - и осветилось все кругом, казалось, с пышного длинного хвоста, густой растрепанной гривы стекают на землю белые лучи. Вот так вошла к нам во двор, в наш мир в лошадином обличье высокая Божья душа. Имя, видно, по масти дали, Аксал-Белесый назвали его...» Это строки из книги мэтра литературы, и думается, и сам спектакль подарит нам волшебство соприкосновения с прекрасным мустаевским миром, с его образами, которые так близки и знакомы, будто вырос в этом селе вместе с автором. Поставил спектакль калмыкский режиссер, заслуженный деятель искусств России Борис Манджиев. - Судьба так распорядилась, что я впервые появился в Уфе в 1993 году. И вот снова здесь. Такой совершен жизненный цикл, - говорит режиссер. 21 октября зритель увидит еще одну постановку по мотивам произведений Мустая Карима «Ульмасбай» - о неунывающем солдате, башкирском Василии Теркине, но не только, один из главных героев - сам автор. - Задача перед нами непростая, поскольку есть несколько сюжетных линий. Но они все связаны и пересекаются. Мы провели параллель между нашим главным персонажем и самим Мустаем, - говорит режиссер Рустем Хакимов. Поэма – своего рода шуточные байки, юмор пронизывает и всю постановку. Ульмасбай и его товарищи разыгрывают сценки, а вся постановка построена на ассоциациях. Спектакль предназначен, прежде всего, молодому поколению, чтобы помнили своих героев и задумались. Есть в произведении серьезный момент: боевые товарищи Мустая погибают, один из них - Юлдаш – просит его: «Если жизнь так сложится, что меня не станет, напиши обо мне роман, а если все вернемся с войны, то вся наша жизнь будет стоить романа». Мустай говорит: я не смог написать роман, написал стихи, и в спектакле Юлдаш читает строки о себе. Еще одна премьера - «Синяя-синяя речка» по повести Бориса Вахтина «Одна абсолютно счастливая деревня». Постановка тоже о войне, но больше – о любви. Небывалой, тонкой, изумительной. Главный герой Михеев не вернулся с поля боя, но «живет», как вторая реальность, с любимой Полиной. Она его видит, слышит, советуется с ним. - Это рассказ о том, что любовь, в которую врывается огромная страшная война, невозможно разрушить, - говорит художественный руководитель театра Мусалим Кульбаев. Театральный сезон начался и обязательно принесет нам немало приятных моментов: увидим премьеры, откроем новые имена, нам захочется вновь пересмотреть известные спектакли, говорить и обсуждать интересные постановки и размышлять о жизни.
Градус эмоций – выше!
…На сцене вспыхивают искры, невидимые, но ощутимые. Он взглянул – она отвела глаза, и зарделась. Он вскинул руки, готовый обнять весь мир. - Градус эмоций выше! Вы влюблены! – командует из зрительного зала режиссер Ильдар Валеев. Мне довелось увидеть момент репетиции нового спектакля «Однажды в городе». Это история о любви молодых людей. Что может быть интереснее и волнительнее? Никогда не умирающая тема. А какие еще спектакли увидят зрители? - Свой новый предъюбилейный сезон встречаем на творческом подъеме и настроены на перемены, - говорит директор татарского театра «Нур» Фирзат Габидуллин, – пандемия заставила нас сделать большой перерыв, что на творчестве всегда плохо сказывается. Театр должен быть в работе, наше мастерство - как пластилин, который нужно постоянно разминать, чтобы что-то получилось. Конечно, в эти полгода мы работали в Интернете, размещали свои проекты в соцсети, но артисту нужно живое общение со зрителем, только тогда он выкладывается на сцене стопроцентно. И только когда он видит отношение публики к тому, что делается на сцене, может получиться хорошее, добротное искусство. С нового сезона у театра ориентация на национальную классику. Народ начинается со знания своих культурных корней, своей многовековой культуры. Да и актеры растут профессионально именно на классическом репертуаре. Я всегда был сторонником традиционного театра. Фирзат Фаридович отметил, что это не значит, что не будет постановок современных драматургов, новаторских работ. И это тоже будет, но на первом месте сейчас классический национальный репертуар. Также думают здесь и об обновлении внешнем - намечен капремонт, изменение внутреннего интерьера, театральной аппаратуры, а также благоустройство территории. Но все же главное – спектакли. Расскажем об осенних премьерах - тема постановки «Однажды в городе» по пьесе Мудариса Багаева стара как мир. - Сколько человек существует - столько же есть социальные лифты, а выгодная женитьба - классика жанра. Но приносит ли это счастье молодым? Вот и выходит, что родители мечтают о лучшей доле детей, а они ищут счастье не по расчету, - рассказывает о своей постановке режиссер Ильдар Валеев. В спектакле все идет к тому, что воля родительская победит, но неожиданно сама судьба благоволит молодым героям. Постановка яркая: здесь много музыки, песен, ведь «Нур» славится поющими актерами, и все это залог того, что новый спектакль даст и истинное эстетическое наслаждение, и пищу к размышлениям о жизни. Комедия «Не смейтесь, я умираю» в постановке нового главного режиссера Азата Зиганшина по пьесе Мансура Гилязева тоже многообещающая. - Когда думал о новой постановке, остановил свой выбор именно на этой пьесе, - говорит режиссер, - да, она написана давно, но не потеряла актуальности. Автор - умен, ироничен. И только такой умный человек может тонко иронизировать, и прежде всего над собой. Вспоминается гоголевское «Над кем смеетесь? Над собой смеетесь!» Я прочитал пьесу не отрываясь, она захватывает с первых строк. - Произведение о стариках – веселых, неунывающих. Я люблю стариков, какие бы они ни были. Уважаю за то, что они прожили жизнь, а жить - значит работать. Каждый день посылает нам испытания, и нужно уметь, несмотря ни на что, оставаться человеком. В спектакле задействованы актеры разного возраста, в том числе молодые, в чем есть своя «изюминка» и игра. Старики на сцене и кульбиты делают, и энергией жизнелюбия заряжают. Как метко замечено постановщиком: «Душа никогда не стареет, у нее нет возраста». Также театр продолжит свои проекты. Один из них – развитие детского творчества, в том числе с привлечением ребят с ограниченными возможностями по здоровью. Юные актеры возобновили свои занятия и готовятся к участию в детском театральном фестивале, который пройдет в Санкт-Петербурге. А еще нас ждет встреча с полюбившимися спектаклями, такими как «Моя теща», "Озорная молодость», «Дело было в переулке». «Нур» ждет своих зрителей, а их ждет встреча с известными спектаклями и премьерами.
Лилия ЗИМИНА, Альбина ЗУБАРЕВА |