ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Первой подземке – быть!
На Восточном выезде из Уфы к концу года будет пробит автодорожный тоннель. В пл...

Сертификат за башкирский
Радий Хабиров предложил ввести сертификат, подтверждающий знание башкирского ...

Свое Сколково
Дом инновационного предпринимательства «Фабрика будущего», который располага...

Бюджет для граждан
Уфа второй год подряд становится победителем в республиканском конкурсе «Лучш...

Принимай, Уфа!
В 2021 году в столице республики состоится финал всероссийского чемпионата WorldSkil...

Дождь – не беда
Проводятся работы по расширению ливневой канализации при реконструкции дорог....

Восстановили инвесторы
Завершилась реставрация объекта культурного наследия «Дом Юдаевых», располож...

Сняли фильм школьники
В кинотеатре «Родина» состоялся премьерный показ картины «Песня ветра», снято...

Покажите детям!
200 картин из 45 музеев страны попали на всероссийскую выставку «Память поколени...

В команде Сукачева



     №10 (227)
     Октябрь 2020 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "Закулисье"

Третий звонок


Осень - время нового театрального сезона. Все храмы Мельпомены распахнули свои двери для зрителей с октября. Яркие премьеры удивят и обрадуют истинных театралов.


Куда зовешь, ковыльная степь?

Этот зов слышится в каждом звуке, в пении птиц и шелесте трав, он - в слезе, случайно навернувшейся, и в каждом жесте русской башкирки Амели. Нет, не ошиблась в определении: главная героиня нового спектакля именно такая. 
В новом проекте Башкирского драматического театра имени Мажита Гафури главный творец действа – хореограф. Пластика может сказать больше, чем слово, а взгляд держит крепче канатов. Постановка спектакля «Амеля» по роману писателя-демократа Николая Крашенинникова, безусловно, заинтересует и привлечет внимание. Говорить со сцены актеры будут жестами, движением, взглядом. 
Стоит рассказать о самом романе, ведь этот выбор тоже не случаен. Он написан в 1915 году и посвящен дореволюционной Башкирии. 
Писатель хорошо знал наш край, вырос рядом, в Оренбургской губернии, часто общался с ребятами из аулов, вместе с ними слушал легенды, предания аксакалов, которые неплохо владели русским языком и красочно передавали истории о прошлом ковыльных степей. Вспоминая эти моменты, писатель и создал «Амелю». То, что роман не в общем ряду, отмечал еще Антон Павлович Чехов, обращая внимание на его удивительный лиризм и глубокие философские размышления.
Главный режиссер театра Айрат Абушахманов, говоря о новом проекте, подчеркнул, что давно мечтал о таком спектакле. Загорелся идеей, когда увидел постановку театра имени Пушкина «Материнское поле», а позже хореодраму «Анна Каренина» у вахтанговцев, и понял, что и в Башдраме, где, по его же словам, много талантливой и гибкой в плане пластики тела молодежи, это вполне возможно. А материалом для спектакля послужил роман Крашенинникова, где воплощен образ башкирской девушки – один из первых в русской литературе. 
- «Амеля» – история девочки-сироты, которая после смерти родных попадает на воспитание к профессорше Анне Петровне, - рассказывает руководитель литературно-драматической частью театра и автор сценария Азалия Балгазина. - Девушка приняла православие, получила хорошее образование, знает французский язык и европейскую литературу, но ее все время интересует, кто она, откуда, где ее корни. И просит своего воспитателя вновь и вновь рассказать ей о загадочных башкирах и зачарованно слушает их легенды и сказки. Ее тянет в родные края. Образ степи – ключевой. Генетическая память, зов крови – непреодолимы, Амеля уходит в степь безвозвратно…
Воплощает задуманное режиссером хореограф, номинант «Золотой маски» Алина Мустаева. Художник-постановщик - главный художник театра Альберт Нестеров.
Важное место будет занимать музыка в исполнении оркестра и солистов. В постановочной команде – композитор Олег Гудачев из Санкт-Петербурга. Безусловно, это не единственный проект нового сезона, нас ждет немало интересных постановок. Главное, что театр вновь открыл двери и свое сердце зрителю, а значит, мы можем вновь увидеть полюбившиеся постановки - «Зулейха открывает глаза», «Гульбустан», «Солдат-невидимка» и другие, а также ждать новые, над которыми сейчас работает творческий коллектив.


«Герцогиня G.», «Дон Жуан», «Дон Кихот», «Евгений Онегин»,

а также спектакли «Ловцы жемчуга», «Бахчисарайский фонтан», «Легенда о любви», «Журавлиная песнь», «Летучая мышь» пройдут в Театре оперы и балета, который начал свой 83 сезон. Полугодовой перерыв заставил публику скучать по миру искусства, да и артисты не мыслят себя без сцены. Сентябрьские гала-концерты, прошедшие с большим успехом, наглядно это показали, и хотя зал был не полон по причине ограничений из-за пандемии, все восполнялось теплым приемом.
Сезон будет насыщен весьма интересными постановками: балетные, оперные, симфонические и сольные концерты состоятся.
В конце октября покажут «Герцогиню G.» - так назвал постановку Жака Оффенбаха режиссер Филипп Разенков.
Осенью, в ноябре, ожидаются и интересные балетные постановки. 
- Будет две премьеры, - говорит главный балетмейстер, народная артистка республики Леонора Куватова, - 15 и 17 ноября покажем одноактные балеты «1418» и «Соседи». Это - хореография всемирно известного артиста Большого театра Ивана Васильева. Первый посвящен Великой Отечественной войне, и мы должны были его показать 9 мая, но так сложилось, что делаем это сейчас. Второй - о любви, история молодых людей. На мой взгляд, спектакль достаточно интересный. Оба балета связаны с именем Дмитрия Шостаковича. Нужно заметить, мы не в первый раз танцуем под музыку автора бессмертной «Седьмой симфонии». 
Также балетмейстер подчеркнула, что вся балетная труппа театра - выпускники хореографического училища имени Рудольфа Нуреева, что, конечно, дорогого стоит.
- Каждый год к нам приходит пополнение. Это хороший стимул и для молодых, и для тех, кто давно работает. Профессионализм труппы растет, - говорит Леонора Сафыевна. 
Труппа всегда много гастролировала, но пандемия внесла свои корректировки. Впрочем, в театре не очень расстраиваются. Нужно играть и свой репертуар. Когда спектакль долго не идет, он многое теряет, и его надо восстанавливать. Но поездки в планах есть - ожидается, что продолжится европейское турне. А значит, будет возможность работать с такими всемирно известными мастерами, как Васильев, Лавровский. 
В завершение 2020 года состоится премьера оперы «Vita Nuova» («Новая жизнь») Владимира Мартынова. Режиссер - выпускница Российского института театрального искусства Елизавета Корнеева. Музыкальный руководитель и дирижер-постановщик – Артем Макаров, художник-постановщик - Екатерина Агений. Постановка оперы осуществляется на средства гранта Общероссийской общественно-государственной организации «Российский фонд культуры».
- Эта опера по Данте. Спектакль должны были показать в свое время в Мариинском театре, по каким-то причинам этого не случилось, поэтому нас ждет мировая премьера, - отметил Артем Макаров.
В новый, 2021 год, состоятся две большие премьеры - опера Жюля Массне «Дон Кихот» и «Евгений Онегин» на музыку Петра Чайковского.
«Дон Кихот» - дебют художественного руководителя театра Аскара Абдразакова, который предложит свою интерпретацию оперы Жюля Массне. Он же исполнит титульную партию в спектакле. Еще одна ожидаемая премьера - «Евгений Онегин». Спектакль ставит молодой режиссер Ляйсан Сафаргулова. Это будут красочные постановки. По словам художника-постановщика Ивана Складчикова, работа проведена огромная, но очень интересная и по-настоящему креативная. К примеру, костюмов для «Дон Кихота» пошито больше, чем для нашумевшей постановки «Аттилы».
- Только хор переоденется три раза, - говорит художник-постановщик. - Вся одежда, обувь, головные уборы созданы практически вручную, такая своего рода высокая мода театра. Для «Евгения Онегина» пошито 39 разных платьев для дам, и практически каждое – шедевр, а также костюмы для хора. Нагрузка на пошивочный цех огромная, но к работе на пределе им не привыкать. Такие костюмы смело можно показать и в Большом театре.
Завершит сезон премьера одноактного балета «О чем молчат камни». Новый спектакль продолжит тему исторического наследия Башкортостана. Хореография современная, тема актуальная: как сохранить наше национальное достояние. Спектакль показали летом в Перми на ландшафтном фестивале, и его с восторгом приняли зрители.


Театральная шкатулка

159-й сезон в Государственном академическом русском драматическом театре открылся четырьмя премьерами. Причем спектакли абсолютно разноплановые и по жанрам, и по подаче материала и исполнения. 
Первой премьерой, которую зрители увидели в сентябре, стала «Барышня-крестьянка» А.С. Пушкина. Режиссером и хореографом одновременно выступил Валерий Архипов, сотрудничающий со многими театрами, в том числе и с Константином Райкиным. Поклонники Русского драматического знают его по таким спектаклям, как «Страсти на Утрате», «Метель», где он также выступал в качестве хореографа. 
Данная постановка напоминает шкатулку, из которой на свет извлекают интересные, а порой неожиданные вещицы. По-водевильному изящный и знакомый многим сюжет Валерий Архипов рассказывает языком пластики. 
Сюжет знаком каждому, кто знает творчество великого поэта. Получив университетское образование, окруженный ореолом таинственности, в деревню к отцу приезжает Алексей Берестов. Он мгновенно становится объектом внимания уездных барышень. Любопытство охватывает и Лизавету Григорьевну Муромскую. О знакомстве не может быть и речи, так как их отцы находятся в ссоре, но обаятельная озорница находит выход из положения, облачившись в одежду крестьянки. 
В новой постановке заняты как звезды, так и начинающие артисты, а также значительная роль отведена балетной группе театра. При подготовке к премьере изрядно пришлось потрудиться и костюмерам: ведь на сцену выходят более 20 человек!
В сентябре также представлен спектакль «Свой путь», поставленный Михаилом Исаковичем Рабиновичем по пьесе екатеринбургского драматурга Ярославы Пулинович. Это ее первая постановка, пьесы еще не было в репертуарах других театров.
На сцене заняты всего два актера, которые на протяжении всего действия не покидают ее. Это история встречи, любви и... несудьбы героев в исполнении Софьи Венедиктовой и Дамира Кротова. Единожды встретившись, их персонажи (Вера и Петр) остаются вместе и не вместе всю жизнь. 
Полноценными участниками становятся музыканты популярной кавер-группы «MAGICFIVE» во главе с солистом Михаилом Павловым. Зрители хорошо его знают по мюзиклам театра. Публика тепло приняла новую постановку. 
В октябре представлены еще два спектакля. Один из них - «Я, бабушка, Илико и Илларион» в постановке петербургского режиссера Георгия Цнобиладзе. В основу его положен известный роман Нодара Думбадзе.
В ноябре 2019-го в Русском драматическом театре проходила Лаборатория современной режиссуры. Тогда Цнобиладзе и предложил данный материал. После обсуждения поставленных эскизов было решено продолжить работу именно над этой постановкой и выпустить ее на Большой сцене. 
Это история взросления озорного Зурико, которого воспитывает бабушка и соседские старики Илико и Илларион. Юмор в ней соседствует с печалью, то на глаза наворачиваются слезы, то разбирает смех... Украшением спектакля стали многоголосные грузинские песни, которые исполняют артисты театра. Они специально разучивали их под руководством музыкального руководителя постановки Олега Тякмина. 
В конце октября великую комедию Пьера Огюстена Карона де Бомарше представит зрителям режиссер Алессандра Джунтини, итальянка с грузинскими корнями. Она окончила Санкт-Петербургскую академию театрального искусства (курс знаменитого режиссера и педагога Вениамина Фильштинского в 2011 году) и знаменита поиском необычных подходов к уже знакомому материалу. Алессандра также посещала Уфу в рамках Лаборатории современной режиссуры, где выступила скорее наблюдателем. Но принимающая сторона поняла, что у театра с ней много общих точек соприкосновения, они одинаково понимают природу сцены. 
Безусловно, театральный сезон необычен. Ведь «Барышню-крестьянку» и «Свой путь» зритель должен был увидеть еще в апреле, но их отложили из-за карантина.


И снова о любви…

 Коллектив Национального молодежного театра открыл сезон премьерой спектакля по одноименному произведению Чингиза Айтматова «Тополек мой в красной косынке» на башкирском языке. Это история двух молодых людей Ильяса и Асель. Спектакль о любви, теме старой как мир и все же неисчерпаемой. Повесть написана в 1971 году, и ею когда-то зачитывались, образы были узнаваемы. И вот история вновь оживает на сцене. Ильяс, главный герой, после службы в армии встречает Асель, девушку стройную, как тополек, влюбляется в нее и увозит из села. Иначе он потеряет ее. А дальше судьба преподносит им свои испытания… Но «тополек в красной косынке» имеет характер, крепкий как стержень, и становится главным моральным ориентиром для главного героя. 
- Спектакль о предназначении человека на земле, - говорит режиссер Рустем Хакимов, - Эти простые истины волновали Шекспира и продолжают волновать нас. 
Разве не чудо - любовь? «Бывает, оказывается, легко и радостно на душе, если рядом, почти касаясь локтем, сидит человек, о котором час назад ты еще ничего не знал, а теперь почему-то хочется только о нем и думать…». Быть может, зритель тоже узнает себя в какие-то моменты, и вновь переживет волнительные чувства, и будет сопереживать героям.
14 и 15 октября театр представит спектакль «Белое чудо» по книге Мустая Карима «Мгновения жизни».
«…Вдруг калитка распахнулась настежь. Сначала мой Самый Старший брат Муртаза показался. Следом – белая-белая лошадь. Не шагом – приплясывая, вошла - и осветилось все кругом, казалось, с пышного длинного хвоста, густой растрепанной гривы стекают на землю белые лучи. Вот так вошла к нам во двор, в наш мир в лошадином обличье высокая Божья душа. Имя, видно, по масти дали, Аксал-Белесый назвали его...» Это строки из книги мэтра литературы, и думается, и сам спектакль подарит нам волшебство соприкосновения с прекрасным мустаевским миром, с его образами, которые так близки и знакомы, будто вырос в этом селе вместе с автором.
 Поставил спектакль калмыкский режиссер, заслуженный деятель искусств России Борис Манджиев. 
- Судьба так распорядилась, что я впервые появился в Уфе в 1993 году. И вот снова здесь. Такой совершен жизненный цикл, - говорит режиссер. 
21 октября зритель увидит еще одну постановку по мотивам произведений Мустая Карима «Ульмасбай» - о неунывающем солдате, башкирском Василии Теркине, но не только, один из главных героев - сам автор.  
- Задача перед нами непростая, поскольку есть несколько сюжетных линий. Но они все связаны и пересекаются. Мы провели параллель между нашим главным персонажем и самим Мустаем, - говорит режиссер Рустем Хакимов. 
Поэма – своего рода шуточные байки, юмор пронизывает и всю постановку. Ульмасбай и его товарищи разыгрывают сценки, а вся постановка построена на ассоциациях. Спектакль предназначен, прежде всего, молодому поколению, чтобы помнили своих героев и задумались. Есть в произведении серьезный момент: боевые товарищи Мустая погибают, один из них - Юлдаш – просит его: «Если жизнь так сложится, что меня не станет, напиши обо мне роман, а если все вернемся с войны, то вся наша жизнь будет стоить романа». Мустай говорит: я не смог написать роман, написал стихи, и в спектакле Юлдаш читает строки о себе. 
Еще одна премьера - «Синяя-синяя речка» по повести Бориса Вахтина «Одна абсолютно счастливая деревня». Постановка тоже о войне, но больше – о любви. Небывалой, тонкой, изумительной. Главный герой Михеев не вернулся с поля боя, но «живет», как вторая реальность, с любимой Полиной. Она его видит, слышит, советуется с ним.
- Это рассказ о том, что любовь, в которую врывается огромная страшная война, невозможно разрушить, - говорит художественный руководитель театра Мусалим Кульбаев. 
Театральный сезон начался и обязательно принесет нам немало приятных моментов: увидим премьеры, откроем новые имена, нам захочется вновь пересмотреть известные спектакли, говорить и обсуждать интересные постановки и размышлять о жизни.


Градус эмоций – выше!

…На сцене вспыхивают искры, невидимые, но ощутимые. Он взглянул – она отвела глаза, и зарделась. Он вскинул руки, готовый обнять весь мир.
- Градус эмоций выше! Вы влюблены! – командует из зрительного зала режиссер Ильдар Валеев. Мне довелось увидеть момент репетиции нового спектакля «Однажды в городе». Это история о любви молодых людей. Что может быть интереснее и волнительнее? Никогда не умирающая тема. А какие еще спектакли увидят зрители? 
- Свой новый предъюбилейный сезон встречаем на творческом подъеме и настроены на перемены, - говорит директор татарского театра «Нур» Фирзат Габидуллин, – пандемия заставила нас сделать большой перерыв, что на творчестве всегда плохо сказывается. Театр должен быть в работе, наше мастерство - как пластилин, который нужно постоянно разминать, чтобы что-то получилось. Конечно, в эти полгода мы работали в Интернете, размещали свои проекты в соцсети, но артисту нужно живое общение со зрителем, только тогда он выкладывается на сцене стопроцентно. И только когда он видит отношение публики к тому, что делается на сцене, может получиться хорошее, добротное искусство. С нового сезона у театра ориентация на национальную классику. Народ начинается со знания своих культурных корней, своей многовековой культуры. Да и актеры растут профессионально именно на классическом репертуаре. Я всегда был сторонником традиционного театра.
Фирзат Фаридович отметил, что это не значит, что не будет постановок современных драматургов, новаторских работ. И это тоже будет, но на первом месте сейчас классический национальный репертуар. Также думают здесь и об обновлении внешнем - намечен капремонт, изменение внутреннего интерьера, театральной аппаратуры, а также благоустройство территории. 
Но все же главное – спектакли. Расскажем об осенних премьерах - тема постановки «Однажды в городе» по пьесе Мудариса Багаева стара как мир. 
- Сколько человек существует - столько же есть социальные лифты, а выгодная женитьба - классика жанра. Но приносит ли это счастье молодым? Вот и выходит, что родители мечтают о лучшей доле детей, а они ищут счастье не по расчету, - рассказывает о своей постановке режиссер Ильдар Валеев. 
В спектакле все идет к тому, что воля родительская победит, но неожиданно сама судьба благоволит молодым героям. Постановка яркая: здесь много музыки, песен, ведь «Нур» славится поющими актерами, и все это залог того, что новый спектакль даст и истинное эстетическое наслаждение, и пищу к размышлениям о жизни. 
Комедия «Не смейтесь, я умираю» в постановке нового главного режиссера Азата Зиганшина по пьесе Мансура Гилязева тоже многообещающая.
- Когда думал о новой постановке, остановил свой выбор именно на этой пьесе, - говорит режиссер, - да, она написана давно, но не потеряла актуальности. Автор - умен, ироничен. И только такой умный человек может тонко иронизировать, и прежде всего над собой. Вспоминается гоголевское «Над кем смеетесь? Над собой смеетесь!» Я прочитал пьесу не отрываясь, она захватывает с первых строк. 
- Произведение о стариках – веселых, неунывающих. Я люблю стариков, какие бы они ни были. Уважаю за то, что они прожили жизнь, а жить - значит работать. Каждый день посылает нам испытания, и нужно уметь, несмотря ни на что, оставаться человеком. 
В спектакле задействованы актеры разного возраста, в том числе молодые, в чем есть своя «изюминка» и игра. Старики на сцене и кульбиты делают, и энергией жизнелюбия заряжают. Как метко замечено постановщиком: «Душа никогда не стареет, у нее нет возраста».
Также театр продолжит свои проекты. Один из них – развитие детского творчества, в том числе с привлечением ребят с ограниченными возможностями по здоровью. Юные актеры возобновили свои занятия и готовятся к участию в детском театральном фестивале, который пройдет в Санкт-Петербурге. А еще нас ждет встреча с полюбившимися спектаклями, такими как «Моя теща», "Озорная молодость», «Дело было в переулке». 
«Нур» ждет своих зрителей, а их ждет встреча с известными спектаклями и премьерами.

Лилия ЗИМИНА, Альбина ЗУБАРЕВА








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости