ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Первой подземке – быть!
На Восточном выезде из Уфы к концу года будет пробит автодорожный тоннель. В пл...

Сертификат за башкирский
Радий Хабиров предложил ввести сертификат, подтверждающий знание башкирского ...

Свое Сколково
Дом инновационного предпринимательства «Фабрика будущего», который располага...

Бюджет для граждан
Уфа второй год подряд становится победителем в республиканском конкурсе «Лучш...

Принимай, Уфа!
В 2021 году в столице республики состоится финал всероссийского чемпионата WorldSkil...

Дождь – не беда
Проводятся работы по расширению ливневой канализации при реконструкции дорог....

Восстановили инвесторы
Завершилась реставрация объекта культурного наследия «Дом Юдаевых», располож...

Сняли фильм школьники
В кинотеатре «Родина» состоялся премьерный показ картины «Песня ветра», снято...

Покажите детям!
200 картин из 45 музеев страны попали на всероссийскую выставку «Память поколени...

В команде Сукачева



     №10 (227)
     Октябрь 2020 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "СВЕЖО ПРЕДАНИЕ"

Когда-то на Большой Казанской


Я прекрасно помню тот день сентября, когда в самый первый раз пришел в свою школу на улице Октябрьской Революции, 55. Прошло с того времени не так мало лет – достаточно сказать, что с одной из страниц моего букваря, слегка прищурясь, смотрел на первашей трёхзвёздный (хотя по факту у него их было уже четыре) «Никита Сергеевич Хрущёв – борец за мир». Но тогда я ещё не знал, что всего за четыре года до этого моей школе исполнился целый век.

И вот через много лет я вновь поднимаюсь по каменным ступеням на второй этаж. Толкаю дверь своего первого класса – заперто. Зато открыта та комната, где мы сидели за партами (уже столами!) в десятом. Школы в этом здании нет уже сорок пять лет, сейчас его занимает социально-гуманитарный факультет БГПУ, но двери классов (простите, аудиторий) всё те же, наши родные – ещё кузнецовские! Почему, спросите, кузнецовские? История эта долгая, встречаются в ней, как положено, и «белые пятна», но давайте попробуем разобраться…
На схеме города 1883 года участок 63-го квартала на Большой Казанской улице числится уже за вторым приходским училищем. Рядом отмечены усадьбы Софронова, Першина, Подъячева, Вавилова – фамилии людей, оставивших заметный след в летописи нашего города. Но что сразу удивляет – целых четыре усадьбы (из 19!) в квартале принадлежали Кузнецовым – Ивану, Алексею и Капитону. Даже при очень широком распространении фамилии никакая теория вероятности не докажет вам, что это случайность! Конечно, нет! Но сначала о терминах.
В ноябре 1804 года одновременно с утверждением уставов трёх новых университетов – Казанского, Дерптского и Харьковского, император Александр I утвердил и устав учебных заведений, подведомственных университетам. В соответствии с ним система светского образования в России включала в себя четыре ступени – приходские (начальные) и уездные училища, гимназии и университеты. Гимназии открывались в каждом губернском городе, уездные училища – в каждом уездном городе, приходские – и в городах, и в селах. 
Выпускник гимназии (в Уфе мужская основана в ноябре 1828 г.) мог поступать в университет, а вот приходские училища давали лишь начальное образование. Назывались они так, скорее, по причине не вполне удачного (для современного языка, ведь ныне слово приход воспринимается как имеющее отношение исключительно к церкви) перевода аналогичного немецкого понятия: если средства на содержание гимназий и уездных училищ выделяло государство, то приходские училища должны были открывать и содержать городские и сельские общины. Ну а при церквях существовали свои школы церковно-приходские. 
Первое городское мужское приходское училище открылось в нашем городе в марте 1839 г. Ещё через двадцать один год появилось второе: в 1860-м купец Никита Кузнецов пожертвовал городу одноэтажное кирпичное здание из пяти комнат вместе с земельным участком общей стоимостью 6850 рублей. Он также предложил ежегодно выплачивать на содержание училища 300 рублей. Почётный блюститель училища (они принимали на себя обязательства заботиться об их материальной стороне) Никита Кузнецов продолжал числиться владельцем земельного участка, что выше его по улице. Если углубиться в его владения, то выясняются интереснейшие вещи.
Как известно, местный старожил Михаил Ребелинский писал, что во время пребывания в Уфе великого полководца А.В. Суворова «квартира ему была отведена на Казанской в доме Демидова». Делавший в 1870-х копию переписчик сделал к этим словам примечание: «Дом находился там, где теперь выстроен новый каменный дом купца Кузнецова». Из этого можно сделать два важных вывода. Во-первых, после Демидовых часть их огромной усадьбы по Большой Казанской перешла к Кузнецовым, а угловое место и земля вдоль Демидовского переулка (Малой Ильинской) – Ф. Сафронову. Во-вторых, «новый каменный дом купца Кузнецова», скорее всего, и есть 2-е приходское училище. К этому необходимо добавить, что и ныне существующий угловой дом Демидова, безусловно, отмечен пребыванием в нём Суворова: как раз здесь, как пишет З.И. Гудкова, располагалась демидовская контора. Именно в ней Александр Васильевич в течение своего пятидневного пребывания в Уфе и принимал посетителей (если кто думает, что полководец сам наносил визиты, то вспомните слово протокол).
Впрочем, я несколько отвлёкся. 10 сентября 1860 года был назначен первый учитель 2-го училища – Алексей Васильевич Фрагранский, а уже 30 октября (т.е. 11 ноября по новому стилю) состоялось торжественное открытие учебного заведения. Семьдесят мальчиков – дети дворян и чиновников, купцов и мещан, разночинцев и крестьян приступили к занятиям. 
Заслуги основателя училища сочли столь весомыми, что уже в феврале следующего года к названию было добавлено «имени Н.С. Кузнецова». Поэтому ещё немного о Кузнецовых. Многие уфимцы слышали о существовании Кузнецовского затона – топоним (антротопоним) связан как раз с кланом купцов, расцвет деятельности которых пришёлся на начало – конец позапрошлого века. В Уфимском календаре на 1876 год среди купцов фамилии Кузнецов почему-то нет, зато в календаре 1876 г. есть сведения о втором приходском училище: законоучитель (т.е. преподаватель Закона Божия) – настоятель Успенской церкви Степан (Стефан) Яковлевич Константиновский, учитель – Степан Фёдорович Юрин. В адрес-календаре на 1883 год среди купцов, «ведущих значительные торговые обороты», указан Капитон Иванович Кузнецов. Позже по какой-то причине торговые задатки фамилии сходят на нет, хотя известно, что их потомки жили в Уфе и в советское время. После смерти Никиты Кузнецова почётным блюстителем училища стал его брат Григорий, который владел большой усадьбой, хотя уже и без территории 2-го училища. Переписью 1879 года отмечено, что эта усадьба на северной стороне Большой Казанской улицы (т.е. у приходского училища имени Кузнецова) принадлежит Капитону Кузнецову. Выше по улице обосновались его братья (или, возможно, сыновья) – Алексей и Иван. Вот они, Кузнецовы – все в одном квартале, осталось только разобраться в родственных связях. В 1898 году участок возле училища всё так же числился за Капитоном.
В составленном в начале 1885 года отчёте инспектора сказано, что во 2-м приходском училище обучается 74 учащихся мужского пола, на содержание из городского бюджета выделен 561 рубль. Через десять лет из разных источников было получено уже больше тысячи рублей, а число учащихся превысило 90. Детей учили два преподавателя (Александр Серафимович Мухачёв и его помощница Ольга Васильевна Думнова), не считая законоучителя, то есть священника. Важной особенностью было то, что почти пятую часть школьников составляли мальчики из магометанских семей (в среднем по городу эта величина была раза в четыре ниже). В сентябре 1899 года в училище открывается вторая – послеобеденная смена для мальчиков и девочек, а на содержание направлено уже более полутора тысяч рублей. 
…В витрине музея Аксаковской гимназии лежит старая тетрадка, в которой в самом начале прошлого века прилежная гимназистка Лида Миронова старательно выводила буквы. А на внутренней стороне обложки напечатаны фотографии зданий тогдашних учебных заведений, в том числе и нескольких приходских училищ. И здесь мы с удивлением обнаружим, что Кузнецовское училище в начале ХХ века было одноэтажным. Дело в том, что стремительный рост населения (почти в два раза каждые десять лет) заставлял власти открывать всё новые учебные заведения и расширять старые. Для Кузнецовского училища было решено построить новое, двухэтажное здание, в котором в 1909 году работали уже девять учителей и их помощников, число же учащихся достигло 185. Вероятнее всего, был использован типовой проект Министерства народного просвещения, но если аналогичные строения под приходские училища на Большой Усольской, Телеграфной и в Восточной слободе были выдержаны в традициях «кирпичного стиля», то причина, по которой уличный фасад здания на Казанской был оштукатурен, не совсем ясна. Непонятно также, почему не были использованы полностью чугунные лестницы, во всяком случае, каменные лестницы с узорными чугунными перилами бывшего Кузнецовского училища на сегодняшний день едва ли не единственные такого рода в городе.
В 1913-м в одном здании по какой-то причине стало работать сразу два училища, заведовал ими всё тот же А.С. Мухачёв. В 1915 году в здании, по некоторым сведениям, был открыт детский дом, пробывший там от пяти до десяти лет. А дети учились в самых разных помещениях на той же улице, пока в конце 1920-х школа не вернулась в старое здание на Большой Казанской, ставшей к тому времени улицей Октябрьской Революции. Сменилась и нумерация: вместо 51-го появился номер 55. Тогда здесь работали четырнадцать преподавателей и училось почти 600 мальчиков и девочек. 
С 1931 года школа стала называться ФЗС (фабрично-заводская семилетка). Именно в эти годы руководством страны был принят ряд действенных мер по искоренению неграмотности: вернулись учебники, появилось достаточное количество педагогов. В сентябре 1934 года, когда была введена новая структура советской школы – 4-классная начальная, 7-классная неполная средняя и 10-классная средняя, на фасаде бывшего Кузнецовского училища появилась вывеска «Школа №5 г. Уфы» (семилетняя, восьмилетняя, средняя). 
В годы Великой Отечественной войны как бы в развитие традиций дореволюционного образования вводится раздельное обучение мальчиков и девочек, но 5-я, в отличие от других, расположенных на центральных улицах города, до 1956 г. была одновременно (в разные смены) и женской, и мужской. В середине 50-х гг. в ней училось почти 800 человек. Несколько лет её директором был легендарный Борис Наумович Сонькин. Должно быть, именно он укоренил идею вести историю школы с Кузнецовского училища: в сентябре 1961 года прошло торжественное собрание, посвящённое вековому юбилею. Вскоре Сонькин возглавил школу №3, а директором 5-й стал Михаил Васильевич Смирнов. 
В 1964-м за счёт сноса соседнего барака у школы сделали небольшую спортплощадку. Но если у 3-й в начале 60-х появился большой новый корпус, 11-я на углу Ленина и Октябрьской Революции вскоре также обзавелась новым зданием, то о 5-й, казалось, забыли – текущие ремонтные работы, конечно, проводились, но о развитии школы речи уже не шло: до самого своего закрытия в 1975-м она продолжала отапливаться дровами. Учащиеся с вечера затаскивали их из сарая в помещение, а ранним утром истопники разжигали старые кузнецовские печи.
А ещё на склоне оврага позади школы был довольно большой то ли сад, то ли огород, который обрабатывали учащиеся. К сожалению, сейчас уже не у кого спросить, кто занимался цветами, но в 1960 году снимок газонов попал в альбом об успехах цветоводов Кировского района Уфы.
В 1975-м здание занял исторический факультет Башкирского государственного пединститута. Учеников разбросали по ближним школам, а через четыре года номер 5 получила новая школа на улице Рабкоров.

Анатолий ЧЕЧУХА








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости