РУБРИКА "МУЗЫКАЛЬНАЯ ВОЛНА"Все по барабану
Многочасовые заунывные гаммы, зубрежка на сольфеджио, торжественные выступления и строгие преподаватели – именно так мы представляем традиционное музыкальное образование. Здесь же вместо парт и кабинетов —барабанные установки, а учителя - настоящие рокеры. Я отправилась на пробный урок в школу Via&Rock, чтобы узнать, как научиться отбивать энергичный ритм и, может быть, стать звездой сцены. Приветливая девушка-менеджер, узкие коридоры, комната для занятий, обитая тяжелой пружинящей звукоизоляцией, в центре которой барабанная установка сияет сложным блеском хрома и пластика: дайте мне палочки и я обставлю Фила Коллинза, вот только немного подучусь! А учиться пришлось сразу же — барабанные палочки надо держать правильно. - Есть пять разных хватов, самый простой - кисть параллельно полу, как будто бросаем мячик, при этом рука должна быть пластична. Не нужно напрягать мышцы, мы не тренируем силу, может быть, немного связки, а в основном моторику и координацию, - объясняет преподаватель Рамиль Хабиров. Выясняется, что захват влияет на силу удара и уровень контроля во время исполнения. Небрежность приведет к плохому звуку, а потом и к боли в запястьях. Когда смотришь на рок-барабанщиков на концертах, кажется, что играть — тяжелый труд, с которым справится лишь крепкий мужчина. Однако в студии успешно занимаются дети от семи лет, да и вообще возраст в творчестве не играет особой роли: среди учеников не только подростки, но и те, кому уже за сорок и даже за шестьдесят. Одни воплощают детскую мечту, другие грезят о популярности на ютубе или просто хотят сбросить стресс. Действительно, где еще можно оторваться, дубасить от души, забыть о проблемах и не услышать строгое — по голове себе постучи! Мы начинаем с базового ритма — счет на четыре. Этот размер наиболее простой, в него можно встроить любую музыкальную композицию. Вначале я отбиваю ритм только по звонким сдвоенным тарелкам, которые называются хай-хет, после задание усложняется. «Раз!» - нажимаю педаль могучей бас-бочки, «два-три»- звенит хай-хет, «четыре» - отскакивает палочка от гладкой мембраны малого барабана. Я сразу же запуталась, но не беда - с первого раза мало у кого получается бить по правилам, и преподаватели относятся к этому с пониманием. При игре на барабанах задействованы все четыре конечности, причем они выполняют разные движения. Кстати, именно это объясняет терапевтический эффект музыки: работа одновременно двумя руками развивает бимануальные навыки и оба полушария мозга, что напрямую влияет на интеллект человека. Звук барабанов генерирует нейронные связи даже в тех случаях, где межполушарные связи нарушены, например, при синдроме дефицита внимания, после инсульта или других неврологических нарушений. Ограничения для обучения игре на барабанах есть, хоть и не много. Например, детям маленького роста будет сложно управляться с ударной установкой. Желательно, чтобы не было травм кистей рук, переломов пальцев, даже порезы будут мешать отбивать правильный брейк. Имеют значение музыкальные способности, особенно чувство ритма, да и слух должен быть. С удивлением узнаю, что барабаны отличаются не только по размеру — у каждого есть своя тональность, их необходимо время от времени настраивать, подтягивая особые зажимы, в общем, это полноценный музыкальный инструмент, хоть и относится к аккомпанементу. А тарелки, оказывается, неплоские, скорее, они представляют собой сплющенный колокол с большой «юбкой». И без нот ударнику не обойтись, причем их записывают на обычном нотном ста непривычными знаками. Вот только расположение нот указывает не на тональность, а на то, в какой барабан или тарелку надо ударить. Например, ноты между первой и второй линией (включая первую линию)означают бас-барабан, между третьей и четвертой - малый (рабочий) барабан. Для обозначения тарелки вместо круглой головки ноты рисуется крестик, для перкуссии - ромбик, колокольчика -треугольничек. Имеет значение даже промежуток между нотами, и в целом большее внимание уделяется не партитуре и ритмике, сколько динамическим оттенкам. Стоит отметить, что далеко не все барабанщики умеют играть по нотам - это признак настоящего профессионализма. Обучение в школе длится полгода — этого достаточно, чтобы получить базовые навыки, научиться играть в группе и, может быть, записать свои первые песни. Но здесь не делают из ребенка исполнителя хитов или рок-звезду, не учат, как правильно повернуться на сцене или взглянуть на жюри популярных ток-шоу, чтобы получить призовое место. Задачи школы более глобальны. - Мы не готовим музыкантов, в отличие от классических образовательных учреждений, а развиваем творческие способности учеников. Музыка для этого самая благоприятная среда, -уверен руководитель школы Via&Rock Эмиль Аглиуллин. – Преподаватели - дипломированные специалисты с педагогическим образованием. Наша цель не просто научить отбивать ритм или играть на гитаре, а дать человеку возможность найти друзей и единомышленников, узнать нечто новое и, главное, поверить в свои возможности, даже в чудо. Мы продолжаем занятия - пробую базовый брейк. В исполнении Рамиля это так просто, громогласно и красиво, а мне приходится попыхтеть — надо ударить сразу двумя палочками по каждому из четырех барабанов - там-пам-бам-бум, громче, отчетливей! Рамиль берет бас-гитару, перебирает струны и… получается музыка. Поверить не могу, но я на самом деле играю рок! Это так будоражит, что я теряю ритм, пытаюсь подстроиться — и получается, хоть и не надолго! Да, я еще не настоящий барабанщик, однако эти мгновения останутся со мной навсегда. И даже сейчас, дописывая текст, я все еще слышу ритм в стуке клавиатуры, и где-то мерещится звонкий хай-хет и гулкий голос бас-бочки.
Юлия ПАХОМОВА. |