ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

В земляках уверены
Глава республики Радий Хабиров поздравил жителей с Днем защитника Отечества.

Уфе - 450!
В Москве прошла встреча главы региона Радия Хабирова с министром культуры Росс...

Вуз будущего
В Уфе объединят Башкирский государственный и Уфимский государственный авиаци...

Путевка в Европу
Никита Богданов из уфимского Центра технических видов спорта имени Г. Кадырова...

Карта идей
Интерактивная карта Уфы появилась на сайте Института Генплана Москвы.



     №3 (232)
     Март 2021 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "КУЛЬТПОХОД"

Разгадать код народа


«Следуйте за волком!» - протяжный речитатив проникает во все потаенные уголки души. Голубые треугольники трансформируются в горы, приходят в движение, и вдруг появляется огромный змий. Сверкая узорами вдоль своего тела, он подбирается к джигиту… 
Новая постановка Башкирского государственного театра кукол «О чем поет орнамент?» впервые в истории театров делает центральным персонажем… сам орнамент. Каким образом удается оживить древний узор, рассказывает режиссер спектакля, директор БГТК Альберт Имамутдинов.


- С автором пьесы Владимиром Аношкиным мы взяли на себя задачу показать красоту башкирского народа начиная с самых истоков. За основу взяты башкирские батырские сказки, легенды и философские притчи, а объединяет их орнамент. Спектакль строится по принципу его игры: герои, декорации и сам рассказчик являются частью большого панно. Орнамент рассказывает с помощью трансформации узоров о масштабных событиях, которые происходили в переломные моменты истории человечества в разрезе нашего народа, и мы постарались передать его послания. 
Так мы с автором определили для себя, что проследим в пьесе развитие нашего этноса посредством разных жанров. Через них и попытались найти какие-то поворотные моменты в человеческом развитии на примере башкирской мифологии. Разные по стилю, жанру и содержанию истории сложили в одну большую, и у нас получились: «Сотворение мира», «На чем земля держится», «Два сердца», «Мешок хитростей», а заканчиваем очень значимым, но не так часто используемым в драматургии эпосом «Конгур-буга».
Понятно, тогда объединяющей силой было тенгрианство, что нашло отражение в сказах. Спектакль - наш художественный взгляд на историю посредством специфики Театра кукол, на научный обзор мы не претендуем.

- Искусствоведы утверждают, что орнамент вырос на основе древней письменности. Это своего рода код, который современные люди разгадали не до конца. Как вы расшифровывали архаичные послания?
- Мы много читали, советовались со специалистами и все, что удалось найти и осмыслить, выразили в постановке. Были приглашены музыканты, хранители древнего башкирского фольклора, поэтому и музыкальная сторона получилась богатой. В процессе освоения знаний открыли для себя, что на самом деле не так уж много материалов про орнамент. В интернете информация представлена шаблонным сухим языком. Поэтому постарались опереться на литературу, где открыли для себя много нового, а также на знания специалистов. 
Орнамент – это всегда движение, это определенный ритм. В нем зашифрована информация о народе, его код, ДНК начиная еще с первобытных времен, когда люди крестиками и черточками рисовали увиденное. В сплетениях линий и фигур можно почувствовать мотивы пещеры Шульган-Таш, которая хранит память наших предков, изобразивших на стенах разных животных. А еще орнамент – сами наши сказки, легенды, мифы и сказания… Все то, что многими поколениями из века в век начитывалось, каким-то образом вдруг сложилось, переплелось и обрело причудливую визуальную форму. 

- Мы помним много новаторского в спектакле «Мустай Карим. Близкий горизонт». Какие новые приемы в режиссуре вы применили на этот раз? 
- В первую очередь –  полное погружение в мир башкирских легенд автора, ведь от пьесы зависит многое, если не все. Далее в материал погружается вся постановочная группа: художник, композитор, артисты… Подобным образом мы работали над «Мустаем Каримом», и я, как режиссер, остался доволен получившимся результатом. Для меня такой метод стал своего рода ноу-хау, а заключается он в следующем: все люди, которые работают над спектаклем, являются его полноценными авторами. То есть нет такого, как обычно: режиссер с художником все придумали, а актеры должны лишь исполнить их волю. Нет, этот метод меня как постановщика уже не устраивает. Создание спектакля должно быть коллективным творчеством, а в Театре кукол это особенно важно, ведь художник играет даже большую роль, чем режиссер, и я всегда об этом говорю. 
Важно понимать: у нас артистами являются куклы. Это они выходят на зрителя, а актер в этом случае – всего лишь «оператор», он помогает кукле оживать и разговаривать, наделяет ее характером, помогает доносить какие-то смыслы и эмоции до зрителя. 

- Слышала, что ваш коллектив приобрел народные инструменты. Актерам пришлось постигать новую профессию?
- Важная миссия возлагается на музыкальное и пластическое направления спектакля. В нем много музыки, песен, и эта работа стала лабораторным погружением в материал. В спектакле задействованы башкирская и русская труппы, и если первые встречались с инструментами, то другие не держали их в руках, поэтому для многих такая работа стала своего рода открытием. Композитор Урал Идельбаев проводил с актерами занятия, рассказывал про кубыз, курай, думбыру. Как оказалось, этнические инструменты у всех народов так или иначе повторяются, звуки объединяют и пишут общемировую историю. Артисты проявили большой интерес, научились играть, для чего мы привлекли и известного фольклориста Раиса Низамутдинова. Особым откровением стало изучение горлового пения. 
В целом для актеров поставлено много задач: они должны быть живым планом, работать с куклами, являясь в то же время операторами по перемещению декораций внутри сюжета. При этом каждый из них играет как минимум на двух инструментах, а это свистульки, кубыз, окарины, барабаны. Все отметили, что горловое пение у них, как ни удивительно, но получается. Новые знания они впитывают из живого источника народного фольклора. Я рад, что они растут, подпитываются новой энергией, погружаются в атмосферу. 

- Сложно ли было актерам нарисовать характер персонажей? Ведь это больше абстрактные образы…
- Перед тем как приступить к работе, я просил артистов в оригинале прочитать все эпосы и истории, взятые за основу, чтоб они знали все поворотные сюжетные линии, героев. Сразу сказал им, что без хорошей теоретической подготовки просто не буду пускать на сцену. 
Артисты не всегда любят такую работу, но именно в этом материале мне как раз не хотелось бы, чтобы они были сухими операторами и лишь иллюстрировали то, что говорит им режиссер. Я хочу, чтобы наше творчество было совместным и каждый привнес в этот спектакль что-то лично от себя. Получится у нас или нет, покажет время, но я сразу же всем в шутку сказал: «После сдачи спектакля каждый из вас должен быть подготовлен так, чтобы смог написать диссертацию на тему башкирского фольклора». 
В любом случае каждый из нас должен знать историю своего народа, знать его мифы, легенды, сказания. История, которая получилась у нас на выходе, – кладезь вещей, которые сегодня, к сожалению, незаслуженно забыты.

Зиля БАДРИЕВА








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости