РУБРИКА "СОБЫТИЕ МЕСЯЦА" К нам приехал урбанист
Мэр Уфы Сергей Греков выступил в роли экскурсовода для известного российского блогера-урбаниста Ильи Варламова, принявшего приглашение местных чиновников посетить столицу Башкирии. «Как вы можете догадаться по этому солнцу, я в Уфе. Потому что здесь сейчас светит солнце», - подтвердил свой приезд и сам Варламов в сторис в Instagram.
Чтобы показать изменения в облике столицы, Сергей Греков вместе с Ильей Варламовым на велосипедах проехали от Конгресс-холла до Монумента Дружбы и осмотрели новую набережную Белой. - В основном здесь будем проводить спортивные мероприятия, а этот замечательный склон намерены превратить в ландшафтный парк с деревянными лестницами, дорожками и мостами. Идея - находясь в городе, иметь возможность оказаться в разных стихиях, - рассказывал Сергей Греков. Следующей точкой стала улица Октябрьской Революции. Есть план к 2024 году сделать ее полностью пешеходной - уфимским Арбатом. Мэр пояснил, что здесь по максимуму сохранят деревья и исторические здания. Часть старых домов планируется отдать предпринимателям с условием полной реставрации. - Здесь порядка 60 домов, из них 10 уже расселили, часть - наполовину, - пояснил градоначальник. - По набережной есть над чем работать, прошлись по центру. И в какой-то момент я, как обычно, начал наезжать на заборы. Говорю мэру: вы заборы-то убирайте, а то не город, а кладбище! Один забор на другом, никуда не годится, - позже написал отзыв в своем блоге Варламов. Критика не удивляет. Блогер известен своим особым мнением о городской среде, в том числе и в других уголках страны. К каким советам журналиста с образованием архитектора прислушаются в Уфе, покажет время. Завершилась прогулка в культурном центре «Арт-Квадрат», где состоялась встреча с архитекторами и урбанистами. Обсуждали восстановление и сохранение объектов исторического наследия, развитие города и велоинфраструктуры. …А затем Варламов встретился с главой республики Радием Хабировым. - Подарили мне большую книгу «100 советов мэру». Посмотрел на авторов, понял, что один из них постоянно пишет про Уфу что-то негативное, и сначала подумал, что не стану читать. Но за вечер прочитал полкниги, - рассказал Радий Хабиров на стратегической сессии в Конгресс-холле «Торатау» по вопросам развития территорий. - Мне было очень приятно понимать, что она просто и ясно объясняет многие вопросы, которыми мы с главами муниципалитетов занимаемся в повседневной жизни. Это не значит, что у нас нет по ним своего мнения. Но важно знать и другую точку зрения, критически посмотреть на то, что мы делаем, увидеть новые тенденции. Варламов в свою очередь заявил: - Главная тенденция сегодня в мире такова: города становятся более справедливыми. То есть любой житель вне зависимости от своего социального положения, возраста или достатка должен чувствовать себя комфортно. Говоря простыми словами, город должен быть удобным для пожилых. А это означает скамейки через каждые 50-100 м, где можно отдохнуть или поставить сумку. Это безбарьерная среда, нормальный общественный транспорт и т.д. Сделайте город удобным для пожилых, и он будет удобным для всех. Тем временем Варламов уже представил буклет, где описал, на его взгляд, 10 главных проблем Уфы. Все они давно известны горожанам. Но все же интересно узнать, какой видится наша столица со стороны. Первой проблемой блогер назвал связь между частями города и самодостаточность районов. Въезд в Уфу сравнил с «бутылочным горлышком». А общественный транспорт не обладает достаточной провозной способностью. - Рекомендуется также капитально реконструировать существующую трамвайную сеть города, построить линии в центре города на улице Ленина и в микрорайоне Сипайлово на улице Юрия Гагарина. Это позволит охватить основные точки притяжения и создать каркас общественного транспорта, - советует Варламов. Вторая проблема - сохранение исторического наследия города. По мнению блогера, это связано с отсутствием мотивации у бизнесменов и жителей города к сохранению архитектурных сооружений, а чтобы этого избежать, Варламов рекомендует внедрять активнее льготные программы. Третья проблема - транспортный сервис города. Она возникла из-за плохой организации, считает автор буклета. Во-первых, недостатки системы работы общественного транспорта заставляют граждан пересаживаться на личные автомобили, что перегружает дороги. А перевозчики находятся в гонке за популярными маршрутами для большего заработка. Четвертая проблема - парковки. Властям необходимо научиться управлять транспортными потоками: ограничивать движение и стоянки на перегруженных улицах. - Сейчас застройщикам и девелоперам не выгодно строить паркинги, так как они не заполняются - у автомобилистов нет привычки платить за парковку, а подобное строительство обходится крайне дорого. Жители не будут платить за место на паркинге, когда можно безнаказанно припарковать машину на тротуаре или вторым рядом, - пишет Варламов. Пятая проблема - место пешехода в городе. Блогер заметил, что в Уфе все тротуары превратились в парковочные места и чаще всего нет безбарьерной среды. Помимо этого, в городе много опасных пешеходных переходов, как наземных, так и подземных. Шестая проблема - отсутствие инфраструктуры для маломобильных граждан. По мнению Варламова, пока безбарьерная среда в городе существует лишь для автомобилей. Он рекомендует властям по каждому новому объекту и улицам в Уфе устраивать тест-драйв совместно с маломобильными гражданами. Седьмая проблема - новая уфимская набережная. Блогер заметил, что из долгостроя-рекордсмена получилась бетонная разноуровневая конструкция, где летом не укрыться от солнца, а зимой не спрятаться от холода. А построенная вдоль магистраль лишь побудит водителей ездить на больших скоростях, что может привести к авариям. Восьмая проблема - отсутствие велоинфраструктуры. Существующие велодорожки сделаны за счёт пространства тротуаров без обособления, а передвигаться по проезжей части опасно. Девятая проблема - отсутствие дизайн-кода. Улицы теряют свой уникальный вид из-за многочисленных баннеров, оформленных в разном стиле. Также Илья Варламов заметил, что в Уфе мусорные площадки создаются по похожему дизайну с остановками общественного транспорта. Десятая проблема - ограждения городских пространств. - Многие проблемы Уфы - это следствие длительного бессистемного развития, когда решения принимались исходя из сиюминутной задачи и возможностей. Отсутствие стратегического видения и целей в итоге привело к фундаментальным проблемам в транспортном и градостроительном планировании, которые затем дополнялись архитектурными и благоустроительными ошибками, - подытожил Варламов.
Альфия ИБРАГИМОВА |