РУБРИКА "РЕПОРТАЖ В НОМЕР"Блогеры земли уфимской
Наш рассказ о том, как корреспондент, харизматичная экономистка, гид по русской жизни и бизнесмен-семьянин идут к мечте через заработок в социальных сетях. Некоторые из них уже сделали интернет основной работой и образом жизни.
Виртуальный тренер Уже давно покоряет просторы видеохостинга YouТube ведущий программы «Уфимское времечко» Эмиль Зиянгиров. В Сети он развивает канал Salavatunited (27,7 тысяч подписчиков). Как можно понять из названия, его тематика – спортивная, и прежде всего футбольная. Журналист снимает видео по известным симуляторам, проводя в них различные эксперименты. «Фаворитом» Эмиля в последнее время стала популярная игра Football manager, в которой игрок не управляет футболистами, а наблюдает за действиями на поле со стороны, выстраивая тактику и формируя бюджет. - Мне хотелось стать спортивным комментатором, и я тренировался на компьютерных играх, – говорит Эмиль о зарождении своей блогерской деятельности. Со временем он придумал для своего канала интересную фишку - начал пародировать голос и манеры речи знаменитого футболиста и аналитика Александра Бубнова. Сходство порой выходило феноменальным. Канал рос и, кажется, достиг своего пика в 2015 году – тогда о блогере-пародисте узнали далеко за пределами Всемирной паутины: сначала Зиянгиров сверкнул в эфире БСТ, а после и на презентации книги самого Александра Викторовича. Но яркие пародии потеряли актуальность, поскольку Бубнов пропал с экранов из-за серьезной болезни. Контент на канале принял более интеллектуальный характер. - В основном меня смотрят люди с аналитическим складом ума, которым интересен не только экшн, но и продумывание тактики, стратегии развития, – делится Эмиль о своем детище. При этом он не склонен считать блогерство полноценной работой – все-таки каналу, не заработавшему серебряную кнопку (награду за 100 тысяч подписчиков), трудно выйти на хорошую монетизацию. Зато куда бодрее идут финансовые дела на другом фронте, а именно на стрим-платформе «Твич», где 2-3 раза в неделю, обычно по вечерам, Эмиль запускает трансляции, в ходе которых зрители могут отблагодарить ведущего «монетой». - Среднюю сумму (дохода со стри мов – прим.) трудно подсчитать. Это ситуативная вещь. Зашел человек, ему понравилось - может отправить тысячу-две. Но не факт, что он зайдет в другой раз. Случается и такое, что после пяти часов стрима никто ничего не отправит. Здесь есть что-то общее с музыкантами в переходах. Как повезет. Как правило, львиную долю дохода любого блогера в 2021 году составляет реклама. Однако Эмиль осторожно выстраивает отношения с потенциальными рекламодателями. Все-таки вокруг спортивного сегмента YouТubе «крутится» немало компаний, имеющих сомнительную репутацию. - Основной рекламодатель - букмекерские конторы. Сам я к ставкам отношусь негативно, видел, как несколько знакомых поддавались азарту и проигрывали большие суммы, оставались в долгах. Несколько контор выходили на меня, предлагали неплохие деньги. Но я отказывался. Однако если предложат рекламировать что-то другое, подумаю, – говорит Эмиль. Блог для Зиянгирова не только источник дополнительного дохода, но и кладезь опыта. Журналист признается, что блогерство существенно облегчило ему «вхождение» в основную деятельность. - На телевидение я пришел в 2012-м, примерно спустя год после создания канала. Для меня уже не было проблем зачитать текст, я знал основы видеомонтажа, не стеснялся работать в кадре. Думаю, что опыт блогерства мне действительно очень помог. Также Эмиль советует создавать и развивать блоги начинающим журналистам. По его мнению, все, что в наше время требуется от будущего блогера для достижения высот, – желание. - Когда преподавал студентам журфака, всегда говорил им: не стесняйтесь вести блоги в соцсетях - это ваше развитие. Не нужно сидеть и ждать, что придет дяденька и всему научит. Сегодня огромное количество возможностей для совершенствования своих умений, – считает Эмиль Зиянгиров.
Королева реакций Принято считать, что человеку из провинции, чтобы добиться успеха, нужно непременно переехать в Москву. Или, в крайнем случае, в Северную столицу. Пример 23-летней Юлии Вебер (Юмилии) показывает, что трамплином для успешной карьеры в медиа-пространстве может выступить и Уфа. В столицу Башкортостана она переехала 4 года назад из 20-тысячного городка ради любимого, преодолев расстояние в 2000 километров. Переезд в наш город совпал со взлетом в творчестве: вместо малозаметного канала, посвященного игре Warface, запустила абсолютно новый, который в скором времени заработал «золотую кнопку», набрав 1,5 миллиона подписчиков. Уфу она называет удивительным, полным приключений городом, способствующим творчеству. По образованию Юлия - преподаватель экономических и управленческих дисциплин в системе среднего профессионального образования. Впрочем, работать по специальности не планирует. По ее признанию, доходов с YouТubе хватает на то, чтобы полностью обеспечивать себя, помогать родителям и пару раз в год путешествовать по России и за рубежом. - Вы можете подумать, что легко снимать видео. Так и есть, и мне это в удовольствие! Люблю не только снимать ролики, но и их монтировать. Что, кроме того, приносит доход. У меня как раз тот случай, когда ты просто обожаешь свою работу. Хотя многие и не считают это работой, но YouТubе полностью занимает все мои мысли, силы и свободное время. Я снимаю и выкладываю не один ролик в месяц, а 1-2 видео каждый день, также веду еще второй канал с другим контентом и провожу прямые эфиры, – признается Юмилия. Основной формат роликов – так называемые реакции. То есть видео, в которых блогерша смотрит чужой контент и попутно его комментирует. Как ни странно, зрители YouТubе, что российские, что западные, готовы платить за такой, казалось бы, простенький вид творчества. - К сожалению, не у всех есть близкие и друзья, с которыми можно провести время. Просматривая реакцию, человек чувствует себя не одиноко, будто смотрит видео в компании подруги, которая все комментирует. Есть и такой момент: когда человек смотрит, например, клип, у него формируется мнение насчет тех или иных вещей, и ему интересно, как на этот клип отреагирует другой человек, совпадет ли его мнение с моим, а может быть, я в своем обзоре обращу внимание на то, что зритель не заметил, – размышляет Юмилия о причинах популярности данного формата. На втором канале, на который на сегодняшний день подписано порядка 300 тысяч человек, Юля совместно с мужем Рустэмом выкладывает видео с собственными размышлениями и обзорами на еду со всего мира. Проводит и стримы: играет в компьютерные игры и общается со зрителями. Доход молодой блогерши многомерен и складывается из нескольких компонентов. Во-первых, приходит прибыль от встроенной рекламы (то есть той, что показывается пользователю во время просмотра видео), во-вторых, Юля получает донаты (добровольные пожертвования от подписчиков) во время прямых трансляций, а в-третьих, определенная сумма денег поступает от рекламы, которая размещается на самом канале или аккаунте в «Инстаграме». Случается и так, что некоторые компании присылают по бартеру продукцию в обмен на рекламу. Мнение, что девушкам проще стать популярными в интернете, Юля не разделяет. Своими главными козырями она называет трудолюбие и упорство, вспоминая, что в первые месяцы блогерской карьеры ей приходилось выпускать до 4 роликов в день. Несмотря на успехи, достигнутые к тому же в довольно краткие сроки, не считает, что добилась многого: - Мне есть к чему стремиться. Если говорить о соцсетях, то я хочу больше открыться перед аудиторией. В планах также повышение медийности. В жизни в целом мне хотелось бы заработать на собственное жилье, иметь возможность больше путешествовать, вкладываться в помощь бездомным животным. Ну и, когда мы с мужем решим завести ребенка, хотелось бы полностью его обеспечить, вкладываясь не только материально, но и занимаясь формированием его личности.
From Ufa with love А вот Сергей Баклыков, наоборот, покинул Уфу те же 4 года назад, перебравшись в Санкт-Петербург. Впрочем, башкирской столице не приходится обижаться – все-таки Сергей сделал немало для ее популяризации, в том числе в интернете. В 2012 году, когда русский сегмент YouТube был еще слабо развит, начинающий тогда блогер здраво рассудил, что было бы неплохо показать российскую действительность зарубежной аудитории. И сделать это на ее языке. - Тогда я считал, что необходимо создавать англоязычный контент. Подумал: что я могу делать? И тут все совпало - люблю свою страну и знаю английский. Поэтому тема канала - о России на английском - пришла сама собой, – вспоминает Сергей. Так он начал снимать ролики, в которых рассказывал иностранцам о достопримечательностях, сервисе и традициях российских городов. Главным образом, родной Уфы. Все эти годы Real Russia (первый независимый англоязычный канал про Россию, согласно его описанию) развивался без особых перепадов и сейчас достиг отметки в 145 тысяч подписчиков. Впрочем, с годами интерес к ведению блога у Сергея угас, по большей части из-за того, что данную стезю сейчас выбирает буквально «каждый второй» человек. Куда более перспективным Баклыков считает стримерское направление, а потому основная его деятельность перешла на второй канал – Baklykov Live, где он проводит прямые эфиры. - Это стало возможно благодаря развитию технологий в последнее время, а именно высокоскоростному дешевому интернету во всех городах, больших селах и даже некоторых деревнях. Например, я делал стримы на даче в маленькой деревне Тавтиманово, что в 60 километрах от Уфы, поскольку по счастливой случайности прямо в этой деревне стоит вышка сотовых операторов, – вспоминает автор канала Real Russia. При этом, как считает Баклыков, в наше время ведение блога или занятие стримингом вовсе не дорогие. Так, для того чтобы проводить полноценные уличные стримы, можно уложиться в сумму до 60 тысяч рублей. В стоимость входит современный смартфон (Баклыков использует iPhone 11) и сверхнадежные электронные стабилизаторы изображения. Определенно, Сергей внес свою лепту в туристический потенциал Уфы. Он признается, что лично знает некоторых иностранцев, которые посещали наш город после просмотра Real Russia. К слову, в популярности канала нашего земляка за рубежом однажды убедился и ваш покорный слуга – три года назад, приехав на международный молодежный форум, я познакомился с группой малайцев, которые, узнав, что я из Уфы, начали активно расспрашивать о Сергее. В целом блогер считает, что Уфа, как и другие российские города, представляет для иностранных туристов интерес куда больший, нежели западные, а их главное преимущество кроется в их эклектичности. - Считаю, что Уфа и большинство других мест привлекательны для любознательных иностранцев. В каждом из них своя история и атмосфера, не похожая, например, на американские города. Я был в Америке и проехал на автомобиле через всю страну от Нью-Йорка до Лос-Анджелеса, и если говорить о типичных американских городках, то там все примерно одинаково. Было ощущение, что их удобство достигнуто в основном за счет стандартизации архитектуры и градостроения без какого-либо исторического наследия. В России наличие прошлого и несовершенства, как ни странно, напротив, привлекает иностранцев своим колоритом. Поэтому нашей стране нужно делать максимум для того, чтобы совместить культурно-историческое и архитектурное наследие с комфортом, – резюмирует Сергей Баклыков.
Семейный подряд Давно «живет» в теме блогерства и другой уфимец – Эдгар Багдасарян, еще в 2013 году запустивший канал «Мысля от Эдгара» (97 тысяч подписчиков на конец апреля 2021 года). Прежде чем начать освоение просторов YouТube, на протяжении года развивал в Уфе свой бизнес – магазин турецкой одежды. В какой-то момент у молодого человека появилось желание рассказать широкой публике о своем опыте перевозки и реализации заморских товаров. - Решил снять видео про закупку и перевозку товара. Оказалось, что на тот момент я был единственный, кто снял такое видео. Так начал свой блог о бизнесе, - говорит Эдгар. Позднее к рассказам о ведении дела добавились и чисто философские видео, в которых автор делился своими мыслями (отсюда и название) на различные темы: жизненное предназначение, психология и даже... уход за бородой. Дела на видеохостинге пошли настолько бодро, что Эдгар решил приобщить к блогерскому поприщу всю свою семью. Для начала, в январе 2015 года открылся канал сына – «Мысля геймится». - Подрастал сын, купили ему PlayStation 3 - он начал играть в Майнкрафт. Решили не просто играть, а еще и монетизировать это дело. Открыли канал и начали делать стримы на YouTube и Twitch, – вспоминает Багдасарян. И если со стрим-платформой получилось так себе, то на YouТubе дела пошли в гору: на сегодняшний день канал «Мысля геймится» набрал уже 384 тысяч подписчиков, суммарное число просмотров на нем перевалило за 117 миллионов. Эдгар не раскрывает конкретных цифр прибыли его и семьи, однако утверждает, что сын уже в возрасте 7 лет зарабатывал как взрослый мужчина. - Первые годы ничего не зарабатывали, только развивали. Через несколько лет пошли первые деньги. Начали сотрудничать с разными компаниями. Доход бывает разный - все зависит от сезона, договоренностей и количества видео в месяц. Сейчас сын полностью самостоятелен и у него свой доход на YouТubе, - признается Эдгар Багдасарян. Собственный канал имеет также и дочь Эдгара Милана – он называется MILANA MILASHKA и пока собрал только 18 тысяч подписчиков. Впрочем, и видео на нем выходят не так часто. Они посвящены будням девочки: встречам с подругами, школьным мероприятиям, обзорам косметики и семейным делам. Последние активно отражены также и в контенте уже четвертого канала Багдасарян - Семья Bagdasaryan Family (66,5 тысяч подписчиков). Помимо главы семейства, сына и дочери в видео принимает самое активное участие и жена Эдгара. - Так как каналы «Мысля от Эдгара» и «Мысля геймится» многих заинтересовали, люди часто спрашивали, как мы живем, чем занимаемся и так далее, мы решили снимать иногда влоги семейные. Сильно упор на этот канал не делали. Но в итоге его достаточно хорошо смотрят, – рассказывает Эдгар Багдасарян. Разумеется, мы вспомнили не всех блогеров и стримеров, связанных с Уфой. Их намного больше. Причем занимаются они разными видами деятельности: поют, продвигают осознанное отношение к окружающей среде, учат создавать музыкальные хиты за пять минут. Как бы то ни было, все они делают нечто важное – двигают бренд города и республики в массы.
Антон СУХАРЕВ |