РУБРИКА "РЕПОРТАЖ В НОМЕР"Взгляд из массовки
Кто не хочет сниматься в кино! Работа актера для многих представляется простым и быстрым способом получить большие деньги, найти славу и известность. Так ли это? Проверим на себе.
Я попала на съемочную площадку практически случайно - один из знакомых обмолвился, что в фильме «Дневник поэта» о башкирском писателе Рами Гарипове планируют снимать массовую сцену празднования 400-летия присоединения Башкирии к России. Такое пропустить нельзя, решила я и записалась в ряды актеров. С девяти утра в здание бывшего завода «Прогресс» то и дело входили барышни в старомодных пальто и беретках, мужчины в плащах и шляпах, девочки с задорными косичками. Участников попросили подготовиться: подобрать подходящую одежду, а женщинам следовало отказаться на этот день от косметики и модных причесок. Я была в числе тех, у кого не сохранился бабушкин гардероб, поэтому сразу же попала в заботливые руки костюмеров. Одна из комнат напоминала магазин подержанной одежды: длинные стойки, увешанные брюками и платьями, коробки с сотнями пар обуви… И среди этого богатства уверенно и ловко действуют Алия и Айгуль Байрамгуловы: художнику по костюмам помогает опытный художник-постановщик. Нелегкое это дело - одеть сотню человек! И начались чудеса преображения. Вот хипстерского вида молодой человек превращается в статного заводчанина, а еще двое, натянув шинели и сапоги, приобретают настоящую военную выправку. Девушка в бесформенной толстовке и джинсах становится симпатичной пышечкой в цветастом платье, и сама замирает, вглядываясь в зеркало. Мальчишка, переодетый в косоворотку и широченные брюки, словно только что закончил играть в лапту вместе с такими же сорванцами и, кое-как пригладив пыльные кудри, пошел на площадь вместе с мамой. Принарядили и меня: шифоновое платье, жакет и кокетливая беретка. Потом облик оценили гримеры. Мужчинам поправляют прически, а вот с женщинами и детьми работают серьезно - решительно смывают косметику, снимают наращенные реснички, тоном замазывают татуаж, заплетают косички, маскируя цветные пряди, вытягивают завитые челки. - Для артиста главное - фактура. Гример должен не подчеркнуть красоту лица, а раскрыть идею фильма, передать эпоху и атмосферу, - рассказывают мастера Лейсан Галеева и Олеся Никанорова. Метаморфозы продолжаются почти три часа. А в это время преображается один из уголков завода. Рабочие, борясь с ветром, натягивают полотнища для хромакея: зрители увидят на этом месте простор Советской площади, трибуны и гостей города. - Это событие в 1957 году было поистине масштабным, в город прибыли иностранные делегации и правительственные чины, было большое празднование, поэтому и в фильме невозможно его игнорировать. Сцена не будет как-то влиять на сюжет или раскрывать персонажа, займет всего три секунды экранного времени, но создаст определенную атмосферу, - прокомментировал происходящее главный режиссер фильма Булат Юсупов. Вскоре площадка заполнилась людьми. Участники массовки осваивают непривычное обличье: вальсируют под хрипловатую музыку старинного граммофона, листают книги на длинных столах (здесь будет ярмарка), вертят в руках флажки и воздушные шарики и с интересом разглядывают операторский кран, похожий на шею дракона, где вместо головы - массивная кинокамера. Аппаратуру настраивает оператор-постановщик Станислав Амбарцумов, в портфолио которого немало известных фильмов и сериалов. Ищет ракурс съемки, выстраивает композицию и схему движения камеры - все для того, чтобы совместить практичность и эстетику кадра. - Профессия оператора граничит между технической и творческой, приходится балансировать, не уходя в ту или иную сторону. Работаем в тесном контакте с режиссером, помогая воплотить его замысел, но порой по техническим или эстетическим причинам приходится отстаивать и свое видение. Да, в этой картине мы не используем современных решений, например, модный последнее время эффект слоумо. Фильм о советской эпохе снимается по канонам того времени, ведь оператор лишь придает форму картине, не пытаясь сделать новую, - рассказывает он. Станислав примеряет затейливую конструкцию: металлические элементы обхватывают торс, как броня, а впереди, словно в паучьих лапах, размещена кинокамера. Вес стедикама, конструкции для стабилизации камеры во время динамичной съемки, порой достигает 30 килограмм. Так что оператор должен обладать еще и физической выносливостью, ведь работа идет по нескольку часов подряд. Тем временем безоблачное с утра небо затягивает тучами. Аппаратуру прикрывают пластиковым чехлом, а вокруг книг уже хлопочет художник по реквизиту Анастасия Андреева, закрывая их от моросящего дождика, который вскоре перерастает в настоящий ливень, поэтому актеров массовки отправляют под крышу. Большая комната теперь напоминает столовую в доме отдыха 50-х годов, тем более что вскоре начинают раздавать вкуснейший плов и борщ. В разговорах с новыми знакомыми ожидание хорошей погоды проходит незаметно, и вот мы возвращаемся на съемочную площадку. А здесь уже трудятся «светики» - так в киношной среде называют бригаду осветителей, которую возглавляет гафер, или художник по свету, Ренарт Абдуллов. С их помощью сумрачный день превратится на экране в яркий и праздничный. Вот и начались собственно съемки, ура! Мы встаем лицом к полотнищу хромакея и по команде начинаем изображать радость, общаться и размахивать флажками и шариками. Главный герой, по задумке режиссера, в это время протискивается сквозь толпу, видит друзей и радостно их приветствует. Никогда не думала, что это так сложно. Попробуйте-ка порадоваться 20 раз подряд, стоя на холодном ветру! Но вновь звучит команда: «Внимание! Мотор!». - Больше радости! Еще сильнее радуемся! А теперь общаемся друг с другом, оживленнее! - подбадривает второй режиссер Алан Монро, и мы раз за разом то восторженно рукоплещем, то поворачиваемся к стоящим рядом, изображая бурную беседу. Ноги гудят и стынут в тонких туфлях, так что, когда звучит команда «Стоп! Снято!», массовка взрывается искренней овацией. Короткий перерыв, и приступаем к следующей сцене. 17 дублей радостного ликования идут с энтузиазмом, тем более что я стою под самой камерой, а это значит - точно попаду в кадр. Действие третьей сцены происходит на импровизированной книжной ярмарке. Массовку распределили: кто-то рассматривает журналы на стенде, между рядами прогуливаются «военные», дети покупают мороженое - его продают из особой холодильной тележки, которую часто можно было встретить в те года на улицах. Я же попала в число покупателей книг и вновь под самые камеры! По замыслу режиссера, Рами Гарипов показывает друзьям новую книгу. И да, действие происходит прямо рядом со мной. Еще десяток дублей, и мне уже начинает нравиться работа, забыла об усталости. Раз за разом продолжаем свою игру - прошу девушку помочь выбрать книгу, она протягивает первый попавшийся томик, и мы щебечем о всякой ерунде, пока не заканчивается дубль. «Стоп! Снято!». С удивлением понимаю, что время уже почти шесть вечера. День пролетел незаметно - в новых эмоциях, встречах, общении и творческом труде. Остается только ждать конца года, когда фильм «Дневник поэта» появится на экранах, чтобы радостно кричать - вот, вот я, целую секунду на заднем плане мелькает моя голубая береточка!
Роль Рами Гарипова исполняет заслуженный артист Башкортостана, актер Башкирского академического театра драмы им. М. Гафури Артур Кунакбаев: - Сложнее всего было понять характер моего героя, ведь в «Дневниках», на которые опирается сюжет, изложены сухие факты. Казалось бы, человек такой энергии должен быть пробивным, однако, со слов родственников и друзей, с которыми мы много общались, Рами Гарипов был мягким, спокойным человеком, никогда не повышавшим голоса. Думаю, фильм понравится не только поклонникам его таланта, но и всем, кто помнит реалии тех дней или хочет узнать о них больше.
Полнометражный художественный фильм «Дневник поэта» о Рами Гарипове станет завершающей частью трилогии, в которую входят картины «Бабич» и «Первая Республика». Посвящена она выдающимся деятелям культуры. Фильм создается в рамках исполнения Указа главы РБ о праздновании 90-летия народного поэта Башкортостана Рами Гарипова.
Если вы хотите помочь фильму финансами, волонтерством или участием в массовке, оставляйте заявки на сайте https://www.rami-garipov.online
Юлия ПАХОМОВА |