РУБРИКА "Нам 20"Айгуль Ахметшина: мне нравится быть независимой
Интервью с самой молодой стажеркой за всю историю Королевского театра Ковент-Гарден Айгуль Ахметшиной вышло в журнале «Уфа» в декабре 2017 года. За прошедшие три года многое изменилось, и сегодня можно говорить, что на небосклоне мировой оперной сцены зажглась новая звезда, в 25 ставшая заслуженной артисткой Башкортостана.
- Как себя чувствуете солисткой и что изменилось в вашей карьере? - Просто стала свободным артистом, художником. И это намного приятнее и комфортнее. Теперь сама решаешь и берешь ответственность за свои контракты и проекты: где и с кем будешь работать. Я благодарна стажировке в королевском оперном театре: без нее открываться для Европы было бы сложнее. Он давал мне потрясающие спектакли и проекты, что помогло громко заявить о себе, зарекомендовать себя как профессионала.
- Тогда в интервью вы заметили, что до сих пор не можете поверить в происходящее. А теперь? - Сейчас верю, и больше того, считаю, что нахожусь на своем месте. Верю в судьбу, в удачу, в себя. Это - результат большой работы, поддержки семьи, друзей, учителей. Но нет предела совершенству. Наша профессия прекрасна тем, что мы можем бесконечно развиваться, искать новые краски, находить ювелирные подходы к исполнению арий, удивлять зрителя, влюбляя его в классическую музыку. Единственное, что не могла предположить, что моя карьера начнется в другой стране. Доказала, что достойна быть на мировой сцене, теперь мне надо завоевать российскую публику.
- «Кармен» стала вашей визитной карточкой. Вы исполняли партию в нескольких постановках. В числе последних Музыкальный театр имени Станиславского. Какая из версий вам ближе в человеческом плане, а какая позволила открыться как певице? - Не могу сказать, какая версия ближе. Обе совершенно разные (в театре имени Станиславского - история про любовь, а в лондонской версии - артистки кабаре, некая иллюзия, где даже смерть героини неочевидна) и в то же время одинаковые ( и там и там любовь разрушительна). Моих Кармен объединяет безграничное стремление к свободе. И этим они мне близки. Мне нравится быть независимой, решать самой, когда, где и почему. Кармен в постановке Ковент-Гардена ближе в том плане, что я влилась в работу с первого дня, спела много спектаклей. А прямая трансляция по всему миру позволила мне громко и стремительно взлететь.
- Что думаете о тенденции переложения опер на современный лад? - Я не имею ничего против, если изменения касаются либретто, но мы не вправе менять философию, заложенную автором, и музыку. Нельзя издеваться над классикой. Поэтому я довольно скептически отношусь к таким предложениям режиссеров и дирижеров. Да, можно найти компромисс, сделать другой актерский акцент, не искажая смысла. Есть оперы, которые позволяют это сделать, такие как «Кармен». Я могу понять режиссеров, которые хотят удовлетворить свои творческие амбиции, но не понимаю публику: можно же сходить в другой театр, посмотреть мюзикл, например.
- Когда мы идем в драму, то делаем для себя какие-то нравственные открытия, ищем ответы на волнующие вопросы. А в опере? - За последние два-три века люди не изменились. Мы, как ни странно, остались прежними, нас беспокоят те же вещи, житейские проблемы, что и наших предшественников. И мне кажется, что современный зритель даже больше нуждается в эмоциональной встряске. Именно за тем он идет в театр, в кино, в картинную галерею. Мы стали забывать, как это - чувствовать. Театр должен учить человечности, любви, вере, умению сопереживать. Любое искусство нацелено на то, чтобы мы стали лучше. Возможно, это глобально, но так.
- Появились ли у вас новые друзья? Что связывает вас с семьей Хворостовских? - Да, сегодня мои друзья раскиданы по всему миру - в чем прелесть профессии. Мне везет на хороших людей, считаю, что каждый человек в жизни не случаен, важен любой опыт. Общение - обмен энергиями. Теперь везде себя чувствую как дома, нет прежнего страха. А с Флоранс Хворостовской нас связывает дружба. Она - добрый и щедрый человек, мы встретились в тот момент, когда ей и мне это было нужно. Сегодня я живу вместе с Флоранс и ее детьми. Мне очень комфортно в их доме. - Вы по-прежнему занимаетесь со своим педагогом из училища искусств? Как это происходит? - С Нелей Габдулхаевной Юсуповой мы все время на связи. Когда границы были закрыты и была необходима ее помощь, репетировала с ней по Zoom, Youtube и WhatsApp. Когда приезжаю в Россию, она всегда находит для меня время. Вот и недавно, когда я была в Уфе, мы встречались в родном училище.
- Следила за вашим «Инстаграмом» в пандемию. Вы много времени уделяете физической форме. Насколько это важно и как влияет на голос? - Опера изменилась. Просто стоять и петь - прошлый век. Сейчас режиссеры требуют от артиста многофункциональности. Важна форма, эстетика. Приходится соответствовать, адаптироваться под ту или иную партию. Многие театры устраивают кастинги, подбирая определенные типажи.
- Какой из сольных концертов вам больше всего запомнился и почему? - Я ежегодно даю по нескольку таких выступлений, но не очень их люблю. Всегда тщательно продумываю концерты, не люблю выходить неподготовленной. Сольные выступления требуют много энергии. Каждая ария - отдельная история, надо уметь быстро переключаться на другую стилистику. Здесь не спрячешься за декорациями, коллегами - ты один. Больше всего мне запомнился мой первый сольный концерт в Уфе, запомнила его на всю жизнь. Очень волновалась, ведь в зале были те, кто знал меня с первых моих шагов. Из Киргиз-Мияков приехали учителя, родственники - целый автобус. Очень тепло меня приняли и в апреле в Большом зале Московской консерватории. Зрители долго не отпускали.
- Вы мне тогда опрометчиво сказали: «Точно не выйду замуж за вокалиста, по-моему, двое певцов на одну семью - перебор». Теперь ваше сердце не свободно… - Я влюблена, это очень приятное ощущение. Оно дает мне силы . Но я до сих пор считаю, что два вокалиста - перебор (смеется). Хотя есть поговорка «сердцу не прикажешь». Если любишь, не важно, кто твой избранник. И ты живешь с этим, как бы сложно ни было. Больше сказать ничего не могу. Дай бог, чтобы это чувство продлилось как можно дольше.
- Оперная дива - кто она в вашем понимании? - Мне кажется, что время оперных див прошло. Наше искусство превратилось в бизнес. И чем дальше, тем больше приходит понимание, что театрам не выгодно иметь звезд - дорого. А есть очень много певцов, которые готовы спеть за любые деньги, конвейер большой. Оперная дива… Все привыкли видеть в этом образе взбалмошных капризных примадонн. Себя к ним не причисляю. Я - певица, гастролирующая по всему миру, помогающая людям видеть прекрасное.
- Читаете ли о том, что пишут о вас в СМИ и интернете? Чье мнение для вас важно? - Читаю. И порой расстраиваюсь. Русские рецензенты чаще всего не конструктивны. Они просто критикуют, сравнивают тебя с другим артистом. На этом обычно все заканчивается. Зарубежные критики музыкально образованы, у нас, к сожалению, таких мало. Иностранцы сначала похвалят, а потом скажут, что можно сделать лучше. И ты уже начинаешь работать, и в следующий раз тот же рецензент отмечает прогресс. Это дает мотивацию для профессионального и личностного роста. В искусстве нет четкого разграничения на правильное и неправильное. Прелесть нашей профессии в том, что мы стремимся к идеалу, хотя его, видимо, не существует. Нельзя останавливаться, надо развиваться, чтобы завтра было лучше, чем сегодня.
Светлана ЯНОВА |