РУБРИКА "КУЛЬТПОХОД"Пишем оперу...
«Лаборатория современной башкирской оперы» - так назван масштабный проект главного театра республики, который был объявлен в начале нынешнего сезона художественным руководителем БГТОиБ Аскаром Абдразаковым и осуществлен благодаря гранту главы республики.
Идея словно витала в воздухе. Ведь на сегодняшний день в репертуаре театра только два ярко национальных произведения – опера «Салават Юлаев» и балет «Журавлиная песнь». И хотя, конечно, в «багаже» есть немало замечательных башкирских произведений, уже необходимы новые авторы, свежие идеи. Театр призвал композиторов и либреттистов включиться в творческий поиск. Участники, а их было около 50, с энтузиазмом окунулись в атмосферу творческого эксперимента. Весь год шли многочисленные мастер-классы, проводились международные пресс-конференции, семинары, читались лекции ведущими профессорами и корифеями, в том числе из Санкт-Петербурга и Москвы. И вот финал: на сцене шесть премьер - мини-спектакли победителей. Авторы обратились в своих работах к поэтичным легендам и выдающимся историческим личностям и отличались оригинальной идеей, интересным композиционным решением и яркой драматургией постановок. …Плещутся волны голубого озера, лелеют слух нежные звуки мандолины. Что еще нужно, когда рядом любимый Заятуляк – красавец батыр? Отчего же он грустит, отчего не весел? Печалится дочь подводного царя озер Асылыкуль и Кандрыкуль. Легенда «Заятуляк и Хыухылу» вдохновила композитора Урала Идельбаева и либреттиста Динару Каюмову. Красивая история плюс великолепная музыка и замечательные голоса исполнителей в итоге родили чудесную сказку о любви. Еще одна история – о силе матери - была показана в отрывке «Живая вода» (композитор Борис Вишневский, автор либретто Бану Кагарманова). Будущий мюзикл предназначен детям, и поэтому здесь есть волшебные превращения, добрые и злые герои. Спектакль в чем-то наивен, но, возможно, это такой ход – ключик к сердцу юного зрителя. Стоит отметить отрывок «Цветок с Ямантау» (композитор Рустам Сагдиев, постановка хореографа Владимира Аношкина). Юные влюбленные противятся воле родителей, которые хотят их разлучить. Они бегут из родного дома в снега Ямантау. Отец в горе спрашивает совета у провидца – Ворона. За беглецами устремляется выросший до небес ястреб – родительское проклятие. Здесь много символов, образов, аллегорий. Привлекает и интересное режиссерское решение – действие происходит в музее, куда пришли юные посетители – юноша и девушка. Экспонаты вдруг оживают! Согласитесь, начало интригующее, да и сам сюжет не тривиален, а заставляет переживать и сострадать. - Хотел создать спектакль, который затронет сердце зрителя, и обратился к легенде – красивой и трагической, - говорит автор мини-спектакля Рустам Сагдиев. Ему удалось это сделать, так как тема отцов и детей актуальна во все времена и у всех народов. …Трудно остаться безучастным, когда на сцене Лев, Змея и Человек. Кто выйдет победителем в этой схватке? Удивительный сюжет из жизни духовного просветителя, религиозного философа, ишана Зайнуллы Расулева рассказали языком оперы Зульфия Раупова и Салават Камалов. Режиссером выступил Филипп Разенков. Настоящая драма – в отрывке спектакля «Маулиха. История красной славянки» (автор - известный композитор и музыкант Олег Касимов) переносит нас в предреволюционную пору. Невеста-дворянка идет под венец с офицером царской армии, но жених – не любим. Зачем она это делает, чьей воли не может ослушаться? Ведь ее сердце отдано бунтарю-революционеру. Трагедия разворачивается у самого алтаря! Страсти кипят, но не ради ли таких эмоций мы и приходим в театр? И еще один сюжет из той же исторической поры в спектакле «Шайхзада» (Галина Зиганова, Тамара Искандерия). Спектакль отметила председатель Союза композиторов РБ Лейла Исмагилова, назвав одним из самых удачных. Это рассказ о последних часах жизни поэта Шайхзады Бабича. Он мечтает о будущем любимой Родины, которая пока в руинах Гражданской войны, но видится ему страной цветов и солнца. - Шайхзада - поэт мирового уровня, и его творчество раскрылось именно в период Гражданской войны, - говорит автор либретто Тамара Искандерия. Финал проекта стал яркой страницей нынешнего сезона еще и благодаря тому, что в нем были задействованы практически все творческие силы и ресурсы театра. Это – прекрасная работа режиссеров: Филиппа Разенкова, Эльмиры Ахметзариповой, Тиграна Давлатбекяна, Айсылу Иксановой, Ляйсан Сафаргуловой, Шамиля Сиразетдинова, сценографа и художника Алии Хансен. Исполнили музыкальные фрагменты солисты оперной труппы Алим Каюмов, Рим Рахимов, Айгиз Гизатуллин, Эльвира Алькина, Айтуган Альмухаметов, Салават Киекбаев, Алина Латыпова, Назгуль Ибрагимова, Айдар Хайруллин, Артур Хисамов и Гульнур Нарынбаева. Нельзя не отметить хор театра, артистов балета и симфонический оркестр под управлением дирижеров Артема Макарова, Марата Ахмет-Зарипова и Владимира Мешкова. Все были на высоте и подарили зрителям настоящий праздник искусства. Большое значение «Лаборатории современной башкирской оперы» отмечает и вдохновитель проекта заслуженный артист Российской Федерации, народный артист республики Аскар Абдразаков. - Это будущее пополнение репертуара новыми спектаклями и уникальный опыт работы коллектива с современной музыкой, непосредственное общение труппы с авторами. Кроме того, появление оперных произведений на башкирском языке важно не только для музыкального искусства республики, но и для всей культуры региона, Проект, безусловно, имеет очень важное значение, поэтому согласимся с мнением ведущих театралов - на наших глазах действительно сделан серьезный шаг в дальнейшем развитии башкирской оперы.
Лилия ЗИМИНА |