ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Центр гимнастики откроется к концу года
Глава республики Радий Хабиров сообщил в соцсетях, что строительство Центра ги...

В путешествие мечты
В «Артеке» объявили лауреатов Всероссийского конкурса «Большая перемена» - пр...

Врачевание - образ жизни
В Доме Республики глава Башкортостана Радий Хабиров провел очередное совещани...

На защиту морских рубежей
Уфимские призывники смогут проходить военную службу на подводной лодке «Уфа» ...

В центре сквера – учитель



     №8 (237)
     Август 2021 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО"

Водный баланс


Непривычно теплая весна и засушливое лето привели к значительному обмелению рек. Уровень Белой у Монумента Дружбы уже в конце июля приблизился к историческому минимуму за весь 130-летний период ведения наблюдений – минус 155 сантиметров от нуля поста, зафиксированного с 21 по 29 сентября 2010 года. Маловодье отмечается и на других водоемах республики. С учетом среднесрочного прогноза погоды, не обещающего обильных дождей, к осени ситуация может еще более усложниться. В этой связи все более актуальными становятся вопросы о причинах обмеления рек и последствиях маловодья. 

Любые природные явления носят цикличный характер, в том числе и водность рек. Наблюдения за уровнем реки Белой в районе Уфы ведутся уже более 130 лет. За это время были и маловодные, и многоводные периоды. Если взять последние десятилетия, засуха была в 1970-е годы. В 1980-90-е водность рек значительно возросла, но в новом тысячелетии процесс развернулся в обратную сторону - последнее половодье средней обеспеченности на Белой в районе Уфы было в 2007 году.
По словам гидрологов, главная причина современного маловодного цикла – изменение климата. Глобальное потепление из предмета научных споров становится общепризнанным фактом. За сто последних лет среднегодовая температура воздуха в России повысилась на 1,29 градуса Цельсия, в мировом масштабе – на 0,74. А в Башкортостане за последние тридцать лет она возросла на 0,7 градуса. Эти, казалось бы, относительно небольшие усредненные показатели способствуют повышению числа особо жарких дней лета и малоснежных зим, что ведет к дефициту влаги и обмелению водоемов.  
Помимо климата, на уровень рек могут влиять и характерные для нашей планеты естественные процессы подвижки горных массивов и нижних слоев земли. К примеру,  Уральские горы вновь испытывают вертикальные положительные движения, вместе с ними поднимаются и высокие участки равнины – а низкие и слабые (например, речные долины) опускаются. Так, скорость опускания долины Белой в нижнем течении составляет 5-8 миллиметров в год. В результате подземные воды уходят ниже и перестают питать малые реки, которые впадают в большие. 
При этом процессы обмеления рек в соседних регионах взаимосвязаны. На Каме в прошлом году прошло сильнейшее половодье, какого не было за более чем полувековую историю Камского водохранилища, а в этом году воды нет, как и у нас. На Урале все серьезнее, проблема маловодья там давно, с 1970-80-х годов прошлого века. 

Человеческий фактор  

Наряду с объективными природными факторами, свой вклад в маловодность вносит и деятельность человека.  Во-первых, это вырубка лесов в верховьях – есть мнение, что из-за этого паводок проходит быстрее, воды в земле больше не остается и в межень рекам нечем питаться. Хотя вместо вырубленных хвойных пород быстро вырастает осиновый подрост, эту причину нельзя сбрасывать со счетов. Во-вторых, на территории Южного Предуралья пробурены многочисленные разведочные и нефтедобывающие скважины. Их гидроизоляция со временем может разрушаться, и подземные воды, вместо того, чтобы идти в русла, уходят намного глубже. 
Еще один негативный фактор связан со все более массовой добычей со дна и берегов песчано-гравийной смеси. За последние 60 лет уровень дна Белой в районе Уфы понизился более чем на 2 метра, что во многом связано именно с бесконтрольной добычей песка. 
На состояние водоемов влияет и активное освоение прибрежной черты, что часто нарушает хрупкий баланс экосистемы.  Характерный пример - крупнейшее в Башкортостане озеро Аслыкуль площадью свыше 22 квадратных километров. К июню 2013 года его уровень снизился на 103 сантиметра, а с 2013 по 2019 год упал еще на 83 см. Вода в нем быстро исчезает, а прибрежные родники и заболоченные участки высыхают. Водоем стремительно зарастает камышами. Речка Шарлама теперь до него не доходит и не подпитывает. 
По мнению экологов, нынешнее состояние озера нельзя объяснить только цикличностью спадов и подъемов уровня воды. Большое влияние имеет воздействие антропогенных факторов. Уплотнение дорожного полотна с юго-западной стороны Аслыкуля привело к высыханию многих подземных родников. Талые воды искусственно отсечены. Если и в дальнейшем при прокладывании дорог не будут учитываться особенности ландшафта, можно потерять не только родники, но и часть естественной водной подпитки. Сокращение количества грунтовых дорог, прекращение процесса уплотнения почвы вокруг водоема, обустройство минерализованных полос, посадка деревьев в прибрежной зоне, создание естественных полос для снегозадержания – вот, по мнению экспертов, возможные пути сохранения Аслыкуля.  
Еще одна причина обмеления - осушение болота Берказан, которое образует с Аслыкулем единую экосистему и когда-то было самым большим болотом российской лесостепи. Его восстановление началось в 2017 году и идет до сих пор.

Проблема емкости 

Основное средство, позволяющее поддерживать уровни рек в периоды маловодья  – создание водохранилищ. Они позволяют накапливать большие запасы в период паводка, а затем расходовать их в течение года, регулируя стоки рек. В аномально засушливом 2010 году тогдашний замминистра природных ресурсов РФ Семен Леви облетел на вертолете верховья среднего течения Белой и отметил, что без недавно построенного Юмагузинского водохранилища Мелеуз, Ишимбай, Салават и Стерлитамак столкнулись бы с катастрофой в плане питьевого водоснабжения и обеспечения работы промышленности. 
Тем не менее, по данным гидрологов, система водохранилищ Башкортостана по своим возможностям существенно уступает соседним регионам. К примеру, Нижнекамское водохранилище в Татарстане имеет объем 2,9 кубических километра, Ириклинское в Оренбургской области – 3,2 куб. км, Вот-кинское в Пермском крае – 9,4, а Камское – 12,2 куб. км. Что в 2-8 раз больше емкости крупнейшего в Башкортостане Павловского гидроузла. 
В результате большая часть весенних паводковых вод уходит вниз по течению или впитывается в землю, а засушливое лето ведет к обмелению рек. 
- Объем Павловского водохранилища составляет 1,4 кубокилометра, в период паводка через него проходит в среднем 5-6 кубокилометров талой воды, а в отдельные, особенно сложные годы, показатель возрастает до 10-12 куб. км, – пояснили в эксплуатирующей Павловскую плотину и ГЭС Башкирской генерирующей компании.  
Для решения проблемы в регионе планировалось построить каскад из 10 плотин, но этим планам так и не суждено было сбыться. Еще раз к вопросу вернулись несколько лет назад. В октябре 2010 года между Башкортостаном и компанией «РусГидро» было подписано рамочное соглашение о создании в верхнем течении реки Уфы новой Нижне-Суянской ГЭС на границе Караидельского и Аскинского районов. Полная емкость водохранилища, в зависимости от выбранной высоты плотины, задавалась в пределах 2,2-4,1 кубокилометра, полезная - 1,1-2,05 куб. км, что позволило бы существенно влиять на уровень рек и облегчать условия прохода по ним грузовых судов. Стоимость проекта в варианте с нормальным подпорным уровнем 185 метров определялась в 21,8 миллиарда рублей. Однако его реализация пока так и не началась. 
Более реальным способом улучшения ситуации с накоплением запасов влаги мог бы стать проект поднятия уровня Нижнекамского водохранилища, куда впадает Белая, на 60 сантиметров. Если по данному проекту будет принято положительное решение, ситуация с регулированием стока главной реки республики должна заметно улучшиться.  

Работы на минималках 

Речная вода активно используется в промышленности и в быту, поэтому вопрос бесперебойного водоснабжения критически важен. Столкнувшись с аномальным маловодьем в 2010-2012 годах, главные предприятия промышленности, энергетики и коммунального хозяйства модернизировали свои водозаборы для работы в условиях низких уровней рек.  
Как пояснил начальник отдела водных ресурсов по РБ Камского БВУ Виталий Тюр, в июле было проведено совещание с участием крупных водопользователей республики, которые заверили, что благодаря модернизации системы  водозаборов проблем, даже в условиях аномально низких уровней рек, возникнуть не должно.   
В качестве примера адаптации к работе в новых условиях можно привести крупнейшую в Уфе ТЭЦ-2, принадлежащую Башкирской генерирующей компании. Для охлаждения работающих агрегатов теплоэлектростанции нужны тысячи кубометров воды. Четыре уфимские ТЭЦ используют замкнутую систему охлаждения, где вода ходит по кругу, остывая в огромных конусообразных радиаторах-градирнях. На ТЭЦ-2 была применена более простая и потому дешевая прямоточная схема охлаждения, в которой холодная вода поступает из протекающей рядом реки Уфы, а затем через канал у озера Теплое сбрасывается обратно. 
Такая схема без проблем работала несколько десятилетий, но летом 2009 года из-за сильного падения уровня реки береговые насосы уже не могли закачивать воду для охлаждения, что грозило остановкой крупнейшей теплоэлектростанции и энергетическим коллапсом миллионного города. Решением стала специальная баржа с насосами, способная подавать воду даже с середины реки. Плавучая насосная станция была приобретена еще в 2002 году, и благодаря дальновидности энергетиков обеспечила нормальную работу ТЭЦ даже в сильнейшее маловодье.

Речной маршрут 

Наиболее пострадавшей от маловодья отраслью экономики ожидаемо стал речной флот.  Судоходные реки долгое время являлись одной из главных транспортных артерий нашего региона. На баржах и сухогрузах возили лес, товары народного потребления, тяжелые и крупногабаритные грузы, а начиная с августа значительная часть помидоров, арбузов и дынь прибывала в Уфу по воде на специальных судах-овощевозах. Но наибольший объем грузовых перевозок составляли нефть, нефтепродукты и нерудные стройматериалы (щебень, песок). Многие уфимцы помнят, как еще в начале 1990-х годов танкеры и грузовые суда по Белой нередко ходили с интервалом в несколько десятков минут, а в речном порту шли постоянные погрузочно-разгрузочные работы. Сейчас фарватеры практически опустели. По сравнению с советским периодом объемы грузоперевозок по воде в республике сократились в десятки раз. Если в 1970-80-х по рекам ежегодно перевозилось в среднем более чем 30 миллионов тонн различных грузов, то в последние годы данный показатель не превышал и миллиона тонн.   
Причина связана не только с обмелением фарватеров, но и конкуренцией со стороны железнодорожного и особенно автотранспорта, использование которых в современных условиях часто более эффективно.   
То же самое можно сказать и о пассажирских речных перевозах. В условиях характерного для тех лет дефицита автомобилей и неразвитости дорожной сети суда на подводных крыльях, развивавшие среднюю скорость до 60 километров в час и бравшие на борт до 100 пассажиров, были востребованны и выполняли регулярные рейсы из Уфы в разные города и районы республики. Однако уже в 90-е годы они стали быстро исчезать. На что во многом повлияла «прожорливость» стоявших на скоростных судах высокооборотных дизелей, делавшая перевозки убыточными.
Кроме маршрутных рейсов, очень популярными  были многодневные речные круизы на комфортабельных теплоходах. В Башкортостане работали теплоходы проекта 305 (типа «Дунай»), способные брать на борт около 300 человек. Они имели каюты вместимостью от одного до восьми человек, в том числе оборудованные умывальниками, а также ресторан и салон. Серьезный удар по индустрии речных круизов нанесло не только обмеление рек, но и открытие границ, сделавшее доступным отдых за рубежом. Многие уфимцы предпочли круизам бюджетный отдых в Турции и Египте.
Оценивая перспективы, можно сказать, что регулярные пассажирские рейсы по региональным речным маршрутам стали достоянием истории. Обычные корабли для этого слишком медлительны, а скоростные суда на подводных крыльях неэкономичны, требуют глубоких и чистых фарватеров, к тому же поднимаемая ими волна размывает берега и выбрасывает из воды мальков рыб. 
На дальние речные путешествия определенный спрос есть, но для них нужны новые или, по крайней мере, модернизированные комфортабельные теплоходы. Сейчас такие услуги уфимцам предлагают компании из других регионов, не исключено и создание местного коммерческого оператора, который, скорее всего, будет работать на арендованных судах.

Алексей ФАТЫХОВ








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости