ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Народная программа
Съезд партии «Единая Россия» утвердил народную программу, составленную по анк...

Опыт Нижнего
Радий Хабиров принял участие в праздновании 800-летия Нижнего Новгорода.
-М...

Силиконовой долине быть!
Уфа стала одним из 8 городов страны, где будет построен научно-образовательный ...

Наследие Аксакова
В сентябре в 29-й раз состоится торжественное вручение Аксаковской премии, учре...

«Именлек» - значит «благополучный»
Отделение дневного пребывания пожилых людей и инвалидов открылось при геронто...

2 Гран-при – за самобытность



     №9 (238)
     Сентябрь 2021 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело



Выборы 2021





РУБРИКА "ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ"

«Теплый ветер» с берегов Белой


В санкт-петербургском музее современного искусства «Эрарта» проходит персональная выставка заслуженного художника РБ Расиха Ахметвалиева «Теплый ветер». На открытие пришел его однокурсник, известный рок-музыкант Юрий Шевчук, который признался в любви к его творчеству: «Расих всегда отличался благородством души и добротой. Тонким мироощущением, выходящим за рамки бытия, фантазией, связанной с реальностью, и реальностью, тонущей в фантазии». Только творческий человек столь точно мог подметить черты личности и стиля живописца, которого знают не только в России, но и Европе и Америке.
После возвращения домой он ответил на наши вопросы.


- Расих, на открытии было немало ваших земляков, которые уже давно живут в Питере и считают его своим. Сегодня много уфимцев учатся и работают в городе на Неве. А много лет назад вы 15-летним парнишкой приехали из деревни Бикеево осваивать уфимские миры. 
- Моя деревня находится всего в 50 километрах от столицы, поэтому в какой-то мере считаю себя коренным уфимцем. Здесь мои истоки, начало пути, сюда я возвращался, пожив несколько лет во Франции и Америке. 

- Вы помните Уфу вашей юности?
- Конечно, особенно центр, где учился - сначала в музпедучилище №2 на художественно-графическом отделении, а затем на худграфе в пединституте. Зелени в то время было больше, помню кусты сирени возле кинотеатра «Родина». Пешеходные зоны были широкими, это сейчас расширили проезжую часть. Можно было этой глупости не делать, но, наверное, для кого-то это была не глупость. Теперь наконец поняли, что в старой части тротуары должны быть свободными. Говорят, людям автомобили оставлять негде. Но, извините, здесь в первую очередь надо думать не про машины. Приедут, найдут место. Вот на Карла Маркса: с одной стороны вообще тротуаров нет, с другой - их сузили. Зимой бросают снег и от Пушкина до Коммунистической просто не добраться. 
Но вернемся в мою молодость. В студенчестве любили ходить в парк Матросова, хотя вечерами там было небезопасно: могли городские пацаны подойти и попросить «закурить». Сегодня, мне кажется, молодежь не такая, более культурная и спортивная, а тогда заняться особо было нечем. 
Вообще Уфа напоминает мне Манхэттен - также с двух сторон реки. Там есть центральный парк - огромная зеленая зона посреди небоскребов, где можно почувствовать свое единение с природой. А у нас в парках - кафе, развлекательная индустрия. Это, конечно, неплохо, создает определенную атмосферу. А с другой стороны, парки и скверы теряют свою первородность. Деньги побеждают. 

- Согласитесь, что с каждым годом Уфа становится лучше, благороднее, что ли. Но некоторые свысока называют ее провинциальной.
- Провинциальный - неплохое слово. Но Уфа - столичный город, имеющий собственную историю. Мои предки отсюда: дед торговал зерном, его брат тоже здесь жил - до революции. Они не последние люди были. Поэтому я связан с Уфой историей и не могу относиться к ней легковесно. У нас очень много хороших людей - вот что важно. Уфа как многонациональная семья. Когда я приехал из своей татарской деревни, то стал внедряться в городскую культуру. Понял, что Уфа толерантна, интернациональна. Разные культуры, менталитеты, но Пасху и Курбан-байрам отмечаем вместе. В войну сюда эвакуировали большое количество народа из разных городов и даже стран. 
Вот, например, история. В 90-е у нас была выставка в Арт-манеже в Москве. Стоим группой, беседуем на своем языке, а мимо проходит испанская делегация. И вдруг один мужчина подбегает к нам, начинает притопывать и петь частушки на татарском. Мы не поймем ничего. Испанец оказался ребенком коминтерневцев, которые эвакуировали в Великую Отечественную в Кушнаренковский район. Детские впечатления, знаете ли, сильны, стал рассказывать, как они там жили. Или другой случай. Повез другу в Питер подарок - наше фирменное блюдо: вяленого гуся. Он его съел, а шкурку не стал - холестерина испугался. И вынес в подъезд - кошкам. Через некоторое время слышит шум за дверью. Открывает: соседка пожилая. Ее ребенком из блокадного Ленинграда эвакуировали в Башкирию, они этими шкурками от смерти спасались. Забрала, что кошкам предназначалось, а друга отчитала. Приезжие обогатили нашу культуру, все это вливалось, и получился такой многонациональный уфимский котел.

- Вы не раз выставлялись в Петербурге, но персонально - впервые. Что значит для вас Северная столица? 
- Здесь в свое время оказалось много наших друзей. Юра Шевчук уехал в 80-е в столицу рока, художники Ян Крыжевский, Володя Жигулин, мой брат Ильдар учился в Академии художеств имени Репина. Жил там, работал на Балтийском заводе, прежде чем поступил. Я туда по пять-шесть раз в год ездил, для творческого человека Питер, конечно, рай. И остановиться всегда где было - у братьев-художников. Интересно, что первую выставку группы «Чингисхан» мы в Питере сделали. Загрузили в транспортный самолет на Максимовском аэродроме около ста картин и полетели. Пять часов, можно сказать, провели в непростых условиях. Помог Ян Крыжевский, у Ильдара на улице Савушкина мастерская была - там картины и оставили… И стали искать, где выставляться.

- То есть вы полетели на свой страх и риск?
- Да, там нас никто не ждал, кроме родных и друзей. Но все состоялось. Нас заметили и уже на следующий год пригласили выставиться в Этнографическом музее. Виль Ягудин (он с КамАЗом был связан) выступил спонсором. Под «Татар-артом» объединились и башкиры, и русские, и евреи. Все наши друзья. Было смешно. Потом в Казани показались, а когда вернулись в Уфу - нас уже все знали. 

- Кто занимался организацией нынешней выставки? 
- В 2017-м у меня была экспозиция в Музее Востока в Москве. Куратор выставки Мария Филатова спросила: может ли она предложить мое досье комиссии, которая принимает решение. Издали мой каталог, его и представили в «Эрарте». Это очень престижный музей - пятое по посещаемости место в Петербурге. И башкирских художников здесь знают. В 2013 году в «Эрарте» целый месяц проходила выставка «УФАлогия». В числе тех, кто тогда выставлялся, были такие мэтры, как признанный классик гиперреализма Сергей Краснов, который ушел от нас больше года назад.
Музей - пятиэтажное здание. В левой его части - постоянная экспозиция, а в правой - сменяемые выставки. Сейчас там представлены американский, японский художники, известные российские, в том числе и я. Особо не заморачивался - отправил только папку с файлами картин, и эксперты дали разрешение. Мне осталось только в срок отправить оригиналы и приехать на открытие. Экспозицию они сделали сами. 

- Ваши картины хорошо продаются. Вы легко расстаётесь со своими творениями?
- Много моих друзей ушло из жизни, и я видел, что происходит с их картинами после смерти. Если кто-нибудь не занимается их судьбой, то последствия весьма плачевны. Мне важно, чтобы картины оказались у тех, кто их любит. Надеяться, что после твоей смерти кто-то будет за ними охотиться - мало. Свои произведения надо пристраивать при жизни. Я придерживаюсь этой точки зрения. Сегодня практически невозможно найти картины Александра Бурзянцева, например. В свое время все скупили москвичи и питерцы. 

- Современное искусство… что вы вкладываете в это понятие? 
- Думаю, написанное в определённое время и вносящее свою лепту, свою изюминку. Современное, когда говоришь сегодняшним языком, когда отражаешь флюиды, энергетику мгновения. Подражать старым мастерам все равно что писать под Достоевского или под Гоголя - не получится. Картина - это кристаллизованные мысли, чувства, что сегодня происходит, а если выражено неординарно, то имеет право называться современным искусством. 

- Вы как-то сказали: что можно выразить словами, уже писать не будете. 
- Конечно, для этого есть другие средства. Например, язык плаката или анекдота. Рассказал в первый раз - все смеются. Во второй - уже не так весело. Картина несет внутреннее содержание - в ней много-много слоев, которые с первого раза можно не заметить, надо смотреть под другим углом. И это привлекает.
 Если человек не понимает, в этом нет ничего страшного. Просто смотри, отключи оценки. 

- А какой самый неожиданный комплимент вам сделали?
- «Мой ребенок так же нарисует». Я не обиделся. У детей нет многих глупостей, которые присущи взрослым. Они непосредственны и свободны.

- В чем вы черпаете вдохновение?
- Ты постоянно вдохновленным не ходишь. Я работаю каждый день, и в какой-то момент оно может меня посетить. Но если не в мастерской и часто занят другими делами, оно придет, а ты не сможешь воспользоваться моментом, и на этом все и закончится. Но праздное общение тоже необходимо, чтобы мозг освободить, словом, внутренняя работа идет постоянно. 
Чаще всего вдохновляет творчество коллег, интересные встречи, музыка, весна, лето. Есть большое вдохновение - которое может служить тебе годами, а есть короткое - мгновение, увидел - и удивился. 

- Вам, как художнику наверняка виднее: мир изменился после пандемии?
- Он меняется каждую минуту. В священных книгах сказано: мир созидается в каждое мгновение. И сейчас, и в следующую секунду. Надо смотреть широко. Меняются экономические и идеологические формации… Просто мы этого не ощущаем, не делаем выводы, не извлекаем уроки. Человек - существо биологическое. Чтобы организм работал, каждый орган должен выполнять свою функцию. Если мозг ставит себя выше других, то это приводит к разрушению. Если говорить образно, мне кажется, что мы не здоровы - я говорю про общество в целом. Сейчас время такое. Богатство ведь определяется не количеством денег, а богатством чувств, мыслей, доброжелательностью к окружающим. 

Светлана ЯНОВА








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал Ufaved.info

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости