ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Народная программа
Съезд партии «Единая Россия» утвердил народную программу, составленную по анк...

Опыт Нижнего
Радий Хабиров принял участие в праздновании 800-летия Нижнего Новгорода.
-М...

Силиконовой долине быть!
Уфа стала одним из 8 городов страны, где будет построен научно-образовательный ...

Наследие Аксакова
В сентябре в 29-й раз состоится торжественное вручение Аксаковской премии, учре...

«Именлек» - значит «благополучный»
Отделение дневного пребывания пожилых людей и инвалидов открылось при геронто...

2 Гран-при – за самобытность



     №9 (238)
     Сентябрь 2021 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР"

Шаг к электросамолету


Студент, а ныне аспирант Авиационного технического университета Руслан Уразбахтин - участник заключительного этапа Всероссийского студенческого выпускного-2021, прошедшего под лозунгом «С наукой в сердце»: он стал лучшим выпускником вуза Приволжского федерального округа.

-Я увлечен своим делом. Мне комфортно трудиться в своем городе, где рядом родители, друзья. Хочу пожелать всем выпускникам, посвятившим себя науке и производству, чтобы ваши идеи и разработки применялись и приносили пользу стране! - сказал он на праздничном концерте в прямом эфире Первого канала. Действительно, о чем еще может мечтать ученый, изобретатель? А инновация, над которой сейчас работает сам Руслан, наверняка не останется невоплощенной. Почему? Сейчас узнаем.
«Чтобы увеличить силу тяги авиадвигателя на 100 км/ч, должна произойти революция в материалах и технологиях». Эту фразу я услышала несколько лет назад. И вот  революция происходит - прямо сегодня, на наших глазах. Руслан Уразбахтин и его коллеги из УГАТУ принимают в ней самое активное участие, что недавно они доказали на авиасалоне «МАКС», представив серию значимых новаций для разных типов самолетов и двигателей.
Как это делается? И как стать лучшим студентом целого федерального округа, где немало сильных вузов? Об этом - наша беседа с Русланом.
Уже за время учебы (а в УГАТУ, как известно, учиться непросто) он получил семь патентов на полезные модели, два свидетельства на регистрацию программ для ЭВМ, стал победителем грантового конкурса «УМНИК». Все - в области электромеханики. Откуда такой интерес к этой теме?
-  Он возник в старших классах школы: мне всегда были интересны предметы, где есть не только теория, но и практические вещи: сделать, испытать, проверить, как это работает, - рассказывает наш собеседник. - Такой сферой для меня стала электромеханика: все, что связано с созданием электрических двигателей, генераторов, которые применяются в самых разных отраслях: начиная от бытовых приборов и заканчивая перспективными летательными аппаратами, разработками в аэрокосмической отрасли. 
И еще мне всегда хотелось, чтобы моя работа не была связана с выполнением однотипных задач, чтобы была возможность творческого подхода. Еще в старших классах школы я понял, что заниматься наукой вполне реально. Причем все это может быть в родном городе. Поступление на кафедру электромеханики УГАТУ позволило реализовать свою мечту. К тому же в этом вузе у меня учились прабабушка, бабушка и дедушка, родители. Так что поступать в авиационный - наша семейная традиция.
С первого курса я оказался в коллективе, который занимается не только теоретическими, но и прикладными исследованиями. Мы начинаем от расчетов на бумаге и заканчиваем реально действующим образцом. Всегда интересно создавать что-то новое, работающее и полезное. А проектирование специальных электромеханических систем - комплексная задача на стыке самых передовых технологий. 
- Расскажите, на что вы получили патенты.
- Одной из разработок был беспилотник на солнечных батареях. Такие БПЛА уже существуют и используются для длительного пребывания в воздухе  (например, английский БПЛА такого типа Zephyr продержался без посадки ровно неделю). Как ясно из названия, днем они летают на солнечной энергии, ночью и в пасмурную погоду - на той, что накопилась в аккумуляторах. Используются для задач мониторинга различных объектов, в том числе и экологических. Также в полете на достаточно больших высотах могут быть ретрансляторами радиосигналов. Их использование не предусматривает частых взлетов и посадок - либо придется усложнять конструкцию. Поэтому нами был предложен надежный и легкий вариант шасси, а также разработана катапульта для его запуска. После мягкой посадки устройство можно будет использовать еще раз, возможно, много раз, а вот при жестком приземлении «на брюхо» - нет.
- «УМНИК» - программа поддержки талантов, подразумевающая бизнес-план и перспективы коммерциализации. Какую идею вы выдвинули на конкурс?
- Это был мехатронный протез сустава со сферическим электродвигателем. Суть работы - создание мультикоординатного привода, т.е.  при помощи одного электрического привода мы обеспечиваем перемещение сразу по нескольким степеням свободы. Например, у нас на руке есть большой палец. Он двигается в трех направлениях. Сейчас, чтобы заставить его так же двигаться с помощью электромеханических приводов, нам понадобятся три двигателя. А мы создаем такое устройство, которое позволит решить эту задачу с помощью одного. 
Мультикоординатный привод можно будет использовать и в протезировании, и для различных манипуляторов, и даже в космической отрасли - для стыковок космических аппаратов, что прорабатывается совместно со специалистами из Центра подготовки космонавтов. 
- И сегодня вы участвуете в решении другой очень важной задачи для будущего авиации.
- Да. Еще один проект нашего НИИ Электротехнических комплексов и систем при УГАТУ, в котором я принимаю участие, – совершенствование авиационного двигателя путем интеграции в него стартер-генератора. 
- Поясните, какие функции он выполняет?
- Газотурбинный авиационный двигатель не запускается сам. Для этого используется специальный стартер, раскручивающий его турбину. Он может быть электрическим, воздушным, «одноразовым» пиротехническим (у ракет), но нас интересует только первый тип. А для обеспечения энергией электрических систем летательных аппаратов используется электрогенератор. На некоторых воздушных судах стартер и генератор применяются отдельно. При совмещении этих двух функций в одном устройстве уже достигается экономия пространства и уменьшение массы агрегата. А мы хотим сэкономить еще больше.
Стартер-генератор запускает двигатель, а когда он запустился и может сам поддерживать свое вращение, устройство переключается в генераторный режим и вырабатывает электроэнергию для бортовой сети. Она нужна для работы радиосвязи, вычислительных и пилотажно-навигационных систем (сегодня весь комплекс электронного оборудования на борту самолета называют авионикой), освещения, обогрева и т.д. 
- Как продвигается работа?
- Сейчас мы изучаем все факторы, которые следует учесть, выбирая конструкцию и способ крепления стартер-генератора внутри авиационного двигателя. Когда все это будет учтено, проведем аналитические расчеты и компьютерное моделирование электромагнитных, тепловых и механических процессов. Сложность здесь заключается в том, что для получения правильных результатов моделирования необходимо рассматривать стартер-генератор и авиационный двигатель совместно, а это сложная задача на стыке нескольких наук. Также планируется создание экспериментального образца. Все исследования проводятся на базе НИИ: наши производственные и инженерные базы это позволяют.
- На каких самолетах можно будет применить эту новацию?
- Как в гражданской, так и в военной авиации. Это будет зависеть от конфигурации двигателя. Или, возможно, при проектировании двигателя в нем сразу будет рассчитываться место для стартер-генератора. 
- Скажите, что вы делаете, когда верное решение не приходит?
- Иногда стоит отвлечься на решение других задач, а потом вернуться к проблеме со свежей головой. Часто правильные решения находятся во время общения с другими людьми, у которых больше опыта. Я считаю, что никогда не нужно стесняться советоваться со своими коллегами и наставниками.
- Почему к теме обратились именно сейчас? Это мировой тренд?
- Можно сказать, что с самолетами будет происходить то же, что и с автомобилями: сейчас актуальна концепция более электрического и полностью электрифицированного самолета. Традиционные системы - например, гидравлические привода - заменяются на электрические, воздушный стартер - на электрический стартер-генератор. Что дает нам повышение экологичности летательного аппарата и его эффективности, а значит, уменьшение эксплуатационных расходов для компании и в перспективе - снижение стоимости авиабилетов. 
Важная составляющая эффективности - уменьшение массы и габаритов. Мы работаем как раз в этом направлении. Подобными исследованиями занимаются крупнейшие мировые производители авиационного оборудования, например, Rolls-Royce Group. Но, чтобы довести дело до конца, предстоит разрешить еще немало сложных вопросов.
Чтобы разработка была востребованной, она должна быть на уровне или лучше мировых аналогов. Один из главных параметров - высокая удельная мощность агрегата: выше 5 кВт на кг. К 2030-2035 гг. для электрических машин в авиации планируется увеличить эту мощность в три раза.
- Считаете ли вы, что отечественные гражданские самолеты могут заменить «Боинги»?
- Думаю, что это вопрос времени. Сегодня многие отечественные разработки по своим характеристикам не уступают импортным аналогам. Можно взять в пример современный МС-21. Идет активное развитие отечественных материалов, инженерной базы. Более того, у нас отличная школа подготовки научных кадров. Поэтому, безусловно, вскоре мы увидим высококлассные отечественные самолеты не только традиционных схем, но и новые, электрические. 
- Вы за электромобили или нет? А если их станет много, где брать электроэнергию?
- Безусловно, я за них. Они экологичны, обладают высокими характеристиками, не создают шумов. С развитием технологий и материалов растет запас их хода. Считаю, что за ними будущее. Сегодня электроэнергия для них не всегда вырабатывается экологичными методами, но с внедрением альтернативной, атомной энергетики ситуация изменится. Тогда воздух в городах и вокруг автотрасс станет намного чище.
- Топливный бак электромобиля - это аккумулятор. Чтобы человечество пересело на более экологичные машины, над ними тоже нужно поработать. 
- Сегодня нередко именно они ограничивают применение электродвигателей на самолетах и в автомобилях: аккумуляторы, способные обеспечить большой запас хода, имеют соответственно большой вес. Но ученые работают над этим. Улучшить их свойства можно путем применения новых материалов. Как я уже говорил, сегодня это вопрос времени. И, судя по всему, долго ждать нам не придется.
- Электромеханические устройства делают за нас множество вещей. Стирают белье, поднимают до нужного этажа… Однако для того, чтобы прибраться во дворе, по-прежнему нужен дворник. Считаете ли вы, что когда-нибудь всю тяжелую физическую работу будут выполнять роботы?
- Гораздо быстрее, чем в быту, автоматизация идет на производстве. Существуют даже системы, позволяющие контролировать процессы в автоматическом режиме. И роль человека на некоторых современных предприятиях постепенно сводится к роли оператора, который следит за тем, чтобы все роботы работали. Но весь физический труд роботы заменить не смогут. Это не подходит, когда что-то делается впервые или в небольшом количестве для конкретной узкой цели. Во-вторых, существует ряд операций, которые может выполнить только человек с огромным опытом работы - например, когда качество обработки поверхности или состав массы проверяются на ощупь. В-третьих, чтобы контролировать многие процессы, нужно самому в них очень хорошо разбираться. А этого можно достичь только тогда, когда сам научишься это делать. Поэтому, может быть, тяжелого физического труда будет гораздо меньше, но он будет всегда. 
- Надеетесь ли вы на какое-то большое открытие? Есть ли чувство, что перед вами необъятное поле для исследований и изобретений?
- В нашей области очень много задач, и мы над ними работаем. А придумать что-то по-настоящему новое, что принципиально изменит дальнейший ход развития технологий - мечта каждого ученого. 
Кстати,  я считаю очень важной и популяризацию науки. Среди студентов много талантливых ребят, которые даже не догадываются о том, что они могут реализовать себя в науке, не знают о существующих возможностях. Более того, некоторым словосочетание «заниматься наукой» кажется чем-то страшным, недосягаемым, а ведь они даже не знают, что это значит. 
- Есть сведения, что Ньютон практически никогда не отдыхал, посвящая науке все свое время. Однако другим ученым отдых необходим. Что вы делаете в свободное время? 
- Люблю путешествовать. Этим летом ездил на озеро Банное - самое глубокое в республике. Его называют башкирским морем, а берега поражают красотой.  
В «доковидные» времена бывал и за границей. Всегда интересно посмотреть, как живут люди в другой стране, сменить обстановку… чтобы понять, что дома все равно лучше.  
- А в Уфе есть любимые места?
- Да. Мне нравится набережная. Особенно приятно гулять по ней вечерами в прохладные осенние дни. Также люблю пройтись по центру города. Прогулки всегда помогают отвлечься или, наоборот, сосредоточиться на чем-то.

Екатерина КЛИМОВИЧ








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости