ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Новые точки роста
Глава Башкортостана Радий Хабиров принял участие в окружном совещании по соци...

За зеленый город!
3 800 деревьев планируют посадить в Уфе в рамках республиканской акции «Зеленая ...

Слово Земли и Венецианский карнавал
Культурные инициативы из Башкирии выиграли президентские гранты.
Фонд ку...

Состязаются лучшие
Биолог из Центра образования №95 Федан Гафаров поборется за звание «Учитель го...

Сад «Венского леса»
В жилом комплексе «Венский лес» откроется детский сад.



     №10 (239)
     Октябрь 2021 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ"

Коды истории, гении места


Возвращаясь в иной уголок города, мы порой не узнаем его: на месте двухэтажек выросли высотки, появились детские площадки, а пустырь расцвел зеленым сквером. Кто и как управляет преображением мегаполиса? Один из дирижеров партитуры «градостроительства» - советник главы РБ по вопросам развития общественного пространства и городской среды, заместитель начальника Управления архитектуры и градостроительства администрации Уфы Ольга Сарапулова рассказала о предстоящих изменениях в облике столицы. 

- Вы называете себя планировщиком, хотя по образованию архитектор. В чем отличие этих двух компетенций?
- Между ними очень большая разница. Я действительно окончила УГНТУ по специальности «Архитектура». В начале 2000-х обучение было очень консервативное, альтернатива практически отсутствовала.  Чувствуя недостаток кругозора, я каждое лето проводила в Московском архитектурном институте - там проходила летняя школа. Ездила также и в Петербургскую летнюю школу. Мне всегда не хватало большего контекста. 
Уже со второго курса работала в мастерских, в процессе общения с застройщиками, заказчиками стала понимать, как формируется рынок. После вуза довелось в бюро «Раумарч» заниматься с коллегами развитием Южного склона, проектированием Конгресс-холла, первого знакового социального объекта. Тогда же в 2006 году я попала в ежегодную программу Open days, где в течение недели в Лондоне проходит день открытых дверей во всех архитектурных мастерских. Мне посчастливилось познакомиться с кумирами, работы которых мы изучали в институте: Норман Фостер, Заха Хадита, Ричард Роджерс. А самое незабываемое впечатление оставила ночь интервью-24. Марафон проходил в галерее «Серпантайн», где тогда недосягаемая звезда Рэм Колхас, который впоследствии станет моим преподавателем в КБ «Стрелка» (ведущая российская компания, предоставляющая услуги по стратегическому консалтингу в области городского развития), брал интервью у известных архитекторов со всего мира. 

- Можно представить, какое впечатление на вас произвело общение с кумирами… Тогда и произошло переосмысление роли архитектора?
- Я увидела совершенно другой масштаб, другой взгляд на профессию, поняла, насколько важно быть встроенным в формирование философии, общественного уклада и как эти процессы взаимосвязаны. Вернувшись в Россию, увидела, что пока запроса на такой уровень мышления, на такой подход у нас нет. Осознанно приняла решение уйти из архитектуры, потому что понимала, что происходит какой-то постоянный сговор с совестью, когда ты выполняешь только пожелание заказчика - строить как можно больше и как можно дешевле.
Но в 2010 году появилась «Стрелка», в 2011-м - Высшая школа урбанистики, что стало серьезной возможностью вернуться в профессию, но уже в новом качестве. Сначала я поступила в «Стрелку», где удалось посотрудничать с Рэмом Колхасом. Я разработала проект «Доктор Кризис», который касался массовой жилищной политики и микрорайонов массовой жилой застройки. Мы его презентовали международному широкому жюри, получили хорошие отзывы. И уже тогда отметила примерный вектор, по которому мне хотелось бы профессионально развиваться. 
После этого я пошла работать в Главархитектуру. С уровня специалиста, чтобы шаг за шагом изучить всю работу, понять, как принимаются решения по развитию города, обсуждаются те или иные проекты, как действует генеральный план, как он разрабатывается, развивается с нуля. Параллельно оканчивала курсы Высшей школы урбанистики, позже выиграла грант и уехала в Германию в Институт региональной географии, где начала писать докторскую диссертацию по жилищной политике, и с тех пор уверенно считаю себя городским планировщиком. Но при этом у меня есть мечты в отдаленном будущем реализовать какой-нибудь архитектурный проект, в котором буду являться не только планировщиком, но и архитектором, когда можно продумать пространства, материалы, влияющие на человека, задающие планку социального поведения. Эти темы меня глубоко интересуют, и, когда у меня есть свободное время, я стараюсь учиться. Например, Токийский университет - еще один институт, где есть шикарные курсы архитектуры (the art of contemporary japanese architecture). 

- Так в чем же разница в российском контексте?
- За рубежом, в развитых странах,  городским планированием занимаются одни специалисты, а дизайном - совершенно другие. У нас в России, где компетенции еще недостаточно развиты, эти разграничения произошли недавно, поэтому идет некая подмена понятий. И главное различие между архитектором и городским планировщиком: сама профессия  появилась пару лет назад, как имеющееся зарегистрированное наименование. Принципиальная разница в том, что архитектор отвечает за то, как распланированы пространства, насколько эффективны технологии для электросбережения и функционирования здания, достаточно ли помещений, какие отделочные материалы используются для поглощения звука и сотни других деталей.
А городской планировщик смотрит на внешний контекст: понимает ситуацию с демографией, какие люди живут в том или ином районе, ему важен социальный план. Он учитывает транспортные, пешеходные связи,  факторы мобильности и так далее. 

- Одной из важных концепций преображения Уфы стала программа перезагрузки города к 450-летию. Изменилась ли она с течением времени?
- Перезагрузка нужна и даже очень. Я сейчас езжу по городам-миллионникам и вижу, насколько Уфа провинциальна и как со временем мы можем сильно уступать другим мегаполисам, в том числе по человеческим ресурсам. И если сегодня основной поток миграции в тот же Екатеринбург, Казань, Нижний Новгород направлен из других регионов, то в Уфе пока основной поток прибывающих -  сельские жители. Для того чтобы изменить эту ситуацию, нужно создавать топовые объекты притяжения с топовым качеством городской среды и культуры, которые бы стали интересны людям из крупных мегаполисов. 
Поэтому проект перезагрузки города прежде всего касается исторического центра, отдельный блок вопросов в программе 450-летия посвящен именно его реконструкции. И в этом плане мы, команда, готовящая эту программу, большое значение уделяем насыщению знаковыми социальными объектами. Здесь мы говорим и про межвузовский кампус, и Музей современного искусства, также сейчас прорабатывается вопрос строительства современной восточной библиотеки. Также актуальна реконструкция улицы Октябрьской Революции и превращение ее в туристически привлекательное место. Большое внимание уделено созданию нового второго подцентра в районе микрорайона Глумилино и горсовета, что очень важно для Уфы, так как город очень вытянут. Здесь строится Центр борьбы, проектируется новая «умная школа» для жителей Глумилино, пройдет долгожданная реконструкция Госцирка, а также Русского драматического театра. Мы продолжаем развитие стратегии «Уфа - город уникальных районов» и для удаленных зон предлагаем проекты, которые сейчас в активной стадии разработки: благоустройство территории, прилегающей к озеру Теплому и бульвару Баландина в Инорсе, парк Нефтехимиков в Черниковке, парк «Центральный» в Деме, уже заканчивается реконструкция парка «Волна» в Затоне, «Кашкадана» в Сипайлово. 

- Один из самых больших вызовов – реконструкция улицы Октябрьской Революции. Как она реализуется, успеем ли мы ее преобразовать?
- Действительно, очень масштабный и сложный проект, потому что в него вовлечено много агентов. Во-первых, здесь уже находятся собственники существующих объектов культурного наследия, как и госструктуры, например, БГПУ и частные магазины, офисные здания. Также часть расселенного жилого фонда будет предоставляться инвесторам по муниципальной программе. Соответственно, мэрии нужно будет проделать большую работу в части реконструкции улицы и благоустройства прилегающей территории. 
Конечно, до юбилея полностью в завершенном виде реализовать преображение улицы цель не ставится. Скорее важно запустить механизмы по долгосрочному развитию территории. Именно с этой целью в городе создается АНО, которая будет называться «Старая Уфа». Важно отметить, что поменяется транспортная схема: будут расширены тротуары, сужена проезжая часть. Этот этап прошел моделирование, все расчеты проведены и получены. Соответственно, сейчас после завершения реконструкции развязки на Заки Валиди большая часть трафика вернется в прежнее русло, и тогда уже можно будет приступать к реорганизации транспортного движения и по Октябрьской Революции. 

- По мнению архзащитников, в срочной реставрации нуждаются дом Видинеева на Карла Маркса и усадьба Кузякиных на Цюрупы, 50, 52. Когда она начнется?
- Данный объект находится в квартале, ограниченном улицами Пушкина, К. Маркса, Гоголя, Свердлова, который сформирован как договор развития территорий, предусмотренный Градостроительным кодексом. В 2015 году был продан с торгов, потом прошла переуступка права, то есть шли достаточно сложные для обывателя инструменты развития городских территорий. По договору предусмотрено обязать владельца восстановить ОКН (объекты культурного наследия). Не раз на этот квартал подавались проекты, которые не прошли согласования ни в каких инстанциях, поскольку у ОКН есть определенные ограничения в виде охранных зон, конструктивных особенностей зданий с обеспечением социальной инфраструктуры прилегающих территорий. С владельцем мы вступили в переговоры, и в течение сентября он обещал предоставить нам новую концепцию. Ее рассмотрят на Градсовете и вынесут на публичное поле. Это как раз пример, когда есть работающие механизмы: аренда за рубль либо продажа ОКН с обязательством его восстановления. 

- Много критики по поводу набережной. Некоторое время назад ее отдали на откуп бизнесменам.  Мы увидим преображение объекта или его ждет дальнейшая реконструкция?
-  До недавнего времени так называемая набережная носила лишь статус гидротехнического сооружения. В 2015 году было принято решение о его строительстве. Соответственно, берегоукрепление было организовано и данное гидротехническое сооружение носило этот статус. В эксплуатации оно числилось у Русгидро, которое и строило этот объект. Спустя время, когда были завершены работы и приняты акты выполненных работ, была сформирована территория и уже оформлена как набережная, которая перешла на баланс города. Администрация Уфы первым делом провела торги, чтобы разместить там нестационарные объекты торговли. И получилось то, что получилось. 
Думаю, что ключевая проблема территории в ее расположении. Набережная никогда не была центром города и местом притяжения по одной простой причине: она слишком удалена от людей. Сюда тяжело попасть, с нее сложно выбраться, так как есть только две пешеходные связи, сами по себе довольно труднодоступные: Монумент Дружбы и спуск под Конгресс-холлом. У меня, как у городского планировщика, не было никаких иллюзий, что набережная станет цветущим местом общественной жизни. Дальнейшее ее развитие возможно только с учетом преображения Южного склона. Только в этом случае можно думать уже о перезапуске набережной и наполнении ее событийной активностью. 
В рамках подготовки города к 450-летию запланировано много мероприятий. В том числе реконструкция Сада имени Салавата Юлаева, там, где находятся висячий мост и беседки, с организацией спусков на набережную. Спусков безбарьерных, удобных, безопасных. Также на Южном склоне у нас появится Музей современного искусства, межвузовский кампус, что, несомненно, станет серьезным толчком для развития Южного склона и в будущем подтянет за собой набережную. 

- Еще жители Уфы спрашивают: почему все время переделывают Советскую площадь. 
— Это достаточно большой и сложный проект. Во-первых — создание новой площади, которая никогда по факту в городе не существовала. Когда возникли проект и решение освободить площадь от машин, стало ясно, что планировочно - это серьезный вызов. Уже по ходу реализации, когда мы увидели ее как площадь, то обсудили и с горожанами будущий облик. Уже тогда появились решения о том, чтобы убрать сквозные проезды, вымостить вплоть до глубины фасадов, а также создать концепцию по колоннаде памятника генералу Шаймуратову. По его проекту проходил конкурс, для чего была создана комиссия с участием Минкульта, представителей общественности. По его результатам выбран вариант с колоннадой, и сейчас идет проработка следующего этапа по его установке. Уже в следующем году площадь откроется в  завершенном формате. 

- Еще в 2010 году был озвучен проект путепровода через проспект Салавата Юлаева и улицы Коммунистической. Будет ли он реализован?
- Это очень важная связь. По сути территории квартала за мечетью труднодоступны, у них низкая транспортная связанность, что препятствует их развитию. Сейчас проект вновь поднят, звучит и включен в региональную программу, насколько мне известно. Но это не мой профильный вопрос, могу лишь дать свою оценку, что действительно автомобильная и пешеходная связь здесь критически важна, в том числе и с целью завершения строительства мечети. 

- Сейчас идет голосование за обустройство общественных пространств Уфы. Почти каждый проект сопровождается публичными слушаниями, и мы слышали, что некоторые из них приходится менять. Но бывает, что сами горожане не могут прийти к консенсусу. Что делать в таких ситуациях?
- У нас существует заметный перекос в городском планировании, особенно проектов благоустройства по принципу «как жители скажут, так мы и сделаем». Это совершенно неправильная парадигма, потому что работа с жителями не должна, с одной стороны, обесцениваться, с другой - носить формальный характер. В своей практике я сталкиваюсь с ситуациями, когда приезжаешь в город, к примеру, Учалы, где на самой красивой площади с фонтаном стоит жилой дом цвета зелёнки. Когда спрашиваешь администрацию, как такое в голову могло прийти, отвечают: «Нам жители сказали, мы и покрасили». Такого не должно происходить. Не для каждого проекта нужно спрашивать мнение жителей. Например, если мы говорим про планировку улиц, здесь есть четкие СНиПы, нормативы, поэтому у города должна быть своя стратегия развития транспортной и пешеходной инфраструктур, и, соответственно, все меры безопасности, удобства, планировки дорожек должны основываться на этих стандартах. В таких случаях спрашивать: «Хотите ли вы велодорожку или нет?» бессмысленно, потому что должна существовать единая стратегическая сеть. 
Если мы говорим про центральные общественные пространства: площади, парки, которые вносят какой-то культурный вклад и формируют идентичность города в целом, имеют нематериальное наследие, здесь прежде всего нужно апеллировать к историкам, культурологам. Также нужно собирать фокус-группы. Это большая предварительная работа по выявлению так называемых гениев места, для которых необходимо четко сформулировать ту идеологию, которую это центральное общественное пространство должно сохранить. В рамках каждого проекта следует с умом подходить к работе с жителями, и тогда подобных конфликтных ситуаций не возникнет.


Блиц-опрос

- Ваши любимые места в Уфе.
- У меня их очень много. Но не надо забывать, что я всё-таки городской планировщик, у меня есть профессиональная трансформация. Мне нравятся такие вещи, которые обывателя, наверное, могли бы удивить. С точки зрения обычного жителя, матери двоих детей мне нравятся те места, где безопасно, где я могу отпустить руку своего ребёнка и расслабиться.

- Если можно было бы выбрать, в каком районе Уфы вы жили бы?
- В Уфе я пожила, наверное, во всех районах, кроме Нижегородки. Этот район меня очень очаровывает, есть персональный интерес. 

- Что вы читаете? Есть ли у вас книги-путеводители по жизни?
- В основном мой лист сейчас состоит из детских книжек. Сейчас читаем Джона Оруэлла «Моя семья и другие звери» про приключения семьи, переехавшей на остров Корфу в Грецию. Отдельная история - профессиональная литература. А «путеводные» книги – такие как «Царство Божие внутри вас» Льва Толстого.  Она вообще перевернула мою жизнь, отношение к религии, к истории. 

- Самый интересный город для вас как профессионала?
- С точки зрения планирования - Токио и Берлин. Токио поразил меня. Там я жила около месяца: снимала квартиру, ходила по улицам, покупала продукты. Основные принципы, которых придерживаются японские городские планировщики – естественный рост городской структуры как живого организма, что позволяет сохранять идентичность, уникальность и самобытную местную культуру. 
Берлин - город с неординарной судьбой, который был разделен стеной на две части, две разные страны, по сути, с двумя разными укладами жизни. Это очень любопытный опыт.

- Есть ли у вас хобби?
- Я изучаю теорию композиции сонат Бетховена. Учусь в институте Кертиса в Калифорнии по этой специальности. Творчество Шостаковича, Рахманинова, Бетховена - то, что мне очень близко по духу. В детстве серьёзно задумалась, почему именно так складывается музыка, изучила все 32 сонаты Бетховена, играла их. До сих пор открываю их для себя, ищу вдохновение, это  позволяет по-новому взглянуть на свою работу.
Второе увлечение - искусство. Например, люблю в свой день рождения посетить какую-нибудь выставку. Ближайшие планы – поездка на  выставку Врубеля в Новой Третьяковке.

Зиля БАДРИЕВА








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости