ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Новые точки роста
Глава Башкортостана Радий Хабиров принял участие в окружном совещании по соци...

За зеленый город!
3 800 деревьев планируют посадить в Уфе в рамках республиканской акции «Зеленая ...

Слово Земли и Венецианский карнавал
Культурные инициативы из Башкирии выиграли президентские гранты.
Фонд ку...

Состязаются лучшие
Биолог из Центра образования №95 Федан Гафаров поборется за звание «Учитель го...

Сад «Венского леса»
В жилом комплексе «Венский лес» откроется детский сад.



     №10 (239)
     Октябрь 2021 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "СОБЫТИЕ МЕСЯЦА"

Возвращение Ракши


…В последние месяцы жизни он очень скучал по Уфе, по Черниковке, на окраине которой в  бараке от фанерной фабрики родился в декабре 37-го. Поцелованный богом, с детства удивлял всех скромностью, но при этом и  целеустремленностью. Застенчивый 10-летний  мальчуган с грустными глазами сразу же очаровал руководителя изостудии Геннадия Васильевича Огородова в ДК имени Калинина, куда Юра бежал со всех ног, справившись с уроками и подработкой - семья едва сводила концы с концами и мальчик сызмальства то коз пас, то матери на фабрике помогал. Мало кто из соседей по ЦЭСовской горе тогда предполагал, что безотказный в работе парнишка станет большим художником. 


А мама Зоя Дмитриевна и учитель Огородов верили. И собрав нехитрые пожитки в фанерный чемоданчик, Юрий Теребилов отправился покорять Москву, совсем как Михайло Ломоносов Петербург. С серебряной медалью окончил Суриковскую школу, а потом с отличием художественный факультет ВГИКа. Еще студентом женился на красивой девушке Ирине со звучной фамилией Ракша, которую взял и себе в знак любви и доброго талисмана на успешную карьеру. Сразу же получил приглашение на «Мосфильм» художником-постановщиком. За короткое время ему удалось оформить более десятка художественных кинолент, в том числе отмеченных премиями и наградами, одновременно иллюстрировал книги, выполнял графические и живописные работы - делал все, чтобы жена и дочка не бедствовали. Культовым же и любимым миллионами зрителей стал фильм знаменитого японского режиссера Акиры Куросавы «Дерсу Узала», вышедший в 1975 году и получивший «Оскара». Сначала Ракша влюбился в сценарий по книге Арсеньева, в его главного героя, а потом сутками прочесывал уссурийскую тайгу, встречался с самыми разными дальневосточными людьми - от геологов до местных жителей, погружавших его в таинство заповедных мест, где издревле обитали племенами и народы, ушедшие потом на запад и восток. В общении с таежниками Ракша уловил эхо традиций и культур своих земляков по далекой Башкирии: не случайно Дерсу Узала с тюркских языков переводится как «верно идущий, знающий дорогу - проводник». 
И таким ВЕРНО ИДУЩИМ на своем, увы, коротком творческом пути оказался и сам Юрий Ракша, а также люди, которые выбирали его и которых выбирал он в единомышленники, соратники, друзья. Такой же духовной родственницей ему оказалась режиссер Лариса Шепитько, предложившая вместе создать фильм по роману Василя Быкова «Сотников» в то время, когда Ракша уже решил навсегда уйти из кино и сосредоточиться на собственных полотнах и переполнявших его замыслах. Однако, на одном дыхании заглотив достоверную вещь писателя-фронтовика, Ракша буквально за ночь набросал образ главного персонажа Сотникова, угодив в самую сердцевину. Фильм, вышедший в 1977 году, был удостоен Гран-при на Берлинском фестивале «Золотой медведь». Шепитько вскоре трагически погибла, а Ракша, потрясенный случившимся, с еще большим рвением торопился выплескивать на полотна свои переживания, воспоминания юности и замыслы зрелого мастера.
При жизни у Юрия Ракши не было персональных выставок, его работы лишь выставлялись на коллективных вернисажах вместе с картинами других художников. А впервые он показал публике свое творчество на Молодежной московской выставке в 1968-м, завоевав сразу симпатии критиков и взыскательных ценителей искусства. На одной из первых его картин «Воскресенье» - детство в уфимском дворе, воскресшее в памяти, а вовсе не день недели, как поначалу читается название. Как говорил сам художник, он никуда не ездил за сюжетами, все брал из головы и души, собственных впечатлений, а название будущей картины становилось определяющим. У него были большие планы. Однако жестокий диагноз ударил наотмашь…
Болезнь заставила собраться с силами и буквально до последнего вздоха не выпускать кисть из рук. Он спешил завершить свой знаменитый триптих «Куликово поле», задуманный к 600-летию исторического события. Удивительная картина - завещание! На ней нет кровавых баталий, но сердце сжимается от сострадания к обреченным на гибель защитникам Отечества, их женам, матерям, детям, а по большому счету к самому безвременно ушедшему МАСТЕРУ: у центровой фигуры - князя Дмитрия Донского - лицо Ракши, рядом племянник князя Дмитрий Бренок с ликом еще одного духовного родственника Юрия Михайловича - Василия Шукшина. Здесь же преподобный Сергий Радонежский, подросток Андрей Рублев, Евдокия Московская - всего семеро русских святых и среди них и образы дорогих ему жены Ирины и дочери Анны. Поражает, что по-библейски выверенное полотно, в котором угадываются традиции русской иконописи, появилось в атмосфере еще не отвергнутого обществом и перестройкой соцреализма. У Ракши всегда был свой реализм. А долгие годы возглавлявший Союз художников СССР Таир Салахов очень точно отметил: «То светлое, надежное, что родил художник Юрий Ракша, подтверждает бессмертность искусства». 
Народный поэт Мустай Карим также очень рано разглядел в молодом тогда еще художнике большой талант. И в конце 70-х годов на Всесоюзной выставке, куда его пригласил друг Таир Салахов, увидев в сторонке Ракшу, подозвал его и стал делиться своими впечатлениями о полотнах земляка, у которого еще и звания нет. Ракша засмущался и стал в свою очередь с восторгом говорить о портретных работах Таира, представленных на выставке. Салахов его остановил словами:
- За Ракшу и хлопотать не надо - давно достоин.
- Вот и отлично! Много лет назад прочел заметку в одной московской газете, где о Салахове написали: «Бакинский парень с художественным уклоном». Так что самое время «бакинскому парню» поддержать нашего уфимского паренька с тем же уклоном, - подытожил разговор Мустай.
…Историю несколько лет назад мне поведал литератор и переводчик, сын народного поэта Ильгиз Каримов, оказавшийся тогда свидетелем того разговора на выставке. И этот любопытный факт вспомнился на открытии уникальной выставки Юрия Ракши уже в Башкирском государственном художественном музее имени Михаила Нестерова, куда пришли не только почитатели таланта двух наших выдающихся земляков - поэта и художника, но и их родные и близкие. Впервые в Уфу приехала внучка Ракши Мария, к сожалению, никогда не видевшая знаменитого деда, но его творческое наследие определило и ее судьбу - она тоже окончила художественное отделение ВГИКа и посвятила себя кино. Внучка и вдова художника, писательница Ирина Ракша, не сумевшая в этот раз приехать в Уфу, приняли решение передать Нестеровскому музею 160 полотен Юрия Михайловича - неоценимый подарок родной земле художника, по которой в последние годы своей короткой жизни он так скучал.
Главной же рассказчицей на церемонии по праву стала родная сестра Юрия Ракши, известный в республике искусствовед, хранительница фонда Нестеровского музея Валентина Сорокина. Она поведала о семье и детстве, о их героической маме, которую с любовью изображал Юрий на многих своих полотнах. Он рисовал ее еще в детстве, потом студентом, чаще по памяти, а еще по облику своей любимой жены Ирины, которой также посвятил десятки картин - некоторые из них получили прописку в уфимском музее, и теперь у каждого из нас есть возможность побыть с мастером наедине, рассматривая его работы в спокойной обстановке без всякого официоза. В тот же день Валентина Мефодьевна Сорокина вспомнила, как после кончины брата к ней обратился Мустай Карим с необычной просьбой: вместе побывать в черниковском дворе и улицах, где выросли Юрий и Валентина. Тогда с поэтом они провели на ЦЕСовской горе несколько часов, посидели на лавочке у их дома, напитались атмосферой. Мустафа Сафич был очень благодарен Валентине Сорокиной: вернувшись домой, он, как говорят, на одном дыхании написал эссе, посвященное памяти безвременно ушедшего художника.
А выступившая также на встрече директор Фонда имени Мустая Карима, дочь народного поэта Альфия Мустаевна рассказала о трогательной дружбе поэта и художника, вспомнила о незабываемых встречах в Коктебеле, о том, как Юрий Ракша специально приезжал в Малеевку к Мустафе Сафичу, чтобы поработать над его портретом. И замечательные портреты поэта представлены на нынешней выставке вместе с полотнами другим писателям - друзьям Мустая по «литературной телеге». Альфия Каримова напомнила мустаевские строчки из той статьи: 
- Рядом с Юрой и мы, старшие, становились лучше, чище... Его талант - высочайшей пробы. Он пришел в мир много позже меня и ушел так рано. Но был всегда со мной. И будет до конца. Он не вспышка, а озарение, которое через настоящее устремлено в будущее. Можно забыть его лицо, глаза, руки. Но тепло, которым наделила его душа, будет всегда со мной, - написал Мустай Карим. 
И хочется, чтобы эти справедливые строчки получили продолжение, чтобы ОЗАРЕНИЕ знаменитого художника-земляка вдохновляло не только посетителей Нестеровского музея, где разместилось творческое наследие Ракши, а появилась и новая локация для всех уфимцев, в том числе и тех, кто пока не был в нашем главном художественном музее. На церемонии прозвучало замечательное предложение: открыть мемориальную доску на ДК имени Калинина - откуда и стартовал юный Ракша в большое искусство. Мустай Карим, конечно же, прав: душевное тепло Юрия Ракши, оставленное всем нам в дар, должно согревать и вразумлять… 

Галина Ишмухаметова








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости