РУБРИКА "СОБЫТИЕ МЕСЯЦА"С чего начиналась «Уфа»
Колонка редактора
«Журнал «Уфа» - новый имидж столицы» - с этим целеполаганием начали мы 20 лет назад выпуск первого городского глянца, надеясь, с одной стороны, сделать его визитной карточкой башкирской столицы для приезжающих гостей, с другой - привлечь горожан к истории Уфы, к краеведению, к откровенному разговору, чтобы уфимцы делились своими семейными преданиями, старинными фотографиями. Уже через год наша команда возродила выпуск старейшей в регионе газеты «Уфимские губернские ведомости» под девизом «Город - это мы», желая еще больше заинтересовать читателей городскими событиями, заразить азартом активности, чтобы хотелось включаться во все происходящее в социуме, выстраивая в том числе и диалог власти и общества. Сегодня я с улыбкой вспоминаю многие наши проекты: какими же наивными и вместе с тем настойчивыми мы были! Практически ни одно мероприятие ко Дню города, к Новому году не проходило без нашей команды - на глазах у изумленной публики мы мыли памятники, заливали ледяные горки, выступали со сцены со своими песнями и веселыми номерами - стремясь привлечь к нашим изданиям уфимцев. И вот спустя два десятка лет держу в руках тот самый исторический номер журнала «Уфа». Он родился в недрах «Вечерней Уфы», которую после ухода на пенсию первого, всеми любимого редактора Явдата Бахтияровича Хусаинова возглавлял Марат Муллакаев - с его одобрения я и начала выпуск столичного журнала. Денег на новое издание никто не давал, поэтому приходилось ДОБЫВАТЬ рекламу: и этим успешно занялись рекламный гуру Гульсима Ханова, а также журналисты Ильшат Зиганшин и Римат Кашапов. А за подсчет финансов взялась наш бессменный по сегодняшний день бухгалтер Светлана Шабалова. Мэр Рауф Нугуманов благословил журнал «Уфа» на долгую жизнь в статусе самостоятельного издания с юридическим лицом. Спасибо вам, Рауф Самигуллович, за поддержку. А министр ЖКХ (в то время) Павел Качкаев очень поддержал нас при возрождении газеты «Уфимские ведомости». Через год Павел Рюрикович вернулся в администрацию Уфы мэром и до ухода в Госдуму помогал редакции, зная, какой нелегкий труд у журналистов. И что удивительно, Качкаев, как и мы, радел за газету для горожан, где нет начальников, а есть интересы и вопросы, волнующие маленького человека. Лишь дважды в год в журнале «Уфа» выходили интервью с мэром Качкаевым - ко Дню города и к Новому году. При подготовке первого номера родилась историческая рубрика «Родословная Уфы», вести ее согласилась чрезвычайно загруженная своими книгами журналист и краевед Тамара Нефедова. Дал согласие на сотрудничество с журналом в качестве политического обозревателя (и на такое мы тогда замахнулись!) неподражаемый Александр Касымов. Моей правой рукой стал журналист Альберт Газизов. Корректорскую читку взяла на себя душа редакции Лидия Полякова - Лидушка, как долгие годы называл ее Явдат Бахтиярович. В нашей же редакции она очень скоро стала Лидией Викторовной - в коллектив влилась молодежь, студенты журфака. И даже Рашида Краснова, пытавшаяся убедить начинающих коллег - у журналистов нет отчеств, в итоге сдалась и стала Рашидой Галиахмедовной. (Именно Рашида подхватила эстафету от Тамары Нефедовой и несколько лет вела «Родословную Уфы» - по ее очеркам нам потом удалось издать одноименную книгу, ставшую сегодня раритетом.) Пишущих штыков хронически не хватало, спасибо студентам, откликнувшимся на наши нехитрые пряники-гонорары. Молодежь будоражила и бурлила! Пришедшего к нам фотокором легендарного Вячеслава Стрижевского Альфия Раимова с Оксаной Кузьминой называли по-семейному «Дядя Слава». Да и жили мы, честно говоря, как одна семья - выходя на работу по выходным, задерживаясь в дни сдачи номера до утра. Сменивший Альберта Газизова Рамиль Шарипов, тонкий поэт и лирик, ставший для многих (в том числе и работающих сегодня в самых разных организациях) наставником, даже оставался ночевать на 7-м этаже, чтобы не тратиться на такси до Черниковки. До обидного рано наш поэт покинул этот мир. Рамиля на посту ответсека сменила Вера Черенёва - ее публикации в журнале и газете нередко становились сенсацией - теперь она радует своим творчеством петербуржцев. В Москве, Питере, даже за океаном тоже работают «наши люди», точившие некогда свое перышко в редакции наряду с мэтрами слова - Аллой Докучаевой и Амиром Валитовым. И за минувшие два десятилетия наша первая поросль достигла высот в профессии и уже наставляет следующее цифровое поколение.
Галина ИШМУХАМЕТОВА.
Алексей Скворцов, художественный редактор (с 2001 г.): - 20 лет назад не было должности верстальщика, я числился ретушером, позже стал называться заместителем ответственного секретаря. Делал вначале макет журнала, рисовал расположение статей и фотографий на полосе. А затем… отправлялся домой к Че Геваре – Че Гевару Гельдиеву, у которого по тем временам было хорошее оборудование. Он делал верстку, потом журнал везли обратно в редакцию, где его вычитывали корректоры, а потом снова к Че Геваре. Бывало, даже ночевали у него, читали и тут же правили. Затем записывали журнал на диски – интернета не было. Первые номера печатались на Полиграфкомбинате. Потом мне купили компьютер и сканер, и я начал верстать самостоятельно. Журнал заметили. Многие коллеги-художники хвалили его за яркость и материалы об искусстве. Были и критики – мол, похож на буклет. За два десятилетия наше детище претерпело существенные изменения: мы стали серьезными, основательными, интеллигентными. И потолстели: с 48 страниц вначале – до 80 сегодня. Стараемся идти в ногу со временем, но не теряем своего стиля. За эти годы через нашу редакцию прошли молодые люди, учившиеся у нас азам ремесла: Соня Кияшко из верстальщиков подалась в мультипликаторы, многие журналисты уехали в столичные города, но мы всегда открыты для молодежи! И теперь нас радует своим ТикТоком верстальщица Анита. Поэтому «Уфа» только молодеет и готовится вместе с уфимцами встретить 450-летний юбилей.
Оксана Кузьмина, журналист (ответственный секретарь журнала 2004-2006 гг.): - Я пришла в журнал «Уфа» юной студенткой. И работа в редакции стала для меня настоящей школой капитанов. Деревья вокруг казались большими, а планы и идеи были еще больше. Журнал - яркий, динамичный, молодой - оказался прекрасной площадкой для их воплощения. На шумных планерках рождались новые рубрики: «Нежный возраст», «Уфимский характер», «Место под солнцем», «Две половинки», «Босиком по небу», «Семейный альбом», «Черный ящик» - и так хотелось взяться за все сразу (Светлана Рагибовна, помните, как вы говорили нам про комсомольский задор?)! Одним из моих любимых проектов стал «Черный ящик». Задумка была такой: заглянуть внутрь привычных объектов, явлений и событий, посмотреть на них с другого ракурса. Первым проводником в мир неизведанного стал органист Вячеслав Муртазин. Я ожидала увидеть просто орган изнутри и понять, как он устроен. Но поняла намного больше: как велика связь музыканта и инструмента, как похожи музыка и тот, кто ее исполняет, как многогранен внутренний мир талантливого человека, который выбрал для себя такой сложный инструмент. Каждое путешествие по Уфе в поисках новых тем для «Черного ящика» давало такую возможность: увидеть и показать то, что скрыто от глаз. Мы исследовали, как устроен механизм подвижной сцены в Башдраме, отправляли на зимовку знаменитых лебедей из сада Аксакова, изучали наследие дендропарка с инженерами-таксаторами, провожали последние трамваи на проспекте Октября и даже рельсы снимали с дорожного полотна, проходили плавпрактику с юными моряками, искали подснежники в уфимских лесах, наблюдали, как рисуют эскизы для театральных костюмов и восстанавливают облики древних людей по останкам, рассказывали, как устроены мастерские скульпторов и художников, даже карусели на зиму «консервировали»... Как радостно, что рубрика до сих пор живет! Это значит, что мир вокруг не перестает удивлять!
Анатолий Чечуха, журналист (с 2003 г.): - В середине 2001-го появилась возможность ощутить поцелуй вечности: на сайте Библиотеки Конгресса США были выставлены сделанные Прокудиным-Горским в России в начале прошлого века цветные снимки. Целых 64! Поисковик выдал мне и снимки Уфы, но пока только цветоделённые изображения (красный, зелёный, синий - RGB, кто в теме). Понятно, что несколько следующих ночей я посвятил скачиванию находки. Откликнулся сайт и на слова «belaya» (т.е. река Белая - русский язык на сайте использовался тогда крайне скромно) и «bashk» (что-нибудь башкирское): выплыл прекрасный вид Никольской вокзальной церкви на фоне реки (вокзал, нефтебаза братьев Нобель - мне ли не узнать эти места!) и целая серия снимков башкирской деревни Эхья (так записано у Прокудина-Горского, а настоящее название - Яхья - мы установили только через несколько лет). Обратился к специалистам и вскоре уже рассматривал абсолютно волшебное изображение Уфы 1910 года в цвете. Как я понимаю, первым после 1911 года, когда им любовался император Николай II. К тому времени я уже полгода почитывал новый журнал «Уфа» и вполне естественным образом пришёл к выводу, что такие поразительные совпадения неспроста. Главный редактор сказала своё веское «да», и в декабре 2002 года читатели журнала уже рассматривали снимки «царского фотографа» в натуральных цветах. Художник Алексей Скворцов профессионально подправил подготовленные мною изображения, а Рашида Краснова устроила настоящее погружение в Belle Epoque имперской России - страны (и любви!) Прокудина-Горского. Не могу сказать уверенно, но очень похоже, что с такой публикацией мы были первыми в современной России.
Вера Черенёва, ответственный секретарь газеты «Уфимские ведомости» (2009-2014 гг.), собственный корреспондент Северо-Западного филиала «Российской газеты»: - Однажды по журналистским делам я попала в школьную библиотеку. Никогда не забуду аккуратные, хотя и сильно потертые подшивки журнала «Уфа» и газеты «Уфимские ведомости». Заметив мой интерес, библиотекарь рассказала, что их регулярно берут учителя для подготовки уроков, да и дети используют, когда пишут работы по краеведению. На меня тогда это произвело большое впечатление. Мы все привыкли к тезису, что газета живет один день, журнал, может быть, чуть дольше. Но здесь все было иначе. Журнал «Уфа» и газета «Уфимские ведомости» смогли занять свою нишу - они рассказывали читателям истории. Не повествования о жизни первых лиц или высокой политике, а истории домов, где они жили, дворов, где провели детство, улиц, переулков. Здесь публикуются истории легендарных, но при этом простых людей - учителей, вырастивших не одно поколение уфимцев, врачей с «золотыми руками», ученых, культорганизаторов и даже дворников, без которых любой двор, даже самый образцовый, скоро придет в упадок. Журналистская планка всегда была очень высока. Проходные материалы, которые, что скрывать, бывают в жизни любого издания, не допускались. Текст, который оказался недостаточно проработанным, могли снять с верстки в последний момент. Приходилось переделывать, переписывать. Это могло быть вечером, ночью, в выходные, праздники. Конечно, выдержать такую гонку непросто. Но когда видишь, что газету и журнал бережно хранят долгие годы, понимаешь, что все не зря.
Альфия Ибрагимова (Раимова), журналист, ответственный секретарь журнала с 2011 по 2020 г.: - Держи, это будет твоя дискета, будешь сохранять на ней свои тексты и приносить мне. И не забудь, подпиши, а то ей быстро приделают ноги, - с легкой усмешкой наставлял меня в мой первый рабочий день в редакции ответственный секретарь журнала и газеты Альберт Газизов. Да-да, в 2003-м локальные сети, обменник, флешки и соцсети еще маячили в ближайшем будущем… А пока Альберт Фатыхович стал для нас, студенток 3 курса, пришедших на практику и оставшихся в штате, любимым «редакционным папой». Он терпеливо вычитывал заметульки, ловко приглаживая и логически выстраивая наши сумбурные наблюдения, ставил чайник и наливал кофе, когда мы изрядно продрогшие прибегали с очередного задания. Импозантный, с актерской внешностью (вылитый артист Александр Яцко), он всегда сохранял хладнокровие, что в газетно-журналистской беспокойной среде имеет немаловажное значение. Была у него и своя магическая телефонная книга. Та самая, в которой можно было найти прямые контакты чиновника любого уровня или уфимского бизнесмена. Альберта не стало в 2007-м. Помню наш последний разговор по душам. Прибежала и радостная сообщила ему: с будущим мужем подали заявление, свадьба через два месяца. Он поздравил и давал советы: «Супруга береги, лишний раз не дави, все будет хорошо. А платье? Конечно, купишь самое лучшее. Напомнишь потом, найду телефончик, была у меня знакомая…». Прошло много лет, но наставлениям Альберта Фатыховича, таким простым и жизненным, я следую до сих пор. …Сейчас принято говорить о цифровом следе человека. К сожалению, соцсети и поисковики не сохранили никаких упоминаний о журналисте Газизове. Только в электронке – его почта, которую я до сих пор помню наизусть: algaz61@mail.ru.
Лилия Зимина, журналист (с 2004 г.): - Так много времени прошло, 17 зим и лет. Жизнь в редакции мне порой кажется одним днем, вернее, одной неделей, где в понедельник – сдача «районки», вторник и среда - сдача «четвергового номера», четверг и пятница – выезды на мероприятия. И так каждую неделю – бег по кругу. Но какой вдохновляющий, исцеляющий душу бег! Помню, как поехали по городу на трамвае № 5 с газетами и журналами, чтобы рассказать горожанам об «Уфимских ведомостях» и журнале «Уфа». Светлана Кияшко и Клара Ахиярова выдали нам желтые, канареечного цвета фартуки с логотипами наших изданий, и мы отправились в наше приключение… Зайти в трамвай и не сидеть, понуро уставившись в окно, а тормошить пассажиров, спрашивать их – знают ли они «Уфимские ведомости» и журнал «Уфа». И люди откликались и говорили, что хорошо знают главные городские издания, и среди пассажиров находились те, о ком мы писали, а кто-то был давним нашим подписчиком. Подписывали горожан у Колхозного рынка, устроили там беспроигрышную лотерею, а уличный баянист вдруг вызвался нам помогать, и происходило это под его аккомпанемент. А субботники? Ведь главное – мотивация! Мы делали это радостно – все на благо любимого города. Мы о нем пишем, прославляем, так почему и самим не поучаствовать в его благоустройстве? Дружно убирались на Молодежном бульваре: разбили огромную клумбу. Сажали деревья даже у Белого дома – они до сих пор всех радуют своей листвой. Как и наш журнал «Уфа»…
Светлана Кияшко - корреспондент, ответственный секретарь, заместитель главного редактора (2003-2017 гг.): - Эх, сколько писано-переписано статей, репортажей, зарисовок, интервью за 14 лет работы в журнале «Уфа» и газете «Уфимские ведомости»! Сколько встреч с интересными и неординарными людьми подарила журналистская стезя - есть что вспомнить. Не раз и не два собирался редакционный коллектив на мозговой штурм по «хождению в народ»: встречи с горожанами - потенциальными читателями и подписчиками непосредственно в городской среде. Такой масштабной акцией стал мотопробег от Дома печати по проспекту Октября до Дворца культуры «Моторостроитель». К этому дню у нас уже были заготовлены не только флаги, баннеры, бейсболки, футболки, фартуки с яркими логотипами наших изданий, но в стенах редакции родился гимн с такими строчками: «Я люблю и проспект, и Гостинку, и мосты над Белой рекой. Я люблю столичную площадь и журнал «Уфа» - мой родной!» В годы становления журнала «Уфа» и газеты «Уфимские ведомости» большая дружба сложилась с коллективом Почтамта, а День уфимского почтальона стал любимым праздником работников связи. Мероприятие традиционно проходило в канун 8 Марта в Городском Дворце культуры при аншлаге. Зачастую на планерках рождались новые идеи, поначалу кажущиеся просто бредовыми типа «а давайте памятник Ленину помоем». Скептики крутили пальцем у виска, а у нас все получилось: мэрия дала добро на благую акцию, спецы подогнали автовышку, ну а журналистам не составило труда поработать на самой верхотуре, отмывая «тело» вождя. В редакционной копилке много добрых дел: шефство над детским домом, одинокими ветеранами и многодетными семьями; организация праздников Яблочный спас в Нагаево и Тужиловке, посадка деревьев, визиты с гостинцами к мишкам в парк Лесоводов, розыгрыши призов среди подписчиков и ещё много чего интересного и полезного…
Вячеслав Стрижевский, лауреат премии им. Ш. Худайбердина, фотокорреспондент (2005-2013 гг.): - Придумать новый проект могут многие, а реализовать его - только отчаянные. Особенно сложно, если предложенный проект гуманитарный, с точки зрения коммерческой – нулевой. Но нашлась Галина Ишмухаметова. И она встряхнула наш провинциальный мегаполис – открыв в нем первый, скажу по-театральному, «общедоступный» журнал «Уфа». И сразу с первого номера дерзкий разговор в статье «Интеллигенция и власть». Все понимают, что без интеллигенции общество «прокисает». Она формирует общественное мнение, в том числе и о власти. Власть же часто сопротивляется амбициозному напору «интеллекта», но рано или поздно принимает, ну, в крайнем случае, учитывает мнение «меньшинства». Выбор такой темы в программном номере журнала – смелый, многообещающий посыл. За эти годы многое изменилось. Прежде всего, наша жизнь. Обновился и редакционный состав журнала. Ушли от нас в мир иной блистательный публицист и философ Александр Касымов, мягкий, добрый литератор Рамиль Шарипов, очень организованный ответственный секретарь и журналист Альберт Газизов, вечно ищущий самого себя Ильдус Гимаев. Но журнал, несмотря ни на что, продолжает жить веселой, творческой, дерзкой жизнью. Состав журналистов помолодел, а издание стало серьезным. В нем печатаются руководители республики, главы городов и районов, выдающиеся ученые, знаменитые артисты, спорт- смены и, конечно, интеллигенция.
Гульсима Ханова, менеджер по рекламе (2001-2010 гг.): - Начинать рекламу с нуля было непросто. Подключила всех своих знакомых, предприятия, компании, с которыми раньше работала. Ездила, убеждала, пиарила, заключала долгосрочные договоры. И дело пошло! Бывало, ко мне подходили коллеги из других редакций, интересовались: расскажи, как это у тебя получается. Но у меня не было никаких секретов. Я ведь нигде не училась рекламному делу. Все было по наитию: найти подход к человеку. И у меня получалось. Рабочий день начинался с обзвона потенциальных рекламодателей, мы много ездили по республике. Санатории «Янган-тау», «Ассы», «Карагай» и многие другие считали за честь давать рекламу в наше издание. Сотрудничали с «Пышкой»: ее руководитель Расима Мусина приглашала нас на открытие магазинов и филиалов, ей нравились наши публикации. Чтобы хорошо работать, надо уметь отдыхать. Вместе отмечали дни рождения, праздники, выступали в подписную кампанию на сценах домов и дворцов культуры – вместе рассказывали о своем журнале. Меня часто спрашивали, почему не откроешь рекламное агентство, у тебя огромный опыт и связи. Но даже мысли такой не закрадывалось: настолько я прикипела к своей «Уфе».
Светлана Янова, журналист, ответственный секретарь (с 2020 г.): - Познакомилась с журналом, когда еще работала учителем русского языка и литературы. Тогда я и предположить не могла, что судьба сделает столь невероятный зигзаг и я стану частью команды «Уфы». Я окунулась в журналистский мир, где слово «вчера» означало срок сдачи очередной статьи. Вскоре у меня родилась рубрика «Классный час» о проблемах современной школы. Вместе с нашими друзьями-учителями и Управлением образования Уфы мы инициировали городской конкурс «Вперед, юнкор!», который, к сожалению, из-за пандемии ушел в «подполье», но мы уже готовимся к его новому сезону. Мастер-классы в школьных стенах всегда вызывали неизменный интерес начинающих корреспондентов – обязательно их возродим, чтобы к нам пришли творческие, думающие и хорошо владеющие слогом люди. Сегодня журнал «Уфа» - единственный в статусе общественно-политического, а это ко многому обязывает: мы стараемся держать в фокусе буквально все – от политических тенденций до культурных событий, открытий в истории Уфы, проблем краеведения. Нам, как и 20 лет назад, не хватает «штыков», и мы очень бережно относимся к нашим профессиональным авторам: доктору исторических наук Булату Азнабаеву, доктору географических наук Айбулату Псянчину, бессменной Рашиде Красновой. Вот уже 20 лет в каждом номере читатели ждут столь любимых рубрик «Коренные уфимцы» и «Профессии», где мы рассказываем о самых разных людях, которые и творят историю родной Уфы. Город – это мы!
|