РУБРИКА "СОБЫТИЕ МЕСЯЦА"Скрипка от Спивакова
Под знаком высокой музыки наш выдающийся земляк - артист ЮНЕСКО во имя мира Владимир Спиваков провел отложенный еще в прошлом году из-за пандемии Третий Международный конкурс скрипачей. Год назад многим казалось, что коварная инфекция скоро исчезнет с планеты и мы забудем про маски и прочие санитарные меры. Но, увы, теперь уже понятно, что нам придется жить с ковидом, соблюдая предписанные СанПиНом ограничения. Однако это не повод уходить в уныние, тем более что есть великолепная классика (в том числе нескучная от Сати Спиваковой), помогающая обрести духовные силы, уверенность в себе и гармонию. Так наверняка считают уфимцы, собравшиеся пятничным вечером 26 ноября в ГКЗ «Башкортостан», где подвели итоги трех туров конкурса и объявили победителей. - Конкурс мог состояться в другой стране, в любом городе Земли, - заявлял еще в мае 2016 года Владимир Спиваков на открытии фестиваля. – Но здесь в Уфе встретились мои родители и родился я. С тех пор проведение конкурса превратилось в добрую традицию: второй проходил в сентябре 2018-го. Счастье, что теперь состоялся и третий. Претенденты со всего мира от 15 до 26 лет подали более 300 заявок. Оргкомитет отобрал 12 лучших, но до Уфы добрались только 10. Им предстояло побороться за три премии: инструменты высокого качества материалов и с глубокой историей – скрипки работы Джузеппе Педраццини (Италия, 1918 г.), Николя Коссена (Франция, 1860-1870-е гг.), Игоря Улицкого (Россия, 2019 г.). Идея дарить победителям международных конкурсов музыкальные инструменты родилась давно. И фестиваль Спивакова – не исключение. Хотя эта добрая традиция требует добрых и серьезных инвестиций. Многим исполнителям не хватило бы и жизни, чтобы скопить на такие раритеты. А сам маэстро играет на скрипке Страдивари, переданной ему в вечное пользование меценатами. Живые выступления стартовали 23 ноября. Молодых скрипачей оценивало именитое жюри: кроме Спивакова в него вошли профессоры Борис Кушнир из Австрии (следил за мероприятием в режиме онлайн) и Дзёдзи Хаттори из Японии, а также скрипичный мастер и реставратор Джулия Рид из США. Председателем стал народный артист России Михаил Копельман. Исполнителей напутствовали по видеосвязи триумфаторы предыдущих лет – Даниэль Лозакович и Мария Дуэньяс. - Благодаря конкурсу они выросли в потрясающих скрипачей и стали послами мира в наше непростое время, - сказал Владимир Спиваков. – Мария получила признание в Скандинавии и Америке, а Даниэль совместно с Национальным филармоническим оркестром России записал диск, который разошелся колоссальным тиражом. Характеризуя нынешних участников, маэстро признался, что не знаком с их творчеством и тем интереснее будет следить за их выступлениями. Министр культуры республики Амина Шафикова заметила, что после предыдущего конкурса был невероятный скачок – число поступающих в музыкальные школы республики выросло в разы. «Ради этого и стоит проводить такие творческие состязания, чтобы со всего мира к нам съезжались лучшие скрипачи, наши уважаемые члены жюри, мастера. Для нас это большая честь». Волей жребия первый тур открыла 22-летняя представительница Южной Кореи Джевон Ви, виртуозно исполнившая произведения Иоганна Себастьяна Баха и Николо Паганини. - После жеребьевки я была немного шокирована, ведь мне непривычно выступать первой, – поделилась впечатлениями скрипачка. - Однако, когда вышла на сцену, нервозность ушла, и я просто получала удовольствие. Девушка получила образование и состоялась как музыкант в Бостоне. - Наши преподаватели всегда советовали нам слушать разнообразную музыку, расширять кругозор, - рассказывает она. - Вот и я стараюсь привнести в свое творчество некоторые черты поп-музыки: например, эмоциональное наполнение. Среди русских композиторов особо выделила Петра Чайковского. При этом оказалось, что ее увлечение скрипкой совсем не случайно – многие молодые люди в Корее проявляют живой интерес к классической музыке. - А в русской меня всегда привлекала способность авторов строить длинные фразы, - рассказала Джевон Ви. 21-летняя москвичка Мария Лундина призналась, что увлечена не только классической музыкой, но и фигурным катанием и художественной гимнастикой, благодаря чему еще глубже погрузилась в мир искусства. Она занимается скрипкой с 4 лет, сейчас учится на четвертом курсе Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского в классе профессора В. М. Иванова. Каждый участник представлял три произведения. Некоторые из них были сыграны под аккомпанемент пианистки Анны Тамаркиной. Обязательное условие конкурса - исполнение прелюдии из Партиты для скрипки № 3 Баха. Еще одна участница, 24-летняя японка Чиса Китагава из Токио, уже добилась успехов на внутриазиатских соревнованиях. В Уфу приехала впервые. Мечта девушки – выступать на большой российской сцене с произведениями великих русских композиторов. Сейчас она обучается в частной музыкальной школе «Тохо Гакуен» под руководством профессора Такаши Шимицу. - К конкурсу готовила пьесы Моцарта, прелюдии Баха, Паганини, - призналась Чиса. – Но не могу сказать, что выступила удачно. По ощущениям, допустила несколько ошибок. Общение с представителями разных делегаций позволило получить представление о развитии музыкальной культуры за рубежом. Например, в Японии, в отличие от Южной Кореи, классика не пользуется большой популярностью, молодые люди отдают предпочтение современным эстрадным исполнителям. А японская городская музыка 80-х годов, горячо любимая в западном сегменте интернета, почти не известна нынешнему поколению Страны восходящего солнца. Всего во второй тур прошли восемь участников. - Конкурс – это не только радостные вести, но и огорчения. Для того чтобы у всех осталось приятное впечатление, честное представление о нем и для того, чтобы вы поняли причину, по которой не прошли дальше, вы получите возможность встретиться с жюри. Каждый выслушает замечания, пожелания и причины, по которым вас отлучили от следующих туров. Как вы знаете, такое редко бывает на других конкурсах. Но это очень важно и очень ценно, - отметил Владимир Спиваков. После второго тура из борьбы выбыли еще пять участников. В числе финалистов, увы, не оказалось ни одного представителя России. Захватывающий финал прошел под мощный аккомпанемент Национального симфонического оркестра РБ и солистов Национального филармонического оркестра России под руководством эстонского дирижера Михаила Гертса. Конкурсанты исполнили «Концерт для скрипки с оркестром» П.И. Чайковского. На пьедестал попали две наши собеседницы – вторую премию выиграла Чиса Китагава, а третью – Джевон Ви. А главный приз - скрипка работы Джузеппе Педраццини - отправился в Германию: первое место занял полюбившийся уфимской публике Элиас Давид Монкадо из Мюнхена. - Конечно, я переживала за «наших», но больше всего мне понравились выступления Элиаса и Мари Хеллинг. Немецкая школа подкупила стойкостью, умением сдерживать эмоции, - поделилась впечатлениями преподаватель детской художественной школы №2 Галина Скворцова. - Очень впечатлила игра японской скрипачки и Монкадо – он шикарно исполнил Брамса, - считает артист Театра оперы и балета Дамир Фатхутдинов. - Выступления иностранных скрипачей понравились, но мне показалось, что им не хватает той масштабности звучания, которая была у Чайковского, - сказала зрительница третьего тура врач Татьяна Иванова. Несмотря на то, что победителей всего трое, не «обидели» и других участников - специальными призами и денежными премиями в размере 1000 долларов отметили москвичек Юлию Смирнову и Арсению Сибилеву. Кроме того, специальный приз и денежную премию «Надежда» от Фонда имени Мустая Карима в размере 2500 долларов получили Александра Вайссбеккер из Казани, немка Мари Хеллинг. А также Гвидо Сант'Анна, блестяще прошедший отборочный тур. Он не смог добраться до Уфы из-за ситуации с коронавирусной инфекцией. Но почетная награда обязательно найдет своего героя. - Мустай Карим уделял огромное внимание вопросам поддержки творческой молодежи, людей искусства. Пусть имя Мустая и сегодня вдохновляет творчество молодых талантливых музыкантов, - отметил учредитель Фонда, внук народного поэта Башкортостана Тимербулат Каримов. - Безусловно, сделать карьеру молодому музыканту сейчас сложнее, чем даже пять лет назад,- считает дирижер Михаил Гертс. - А конкурс станет весомым подспорьем в продвижении. Яркий талант и серьезное отношение к делу в любом случае помогут ребятам найти контакт с аудиторией. Пусть сначала это будет 15-20 человек, но со временем, уверен, она сможет вырасти до показателей Владимира Теодоровича. Как и всегда, большим подарком для меломанов стал гала-концерт конкурса, зрители стоя приветствовали маэстро Спивакова. Гармоничным дополнением к конкурсу стал Международный фестиваль «Владимир Спиваков приглашает...», в рамках которого прозвучали произведения Людвига ван Бетховена, Модеста Мусоргского и других известных авторов. Пандемия внесла корректировки в расписание: в Уфу не смог приехать музыкант Даниэль Лозакович – победитель конкурса 2016 года, который должен был выступить с концертом Иоганнеса Брамса. Талантливого шведа заменила пианистка Ева Геворгян из Москвы, сыгравшая произведения Эдварда Грига.
Антон СУХАРЕВ |