РУБРИКА "Учитель года-2022"Акцент на доступность, качество и безопасность
Акцент на доступность, качество и безопасность
Интервью с заместителем главы администрации Уфы Гуллярией Ялчикаевой.
- Развитие системы образования зависит от многих факторов: социальных, экономических, политических. Каково состояние муниципальной отрасли сегодня? - В Уфе работают 224 детских сада, 128 школ и 46 организаций дополнительного образования. В последние годы наметилась тенденция увеличения количества детей. Это обусловлено не только ростом рождаемости, но и созданием жилищных условий для увеличения детского населения. Количество дошкольников ежегодно растет в среднем на 0,6% (389 чел.), а учащихся - более чем на 3% (4 тыс. чел).
- Демография диктует строительство школ и детских садов. Как с этим обстоит дело? - Мы стараемся успевать за ростом города. Используем имеющиеся площади и кадровый потенциал, изыскиваем возможности, чтобы как можно больше детей обучались в первую смену. Ведутся строительство и реконструкция образовательных учреждений. В настоящее время строится детский сад на 260 мест в Кузнецовском Затоне с вводом в эксплуатацию в 2022 году. Вскоре здесь же начнет возводиться школа на 2200 мест. В микрорайоне Инорс-4 на август 2022-го планируется запуск новой школы на 1650 мест. За последние три года в городе построены и реконструированы три учебных заведения: №44 на 1300 мест, №162 «Смарт» на 1000, в 2021-м - лицей №21. На 2022 год запланирована реконструкция гимназии №115. В ближайшей перспективе строительство и реконструкция четырех школ. Одна на улице Миловской в Ленинском районе, другая, № 23, в Советском. В Кировском реконструируют Аксаковскую гимназию, а в Калининском - школу-интернат №3. Уже разработаны проекты школ в микрорайоне Затон-Восточный и в поселке Баланово-Ново-Александровка. Перед нами стоят многочисленные вызовы, связанные с ожиданиями населения, требованиями государства, диктатом экономики. Сегодня муниципальная система образования как никогда характеризуется определениями «динамичная», «гибкая», «вариативная», «инновационная». И очень важно понимать, что за этими характеристиками стоит наполненность новым содержанием, смыслами и педагогическими подходами.
- Ряд федеральных проектов связаны с поддержкой семей, имеющих детей дошкольного возраста. Расскажите о принимаемых мерах. - Сфера развивается эффективно и вариативно. Помимо государственных работают частные детские сады (которые получили лицензии на образовательную деятельность), группы кратковременного пребывания, семейные дошкольные группы. Их посещают более 68 тысяч детей. Сегодня у нас 38 частных детсадов. Мы постоянно получаем положительные отзывы родителей, при этом плата по сертификату дошкольного образования не превышает ее размера в муниципальных детских садах. В Уфе в этих учреждениях сейчас воспитываются свыше 1000 детей в возрасте до трех лет. Растет и число индивидуальных предпринимателей, которые оказывают услуги по присмотру и уходу. Что дает возможность родителям малышей выйти на работу. Излишне говорить, насколько это все важно для населения мегаполиса. В 2021 году 26 детских садов Уфы стали обладателями федеральных грантов на открытие консультационных центров. Благодаря использованию этих средств семьи ребят, не посещающих детские сады, получают психологическую и методическую поддержку и полноценно готовятся к школе.
- Качественное школьное образование зависит от материально-технической базы, обеспеченности современным оборудованием, применения инновационных технологий. Какие условия в этом контексте сегодня создаются в уфимских школах? - В системе общего образования Уфы в 128 школах обучаются более 132 тысяч детей. 1 сентября 2021 года за парты сели 15 тысяч первоклассников. Ежегодно количество школьников увеличивается. 62% выпускников школ получают аттестаты только с хорошими и отличными отметками. Ежегодно проводится большая работа по модернизации школ, внедрению инноваций, созданию дополнительных мест. Сегодня школьнику предлагается широкий выбор. Можно получить профильное образование, например, полилингвальное, технологическое, социально-экономическое, физико-математическое или химико-биологическое. Профильным образованием охвачено 80% старшеклассников. В 2020 году было открыто два профильных IT-класса. Развиваются специализированные классы - медицинские, педагогические, кадетские. Востребованы инженерные классы Союза машиностроителей России, Российской академии наук. На базе полилингвальных школ открыты классы Героя Российской Федерации генерал-майора Минигали Шаймуратова. Обучение здесь, помимо углубленного изучения языков, включает военно-спортивные дисциплины. Хочу подчеркнуть, что результаты проведения государственной итоговой аттестации выпускников стабильны на протяжении ряда лет. И это безусловный показатель качественной работы педагогических коллективов.
- Сегодня у школьников популярно участие в творческих, интеллектуальных конкурсах и социальных проектах. Престижны конкурс «Большая перемена», Чемпионат рабочих профессий «Вордскиллз». Традиционно востребована Всероссийская олимпиада школьников, научно-практические конференции. Каковы здесь успехи юных уфимцев? - Растет количество учащихся, которые стали победителями и призерами заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников. Ученик 11 класса Инженерного лицея № 83 Алексей Санин стал призером Международной олимпиады по физике в составе сборной страны. Трое учащихся 5-7-х классов выиграли «путешествие мечты» федерального конкурса «Большая перемена». Они побывали во Владивостоке. Семеро победителей-старшеклассников этого же конкурса получат денежное вознаграждение, которое смогут использовать для продолжения образования или осуществления новых проектов. Один уфимский школьник стал призером финала IX Национального чемпионата «WorldSkills Russia», который состоялся в августе в Уфе. Трое отмечены медальонами «За профессионализм». Лицей № 21 вошел в ТОП-100 рейтинга профессионального мастерства «WorldSkills Russia. Движение «Молодые профессионалы» набирает обороты среди учащихся Уфы, и каждый год на его орбиту выходят новые школы города. Говоря об успехах детей, надо отдать должное ответственному отношению родителей и труду педагогов, которые много сил вкладывают в эти достижения.
- Какие новации в организации образовательного процесса ожидаются в новом учебном году? - Современные нововведения часто связывают с цифровизацией образования. И муниципальная система образования - не исключение. Однако период пандемии и вынужденного дистанционного обучения позволил педагогическому сообществу более четко представить плюсы и минусы использования цифровых ресурсов. Сегодня мы уже находимся в периоде не просто их освоения, но и более эффективного применения. Реализуются многие цифровые проекты. Такие ресурсы, как ЯндексКласс, Учи.ру, хорошо зарекомендовали себя. Учащиеся уверенно применяют их. Правда, платформа СберКласс более трудоемка для учащихся и учителей. Казалось бы, стоит выбирать те, что легче даются детям и взрослым. Однако не все так просто. Часто трудность использования ресурса обеспечивает более высокое качество образования, более прочные знания. И здесь мы все еще находимся в начале пути. Для всех уже очевидно: цифровизация и дистанционное обучение не одно и то же. Использование электронных ресурсов и платформ совсем не требует отдаления ученика от учителя. Дистант - мера вынужденная, применяемая лишь на время пандемии. Не ставится под сомнение то, что процесс образования может признаваться качественным и оптимальным только в случае, когда ученик напрямую общается с учителем и со своими сверстниками. На уровне ЮНЕСКО официально заявляется, что приостановка работы школ и вузов, связанная с пандемией, наносит ущерб образованию. А ведь уже завтра наши учащиеся пополнят армию трудовых ресурсов страны. Мы должны сделать все возможное, чтобы минимизировать вынужденные потери и совершенствовать цифровые возможности школ. Цифровизация - факт жизни всех сфер, а не только образования. Педагоги должны осваивать новые методы и технологии, чтобы дети выпускались из школы подготовленными к новым профессиям, которые стремительно занимают рынок труда.
- Лицо школы определяет учитель. Каков портрет уфимского педагога? В городе работают около 12 тысяч педагогов. Большинство из них имеют высшую и первую квалификационные категории. Однако, к сожалению, средний возраст учителя в школе сегодня растет. Выпускники, выбирая профессию, зачастую ориентируются на временную популярность и высокооплачиваемость. Вспомним не такую давнюю историю с юристами и психологами. Массовый спрос быстро иссяк, и многие выпускники вынуждены были перепрофилироваться. Родители тоже забывают, что образовательные организации - зона социальной стабильности. Профессия педагога востребованна обществом, она дает высокий шанс трудоустройства, относится к категории «вечных». Нужно, чтобы наши дети и родители знали об этом. Поэтому мы ставим перед собой задачу привлекать к педагогическому труду молодых учителей, выпускников Башкирского государственного педагогического университета и других вузов, дающих педагогические специальности. В этом году в конкурсе «Учитель года столицы Башкортостана» участвовал 21 начинающий педагог. Это яркие, интересные люди с широким кругозором, опытом политической и волонтерской деятельности. Многие участвуют в общественно значимых проектах на уровне города, республики и страны. Мы рады, что они выбрали педагогику, и уверены, что те знания и опыт, которыми владеют уже сегодня, скажутся на изменениях в городской системе образования. Муниципальная поддержка повышает престиж труда педагогов. Молодые учителя, а также те, кто отмечен по результатам своего труда и высоким показателям выпускников, получают персональные премии и гранты. К тому же учительство Уфы имеет широкие возможности для повышения квалификации за счет курсовой подготовки, участия в профессиональных конкурсах - «Учитель года», «Педагог-исследователь», «Педагог-мастер». Практически все учителя, прошедшие через конкурсы и профессиональные проекты, повысили свой общественный статус. Несколько слов хочется сказать о директорах школ. Назначение на должность проводится исключительно на конкурсной основе. Надо сказать, что в директорском корпусе много талантливых руководителей. Существенный процент среди них - это бывшие участники профессионально-педагогических конкурсов. Другие сложились как руководители внутри своих коллективов и сделали карьеру, что называется, «с низов». Социальный лифт здесь работает четко и без сбоев. Директором становится высокопрофессиональный работник, способный разработать и обеспечить внедрение Программы развития своего учреждения, четко представляющий перспективы деятельности, учитывающий запросы родительского и детского сообществ, государственные требования и тенденции развития образования. Руководитель сегодня обязан (подчеркиваю это слово!) быть менеджером, новатором, умелым хозяйственником и, главное, постоянно учиться новому.
- Тема безопасности и сохранения здоровья детей во время пребывания в школе сегодня как никогда актуальна. Какая работа ведется в этом направлении? - Безопасность образовательного учреждения охватывает широкий спектр направлений - от профилактики несчастных случаев до охраны здоровья и антитеррористических мер. Каждому школьнику необходимо объяснить, какими должны быть правила поведения в потенциально опасной ситуации. Безопасность в школе - дополнительный фактор ее привлекательности и высокого статуса. За последние три года инженерно-техническими средствами, системами охраны и контроля управления доступом оборудованы 299 учреждений города. Эта работа не прерывается, финансовые средства выделяются постоянно. Сейчас усилены ограничительные меры по доступу в школы и детские сады в условиях распространения коронавирусной инфекции. Мы также работаем над организацией безопасного пути в учебные заведения. 27 новых школьных автобусов доставляют детей из отдаленных районов. Планируется дальнейшее приобретение транспортных средств. Вопросы сохранения здоровья учащихся находятся в фокусе внимания администраций учреждений. Нельзя не упомянуть позитивный результат внедрения проекта «Взлетай!», инициированного главой региона в 2019 году и благодаря которому сегодня в школах ребятам оказывают стоматологические услуги. В 2021 году ими воспользовались 5 тысяч детей. Система организации горячего питания в образовательных учреждениях Уфы одна из лучших в стране. Что подтверждается большим охватом (свыше 80% всех школьников). Однако в современных реалиях обеспечение безопасности в школе - вопрос не только материально-технического характера, прежде всего это - вопрос организации воспитательной работы. Правовой всеобуч, системность в развитии у школьников ответственного отношения к вопросам безопасности, понимание ими традиционных ценностей и нравственных основ народов России так же важны, как высокое качество образования.
Светлана ЯНОВА |