РУБРИКА "Учитель года-2022"Вызовы «больших перемен»
Распорядок дня школьника сегодня больше похож на график сотрудника крупной компании. Занятия в школе, репетиторы, секции, еще и с друзьями надо встретиться да фильм новый посмотреть. При этом самые увлеченные находят время на участие в олимпиадах и статусных конкурсах, побеждая в них.
Зачем это нужно и как проходит подготовка, рассказывают призеры, победители интеллектуальных состязаний, а также их наставники. Ученица 8 класса лицея № 5 Софья Изосимова стала бронзовым призером Национального чемпионата «Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)» в компетенции «Технологии моды». - Мне всегда нравилось стильно одеваться, сочетать вещи и аксессуары, - говорит Софья Изосимова. - На уроках технологии все получалось, училась с интересом, поэтому с удовольствием согласилась принять участие в чемпионате. Подготовка была долгой, много занималась дополнительно с учителем Людмилой Викторовной Фокиной. Помимо конструирования одежды и шитья у Софьи много других увлечений. Долгое время занималась танцами, постоянно ходит в бассейн и любит рисовать. Чтобы все успеть, девочка придерживается определенного графика: сначала школа, затем дополнительные занятия в кабинете технологии, а уже потом все остальное. На вопрос, что служит вдохновением, Софья уверенно отвечает: - Я не ориентируюсь на звезд, мне очень нравится стиль моих старших сестер - сдержанный и элегантный. До участия в WorldSkills Russia не задумывалась о профессии, а сейчас уже есть планы поступать в специализированный колледж и продолжать обучение. Стимулом к участию в олимпиадах нередко становятся льготы при поступлении в вуз или возможность перейти в профильную школу или класс. Так, например, Карина Каримова из гимназии № 39 победила в заключительном этапе всероссийской олимпиады школьников по предмету «Биология». Теперь она учится в «Физтех-лицее» им. П.Л. Капицы в Долгопрудном.
Семиклассница Елизавета Белова из Демского района победила во Всероссийском конкурсе «Большая перемена». Это платформа, где школьники со всей страны могут раскрыть свои способности. Номинации здесь креативно названы «вызов», и их довольно много. Елизавета придумала свой проект в направлении «Делай добро!». Два этапа проводились в формате онлайн, а третий - в детском лагере «Артек». - Я живу в частном секторе, и на нашей улице много пожилых людей. Во время пандемии им было рекомендовано не выходить из дома, и если с продуктами помогали взрослые, то мы с командой решили позаботиться о духовной пище. Заказывали в библиотеке для них книги и приносили домой, а потом возвращали обратно. Сначала это было два-три человека, а затем число желающих стало расти. И хотя сейчас им уже можно выходить из дома, мы свой проект продолжаем, поскольку он востребован. Несмотря на юный возраст, Лиза - опытный волонтер. Она участвует в районных и городских экологических акциях, помогает брошенным животным. Проект с доставкой книг на дом бросать не собирается и мечтает о том, чтобы акция стала городской и к ней присоединились все библиотеки. - А какие книги чаще всего просят принести ваши подопечные? - Классику, романы и повести про войну, а также стихи. Чаще всего Пушкина и Маяковского. - А сама что любишь читать? - Не могу сказать, что литература мой любимый предмет. Мне больше нравятся математика и физика. За победу в конкурсе Елизавета вместе с другими призерами отправилась в путешествие мечты по маршруту Владивосток-Москва. Поезд должен был пройти по всей стране с остановками в Хабаровске, Благовещенске, Чите, Иркутске, Красноярске, Новосибирске, Омске, Екатеринбурге, Казани и Нижнем Новгороде и завершить свой путь в столице на Казанском вокзале. Но наблюдать за красотами России предстояло не только из окна поезда. Проект подразумевал встречи с интересными людьми, знакомство с уникальными природными и историческими достопримечательностями. - К сожалению, путешествие закончилось чуть раньше. В поезде выявили заболевших ковидом, и мы добрались только до Новосибирска. Но даже этот отрезок пути был увлекательным.
Ильяс Галимханов учится в 10 классе гимназии № 39 и с начальных классов участвует в олимпиадах. Сначала это были школьные конкурсы, потом любознательный мальчик стал выходить на городской и республиканский уровни. - Олимпиады - отличная возможность понять свои интересы и возможности, показать уровень, которого достиг, находить нестандартные решения. В младших классах стимулом была не только проверка знаний, но и призы. А в старших, конечно, мотивация другая - заработать дополнительные баллы для поступления в университет или же получить право попасть на бюджет без экзаменов. В багаже Ильяса победы и призовые места на таких значимых интеллектуальных состязаниях, как «Высшая проба», которую проводит Высшая школа экономики, и конечно, он призер заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по предметам «География» и «Право». - Чтобы получить результат, надо много работать. На первоначальном этапе мне не хватало мотивации, я занимался с учителями, репетиторами. Большое значение для меня имели занятия с Дмитрием Андреевичем Мальцевым и подготовка в Зимней школе права, где целенаправленно готовят к Всероссийской олимпиаде школьников. - Остается ли время на другие занятия? - Перед олимпиадой обычно все силы уходят на подготовку. Как в спорте. Но в другое время обязательно надо переключаться, иначе можно «перегореть». Я, как и все подростки, гуляю с друзьями, люблю играть в настольные игры, смотреть ролики и читать блоги. - Куда планируете поступать? - Думаю еще, но в приоритете юридический факультет МГУ. Может быть, я буду строить карьеру адвоката или когда-нибудь надену судейскую мантию. Время покажет, а пока надо готовиться к очередному этапу! Бесспорно, участие в интеллектуальных олимпиадах - еще и общение с единомышленниками. Персонажи этой статьи отмечали, что познакомились со многими ребятами, с кем-то сильно сдружились. Олимпиады - особое движение, которое позволяет выявить творческие способности, открыть одаренным детям путь в лучшие учебные заведения.
Екатерина МАРКОВА |