ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

К 100-летию Героя



     №3 (244)
     Март 2022 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "СОБЫТИЕ МЕСЯЦА"

Открытая Уфа


Давным-давно, когда многие ещё продолжали считать только что появившуюся фотографию (1839 г.) чем-то вроде трюка фокусника, увидело свет ещё одно изобретение – открытое письмо, или просто открытка (1869 г.). Очень быстро они стали настолько популярными, что расплодившиеся к тому времени фотографы взяли их на вооружение, для этого производители стали выпускать фотобумагу с готовой обратной стороной в виде открытого письма. Сюжеты таких открыток могли быть самыми разными, здесь речь пойдёт о видах Уфы.

Самые первые фотографии с видами нашего города – производства фотозаведения Александры Петровой появились весной 1866 года. Цитата из № 37 «Уфимских губернских ведомостей» за тот год: «От фотографии г-жи Петровой (на углу улиц Почтамтской и Каретной в доме г. Петрова). В течение нынешнего лета изготовлена фотографиею значительная коллекция видов города Уфы, представляющих лучшие перспективы города: улицы, площади, здания и пр. Коллекция продаётся в целом составе и отдельными экземплярами видов. Коллекцию можно видеть в фотографии ежедневно. А. Петрова». Особенно приятно, что эти фотографии сохранились в собрании Государственного Эрмитажа. Но открытками их назвать никак нельзя. Во-первых, открытые письма на тот момент ещё не вошли в обиход, а во-вторых, солидный размер этих фотографий никак не тянет на открыточный.
Вновь листаем «Уфимские губернские ведомости». В газете от 15 августа 1881 года читаем: «…В непродолжительном времени будут продаваться виды г. Уфы. Сниматься можно во всякую погоду от 9 утра до 5 вечера. Работы будут производиться под собственным моим наблюдением. Фотография помещается на углу Большой Казанской и Телеграфной улиц в доме Ахмаметева. Фотограф М.Г. Денисов». Никаких следов от видов, вышедших из контактных копировальных станков Денисова (снизу – фотобумага, сверху – стеклянный негатив), не осталось, и может показаться, что в этом случае определить, что они собой представляли, сложно. Тем не менее, портретные отпечатки фотографа Матвея Григорьевича Денисова сохранились, их формат примерно 10 х 14 см («кабинет-портрет»). Фотографии наклеивались на картонную основу 11 х 17 см (были ещё и «карт-де-визит» размером 5,5 х 9 см, но для наших целей они явно малы). Так же, должно быть, оформлялись и виды города. Ещё раньше, в середине 1870-х, «картонки» с видами города выпускала фотография Олимпиады Паршиной, и возможно, кто-то ещё, хотя всё это, конечно, пока не открытки.
Вернёмся к дому Ахмаметева [стоял до конца 1970-х гг. напротив пожарной части на углу Октябрьской Революции и Цюрупы]. В 1881-м Денисов работал там в качестве продолжателя фотобизнеса Бухгольца и Сулистровского, но в памяти уфимских старожилов это ателье осталось совсем под другим именем – Ольги Фёдоровны Герман (известно с 1895 года). Именно при ней были напечатаны самые первые настоящие уфимские фотооткрытки – таковыми их признают и филокартисты, т.е. коллекционеры: стандартный размер 9 х 14, адресная сетка, место для марки. Напомню, что текст на оборотной стороне был напечатан ещё на стадии производства фотобумаги. 
Сколько всего открыток было выпущено в ателье, сказать трудно, на сегодня известно несколько десятков сюжетов, отличающихся, кроме всего прочего, и оформлением – надписями на самом изображении, оттиском каучуковой печати и т.д.
Традиции дореволюционных фотографов в конце 20-х гг. прошлого века решил продолжить Степан Стива (1882 – 1972). Броскую свою фамилию он «заработал» ещё в юности активным участием в любительских театральных постановках. В начале века Степан Степанов был телеграфистом (сохранилось его прошение от 2 июля 1900 года на имя начальника почтово-телеграфной конторы о приёме на работу), и настолько лихим работником, что в среде соратников-революционеров получил право на подпольную кличку, которую даже не надо было выдумывать. После октября 1917 года Стива стал комиссаром почтово-телеграфной конторы, затем его перевели в Москву. По каким-то причинам в середине 20-х он вернулся в родной город. И вскоре выяснилось, что его коммерческие успехи могут быть не хуже революционно-театральных: он поставил на поток печать сувенирных фотографий с видами города (отличительная их черта – несколько небрежная пояснительная надпись в нижнем углу снимка). И хотя открытками его продукцию можно назвать лишь с оговорками (адресная сторона на них обычно отсутствует), но стандартный формат 9 х 14 уже говорит сам за себя.
Ещё через несколько лет вышла интересная серия уфимских открыток «на серебре» (т.е. отпечатанных на фотобумаге в условиях лаборатории – при красном фонаре) под общей «вывеской» – трест «Союзфото» (всесоюзное объединение по централизованному выпуску фотоиллюстраций для газет и журналов, книжных издательств и других потребителей фотоинформации). Впервые на этих открытках был указан тираж – 1 тысяча, а также стояло загадочное по нынешним временам слово Средволкрайлито. Если определить, что «зашифровано» Средне-Волжское краевое можно сразу, то лито многих ставит в недоумение, ведь один из способов печати называется литография. Ответ достаточно прост: Средволкрайлито являлся подразделением Главлита – Главного управления по делам литературы и издательств. Существовал тогда даже термин – литовать, т.е. получить разрешение на печать после проверки.
Вновь полузабытый «жанр» вернули фотографы 50-х: к 400-летию присоединения Башкирии к России артель «Труд» (К. Маркса, 58) выпустила несколько серий фотооткрыток. Но в отличие от описанных выше выпусков в типографию «Новый быт» отправлялись уже готовые отпечатки, и там на них наносились необходимые реквизиты открытого письма. Интересно, что найти такие снимки порой даже сложнее, чем дореволюционные виды Уфы.

Анатолий ЧЕЧУХА








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости