РУБРИКА "НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО"Справедливый расчёт
Прошлой зимой многие жители Уфы стали получать очень высокие счета за отопление. Это вызвало негативную реакцию горожан, массу обращений во все инстанции, тема бурно обсуждалась в соцсетях и в СМИ, причем пик напряженности пришелся на январьфевраль 2021 года. Анализ, сделанный администрацией города, показал, что к высоким счетам в платежках привел целый комплекс причин, для устранения которых составили специальный план. В нем, кроме стандартных пунктов, заложили мероприятия по энергосбережению, которые раньше практически не велись. Во многом благодаря предпринятым мерам, в ноябредекабре совокупная экономия жителей Уфы на плате за тепло по сравнению с тем же периодом 2020го составила 353 миллиона рублей, а тема завышенных счетов ушла из информационного поля. Также был зафиксирован резкий спад обращений жителей по системе «Инцидент». Если в январе 2021го их поступило 1532, то через год всего 77.
Как показала практика, к завышению платы жителей за центральное отопление может привести целый комплекс самых разных причин. С учетом негативного опыта прошлого года, при подготовке к нынешнему отопительному сезону в Уфе были выполнены работы, которые раньше не проводились, отметил начальник Управления по обеспечению жизнедеятельности города Аскар Баталов. В дополнение к традиционным гидравлическим испытаниям и промывке теплосетей была проведена ревизия площадей 4,5 тысячи многоквартирных домов, устранившая неточности в расчетах начисления платы в 900 МКД на общей площади около 100 тысяч квадратных метров. Специалисты проверили порядка 500 общедомовых приборов учета, выполнили ремонт и наладку 345 индивидуальных тепловых пунктов (ИТП), отрегулировали и заменили около 100 тысяч единиц запорной арматуры, провели ревизию дроссельных устройств в 3200 многоэтажках. Теплоизоляцию получили 132 километра трубопроводов, в ходе ремонтов заменено 2000 погонных метров изношенных труб. Общедомовые приборы учета оснастили системой «верхнего уровня», способной предупреждать о неисправностях и утечках теплоносителя. В итоге в октябредекабре в 79% или 2436 уфимских домах была достигнута экономия 156 тысяч гигакалорий тепла на общую сумму 353 миллиона рублей. Результат удалось получить прежде всего благодаря энергосбережению, а полученный опыт позволит оценить эффект от предпринятых мер. Проведенный анализ показал, что теплоизоляция труб и ремонт подъездов с заменой окон и установкой тамбурных дверей обеспечивают экономию тепла на уровне 5%, а внедрение «верхнего уровня» показаний приборов учета и своевременное устранение неисправностей экономит еще 7%, рассказал Аскар Баталов. Ревизия дроссельных устройств снижает платежи на 10%, но наибольшую экономию в 37% дают ремонт и правильная настройка индивидуальных тепловых пунктов. Также следует отметить, что система «верхнего уровня» с начала отопительного сезона позволила выявить 5691 нештатную ситуацию в системах отопления многоквартирных домов, 95% которых устранили в течение суток. Каждая из этих проблем могла привести к завышенным суммам в платежках.
Индивидуальная экономия
В настоящий момент в числе проблемных остается 21% уфимских домов, где экономии на тепле пока достигнуть не удалось. Анализ показал, что в 7,1% или 203 многоквартирных домах причиной повышенного расхода стали нарушения режимов подачи теплоносителя со стороны ресурсоснабжающих организаций. В 5,1% (157 МКД) виновником переплат оказался разный период снятия показаний счетчиков, в 4,7% (144 МКД) имели место сбои в работе приборов учета, а в 4% или 124 домах – неисправности автоматики ИТП. Учитывая сложность устранения вышеназванных проблем и их эффект для энергосбережения, наиболее важным вопросом можно назвать ремонт и правильную эксплуатацию индивидуальных тепловых пунктов. Напомним, что данное оборудование представляет собой монтируемые в подвале специальные пластинчатые теплообменники, где теплоноситель от большой бойлерной или ТЭЦ прогревает горячую воду, подаваемую в краны квартир, а также химически очищенную воду, циркулирующую в батареях. Это позволяет отказаться от подведения к дому труб горячей воды, оставив только с холодной. Тем самым существенно снижаются потери тепла, а значит и расходы жильцов. В настоящее время отремонтированы все 354 ИТП, где перед началом отопительного сезона были выявлены неисправности, пояснил Аскар Баталов. Основная сложность заключается в том, что на те тепловые пункты, которые были отремонтированы за счет бюджета, жителям нужно заключать договора на обслуживание со спецорганизациями, чтобы в дальнейшем они не выходили из строя. Качественное обслуживание дает быстрый и ясно видимый результат. Так, анализ платежей жителей разного типа домов в октябре 2020 и 2021 годов показал, что экономия от исправно работающих ИТП была на уровне от 13% до 37%. Снижение платежей для квартиры площадью 50 квадратных метров составило от 300 до 1700 рублей в месяц, при том что плата за обслуживание теплового пункта не превышает 100 рублей. С другой стороны, в домах, где оборудование не обслуживается и работает некорректно, рост начислений достиг 2025%.
Центр в помощь
Важную роль в решении проблем ЖКХ играет работающий в Уфе с 22 сентября 2021 года круглосуточный коллцентр оперативного штаба по отоплению. Он позволяет значительно быстрее, чем раньше, реагировать на сложные ситуации с отоплением: операторы оперативно направляют запросы в нужные инстанции и контролируют их исполнение. Как сообщают в администрации города, в среднем проблемы жителей решаются за 612 часов. Правда, есть и категории, у которых срок исполнения может длится до месяца. Например, в случае перерасчета начислений за отопление. Для эффективной работы центра создано специальное программное обеспечение и разработан алгоритм приема звонков. На каждый из них оператор заводит электронную карточку и в зависимости от тематики передает ее управляющей или ресурсоснабжающей организации либо закрывает сам, разъясняя те или иные нормы и правила законодательства, пояснил заместитель начальника Управления по обеспечению жизнедеятельности города Антон Тристан. В целом, благодаря комплексу принятых мер, эксперты делают вывод о нормализации ситуации с расчетами жителей за тепло. Наиболее сложным периодом с точки зрения проблем оплаты центрального теплоснабжения стала зима 2020 года, считает советник главы администрации Уфы Вадим Беляков. В декабре 2020го 42процентное превышение платы за тепло по сравнению с ноябрем было отмечено в 2800 многоквартирных домах или практически половине жилфонда столицы республики. Неудивительно, что это вызвало массовое недовольство жителей и поток жалоб во все инстанции. Сейчас ситуация кардинально улучшилась. В январе 2022 года превышение начислений за отопление выше 35% по сравнению с декабрем было незначительным. При этом в декабре средняя температура составила минус 6 градусов Цельсия, а в январе – минус 12,5, что в основном и обусловило превышение начислений. В этот холодный сезон уменьшения расхода тепла удалось добиться в 80% уфимских домов. Конечно, проблемы, связанные с ошибками в начислениях, неправильным расчетом подачи теплоносителя или неисправностью внутридомовых отопительных систем, полностью никуда не ушли. Но их число значительно сократилось, и, что не менее важно, в городе создана система оперативного решения возникающих жилищнокоммунальных проблем.
Алексей ФАТЫХОВ |