РУБРИКА "КУЛЬТПОХОД"Путешествие в детство
Спектакль «Манюня» по одноименной повести Наринэ Абгарян стал для Театра юного зрителя экзаменом на зрелость, а для уфимской публики - тем глотком свежего воздуха, вдыхая который понимаешь, «как прекрасен этот мир», несмотря ни на какие пандемии.
Что вложила в постановку режиссёр и актриса Полина Шабаева, насколько начало 80-х годов прошлого века созвучно современному зрителю и о чем заставляет задуматься бердская история - об этом наша беседа.
- Повесть написана больше 10 лет назад, в свое время она по достоинству была оценена читателями и критиками. Но именно сейчас вышел сериал по книге и вы тоже обратились к ее постановке. Думаю, не случайно. Чем она вас зацепила? - Я прочитала «Манюню» относительно недавно - три года назад. И она поразила меня абсолютно точным попаданием в меня саму. В то ощущение жизни в детстве, когда тебе ничего не страшно, потому что за спиной твои близкие. Для меня эта история автобиографичная, происходившая в армянском городке Берд, но в то же время типичная для того времени. Автор ничего не придумывает, есть ощущение абсолютной достоверности, и ты веришь в реальность, созданную Наринэ Абгарян. То поколение выросло, сегодня им больше 50. Поэтому это некая попытка вернуться назад и переосмыслить, что там было и чем мы, находясь в возрасте своих родителей, отличаемся сегодня. Идет самоидентификация с местом рождения, с эпохой, в которой мы выросли. Момент самоанализа, самооценки очень важен. История Манюни - психотерапевтическая, потому что, как говорят психологи, мы застреваем в каком-то определенном возрасте. И для самой писательницы книга, как мне кажется, носит целебный характер.
- Вы только родились в то время, когда происходят события в книге… - Мой подростковый кризис совпал с перестройкой. Я была уже сознательной девочкой. Тотальный дефицит на себе не ощутила, но помню длинные очереди в овощном и зеленые бананы, поспевающие на батарее. Да, чего-то не было в магазинах, но было другое - много родительской любви. Это главное.
- Для советских детей ремень был привычным средством воспитания, а слово взрослого - законом. Сегодня родителей, которые наказывают своих детей, называют абьюзерами, а те в свою очередь знают, куда бежать в случае чего: в опеку или к психологу. Тогда было не принято выносить сор из семьи. - Мне кажется, что не все так однозначно. Когда Ба просит принести альбом с семейными фотографиями, чтобы узнать, с кем дружит ее внучка, это нормально. И сегодня родители, которые интересуются, с кем общается ребенок, заходят на его страничку в соцсетях, смотрят на окружение. Мне кажется, все индивидуально и должно присутствовать чувство меры. В спектакле семейный альбом характеризует исключительно Ба, ее гиперопеку, деспотичность, как она выстраивает семью, но это не отменяет любви, нежности и страха… Когда человек боится за своих близких, он зачастую бывает агрессивен. Нет однозначного ответа. Где-то и ремень воспитывает…
- Написать сценарий по книге не просто. По какому принципу вы отбирали эпизоды? - Собирала пазлы в свою картину, представление. Для меня важно, чтобы каждый герой был полноценным, сочным, ярким, чтобы за два с половиной часа зрителю была понятна история и тети Нади, и дяди Миши, и папы Юры. А чтобы раскрыть многогранный характер Ба, пришлось обратиться даже к следующему сборнику рассказов - где отмечает свой юбилей. Чтобы показать, как при таком деспотизме можно испугаться. Она положила свою жизнь на родных, но в то же время вмешивалась в отношения своего сына. Скорее всего, развод состоялся по ее вине. И в то же время из-за этой большой разрушающей любви к своим близким Маня прошла школу жизни уже в детстве. Некоторые вещи мы додумывали, расставляли свои акценты.
- Вы сознательно выбрали для роли Ба актера-мужчину? - Когда я только читала «Манюню», то сразу представляла, кто может ее сыграть. Миша Ушаков - актер с прекрасным чувством юмора. На каждую ситуацию у него есть история. Он громкий, темпераментный, мгновенно вспыхивает. И выбор логичен еще и потому, что у Ба мужской характер. Спектакль во многом удался и благодаря актрисам, сыгравшим детей - Виктории Емелевой, Наталье Лысцовой, Лайсан Хузиной.
- Замечательная придумка - ансамбль соседей, выступающих в роли как самостоятельных персонажей, так и рассказчиков. - Без них не получилось бы почувствовать атмосферу этого южного городка, насладиться ароматом яблочного пирога. Мне кажется, случилось попадание во время и национальность. С ансамблем всегда работать сложнее, чем с отдельным актером. Здесь каждое движение, жест, слово, как мячик, летит от одного к другому. И необходимо умение отступать в тень, чтобы дать герою взможность выйти на первый план.
- Зрители не скупились на похвалу в соцсетях. 10 спектаклей - и на всех аншлаг. С чем вы связываете такой успех? - Спектакль предназначен для детей 12+, но приходили и совсем юные ребята. Например, семилетний мальчик прочел «Манюню» и очень хотел попасть в театр. Было много родителей с детьми, с бабушками и дедушками. Это спектакль без возраста. Некоторые зрители шли на «Манюню», ничего не зная о нашем театре. Благодаря ей мы приобрели новых друзей. Мы не ожидали такого количества откликов, постов и перепостов в соцсетях. Спектакль стал поводом для общения поколений, желанием услышать мнение другого человека. Беда нашего времени - мы стали глухими, живого общения катастрофически не хватает.
- Взрослых привела ностальгия, а дети увидели, каким должно быть счастливое детство? - Никто не знает, каким. Но хотя бы поводом - заглянуть в семейный альбом.
- О времени 80-х в последние годы снято много чернухи, криминальных сериалов. А ваше путешествие в детство стало во многом откровением… - Мы не навязываем своего представления, но даем возможность вернуться в то время, когда соседи были почти родными и принимали участие в нашей жизни. В то время, когда деревья были большими, а все впереди.
Светлана ЯНОВА |