РУБРИКА "ВЕРНИСАЖ"Золото древних степей
«Великая степь: Пространство. Время. Культура» - так называется выставка в Национальном музее РБ, где можно увидеть «Золотого человека» - воина древнего кочевого народа в драгоценном облачении, найденного в одном из богатейших погребений за всю историю археологии. Драгоценные артефакты из древних курганов представил для экспозиции Национальный музей Казахстана.
В 1969 году в результате раскопок большого кургана на берегу реки Иссык было обнаружено два захоронения: центральное, которое было неоднократно разграблено, и боковое - к счастью, нетронутое. Здесь и был найден «Золотой человек» - молодой воин в парадной кольчуге из золотой чешуи на кожаной основе и высоком (70 см) головном уборе конической формы. Его одежда была украшена стрелами, изображениями барсов, архаров, лошадей и птиц (все из листового золота). Справа и слева от тела лежали длинный меч для конного боя и короткий меч-акинак, тоже богато украшенные изображениями животных. Всего во время раскопок 1969-70 годов в погребении V-IV вв. до н.э. (эпохи раннего железа) найдено свыше 4 тысяч золотых предметов. Еще одна из ценных находок - серебряная чаша с надписью из 26 знаков, выполненных тюркским руническим письмом - один из древнейших памятников письменности на территории Казахстана. Расшифровать надпись пока не удалось.
Эпоха могущества Сегодня украшения из короны древнего правителя степей - крылатые кони-тулпары - стали частью национального герба Республики Казахстан, скульптура Золотого человека установлена на площади Независимости в Алматы. Похороненный юноша (ему было не более 16-18 лет) мог быть вождем или сыном вождя племени саков - древних предков казахов. Кто же они были? Начиная с I тыс. до н. э. и в первых веках н. э. кочевые и полукочевые племена саков обитали в Приаралье, Средней Азии, Казахстане и Южной Сибири. В переводе с персидского саки - «могучие мужи». Саками (от скифского Saka - олень) их называли и греческие авторы, они упоминают и отдельные племена. Например, «Золотой человек» явно принадлежал к сакам-тиграхауда («острошапочникам»), а были еще хаомаварга, исседоны, аримаспы… Саки и массагеты - народы, родственные скифам (так греки называли вообще все племена, кочевавшие от причерноморских степей до территории современного Китая). Ювелирные изделия из их погребений выполнены в «зверином стиле»: это стилизованные изображения тотемных животных, сцен борьбы зверей, наделяемых магическими функциями. - Перед нами - свидетельства расцвета и могущества цивилизации ранних кочевников, - отметил Владимир Овсянников, заведующий отделом археологических исследований Института истории, языка и литературы УФИЦ РАН. - Точность и красота изображений животных, инкрустации, листовое золото и золотая фольга, которой обертывались изделия из дерева - все это высочайшие технологии металлообработки. Есть версии, что для скифов некоторые изделия делали греческие мастера, но на территории Южного Урала и Казахстана это точно производство самих кочевников. У нас есть термин «Урало-Казахстанские степи», так что это единый историко-культурный массив. Причем золото у них (например, из Филипповских курганов, где найдены золотые олени - его брали на химический анализ) было из совершенно разных источников. В V-IV веках оно стало оседать у богатых царских родов, возникла мода, образовались стили, причем каждый уникален: сакский, на Южном Урале - филипповский, в Причерноморье - скифский, а также сибирский - все это объединяется понятием «скифо-сибирский звериный стиль». Однако велика вероятность того, что в IV веке степи Евразии постигла страшная засуха. Причем она продолжалась из года в год, степи стали усыхать, а это привело к потере количества стад – основы жизни всех кочевых народов. Поэтому сложные социальные структуры стали разрушаться, упрощаться, и они перестали совершать богатые захоронения.
Властители трех миров Как я узнала во время экскурсии по выставке, каждое изображенное животное несло глубокий символический смысл: возможно, архар был символом высшего мира, барс - храбрости, грифон - верховной власти. Одним из любимых изображений саков был олень, который, возможно, был их тотемом и воплощал саму жизнь. Часто встречаются и сцены терзания травоядных хищниками - драматизм сюжетов символизирует противостояние стихии и возрождение к жизни, противоборство добра и зла. Своими знаниями о «зверином стиле» и богатой истории кочевников поделилась известный археолог, кандидат исторических наук Альфия Султанова: - Да, каждое из изображенных животных «отвечало» за свою сферу жизни. Они связывали надземное, срединное и подземное царства, были властителями уходящих душ… Но самое главное - то, что кочевники, в том числе и саки (а вообще, тогда это был единый кочевой мир) впервые объединили Восток и Запад, благодаря им между цивилизациями образовалась регулярная связь. Кочевники были мобильны, они и торговали, и воевали. Собственно, они были просто вынуждены воевать: разводя коней, овец, верблюдов, они получали белковую пищу, а вот хлеб, углеводы приходилось выменивать или отнимать у земледельческих народов. Они могли торговать драгоценностями, оружием, которые в свою очередь покупали или отнимали у разных цивилизаций от Китая до Ирана и греческих полисов. Именно саки разгромили персидскую державу Кира II - основателя державы Ахеменидов, объединителя персидских земель. Потом они воевали с Дарием I - и часть племен была покорена, так что саки в составе персидской армии участвовали в греко-персидских войнах, в частности в битве при Марафоне.
Убор жрицы и перстень свахи На выставке представлены не только сокровища кургана Иссык – она дает возможность гораздо более широкого знакомства с археологическими богатствами и культурой Казахстана. Тут есть, например, артефакты из могильника Таксай - в VI-V вв. до н.э. здесь была захоронена знатная женщина, жрица. Сохранилась деталь ее головного убора - тоже высокого и конусовидного, который был украшен двумя сходящимися полосами желтого металла, соединенными величественной головой архара. Вся ее одежда была расшита бляшками в виде свастики, образованной из четырех голов грифонов. Также здесь есть находки из одного из Берельских курганов - с места погребения знатного воина и его жены. Древним людям удалось привести захоронение в состояние вечной мерзлоты, что способствовало сохранности вещей и останков. Поражают своей красотой развилка узды в виде двух зеркально отражающих друг друга барсов, бляшки в виде лежащих оленей. Люди были захоронены вместе с 13 лошадьми, и украшения для конского убранства выполнены не менее искусно - из дерева, которое было обернуто золотой фольгой. Есть здесь и золотые украшения из Сайрамского клада - самого большого в истории Казахстана: в 2013 году рядом со строящимся торговым центром был обнаружен кувшин с 2600 серебряными монетами, а недалеко от него - еще один клад с золотыми украшениями. Можно увидеть и украшения времен Золотой Орды. Не менее ценные артефакты - бронзовый топор (X-VIII вв. до н.э.), большой казан, светильник с фигурками четырех хищников и резная костяная ложка (VI-V вв. до н.э.), а также серебряные украшения XIX века: с приходом ислама «звериный стиль» исчез, но изображения животных остались, превратившись в элементы декора, орнамента. Можно долго любоваться массивными нагрудными украшениями, браслетами, серьгами-лунницами, «перстнем свахи», который дарила мать невесты матери жениха, благодаря за позволение дочери войти в семью. Все - тончайшей работы, однако ювелирное мастерство древних остается непревзойденным.
Екатерина КЛИМОВИЧ |