ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

К юбилею Уфы – обновленный парк
Глава Башкортостана Радий Хабиров совместно с мэром Уфы Ратмиром Мавлиевым по...

«ZaРоссию»
Уфа стала участником  музыкально-патриотического марафона «ZaРоссию». 
...


Утренний объезд
Мэр Уфы Ратмир Мавлиев в компании с главами  Октябрьского и Советского район...

Колоннада Шаймуратова



     №5 (246)
     май 2022 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "ВЕРНИСАЖ"

Золото древних степей


«Великая степь: Пространство. Время. Культура» - так называется выставка в Национальном музее РБ, где можно увидеть «Золотого человека» - воина древнего кочевого народа в драгоценном облачении, найденного в одном из богатейших погребений за всю историю археологии. Драгоценные артефакты из древних курганов представил для экспозиции Национальный музей Казахстана.


В 1969 году в результате раскопок большого кургана на берегу реки Иссык было обнаружено два захоронения: центральное, которое было неоднократно разграблено, и боковое - к счастью, нетронутое. 
Здесь и был найден «Золотой человек» - молодой воин в парадной кольчуге из золотой чешуи на кожаной основе и высоком (70 см) головном уборе конической формы. Его одежда была украшена стрелами, изображениями барсов, архаров, лошадей и птиц (все из листового золота). Справа и слева от тела лежали длинный меч для конного боя и короткий меч-акинак, тоже богато украшенные изображениями животных. Всего во время раскопок 1969-70 годов в погребении V-IV вв. до н.э. (эпохи раннего железа) найдено свыше 4 тысяч золотых предметов. Еще одна из ценных находок - серебряная чаша с надписью из 26 знаков, выполненных тюркским руническим письмом - один из древнейших памятников письменности на территории Казахстана. Расшифровать надпись пока не удалось. 

Эпоха могущества
Сегодня украшения из короны древнего правителя степей - крылатые кони-тулпары - стали частью национального герба Республики Казахстан, скульптура Золотого человека установлена на площади Независимости в Алматы.
Похороненный юноша (ему было не более 16-18 лет) мог быть вождем или сыном вождя племени саков - древних предков казахов. Кто же они были? Начиная с I тыс. до н. э. и в первых веках н. э. кочевые и полукочевые племена саков обитали в Приаралье, Средней Азии, Казахстане и Южной Сибири. В переводе с персидского саки - «могучие мужи». Саками (от скифского Saka - олень) их называли и греческие авторы, они упоминают и отдельные племена. Например, «Золотой человек» явно принадлежал к сакам-тиграхауда («острошапочникам»), а были еще хаомаварга, исседоны, аримаспы… Саки и массагеты - народы, родственные скифам (так греки называли вообще все племена, кочевавшие от причерноморских степей до территории современного Китая). Ювелирные изделия из  их погребений выполнены в «зверином стиле»: это стилизованные изображения тотемных животных, сцен борьбы зверей, наделяемых магическими функциями. 
- Перед нами - свидетельства расцвета и могущества цивилизации ранних кочевников, - отметил Владимир Овсянников, заведующий отделом археологических исследований Института истории, языка и литературы УФИЦ РАН. - Точность и красота изображений животных, инкрустации, листовое золото и золотая фольга, которой обертывались изделия из дерева - все это высочайшие технологии металлообработки. Есть версии, что для скифов некоторые изделия делали греческие мастера, но на территории Южного Урала и Казахстана это точно производство самих кочевников. У нас есть термин «Урало-Казахстанские степи», так что это единый историко-культурный массив. 
Причем золото у них (например, из Филипповских курганов, где найдены золотые олени - его брали на химический анализ) было из совершенно разных источников. В V-IV веках оно стало оседать у богатых царских родов, возникла мода, образовались стили, причем каждый уникален: сакский, на Южном Урале - филипповский, в Причерноморье - скифский, а также сибирский - все это объединяется понятием «скифо-сибирский звериный стиль». 
Однако велика вероятность того, что в IV веке степи Евразии постигла страшная засуха. Причем она продолжалась из года в год, степи стали усыхать, а это привело к потере количества стад – основы жизни всех кочевых народов. Поэтому сложные социальные структуры стали разрушаться, упрощаться, и они перестали совершать богатые захоронения.

Властители трех миров
Как я узнала во время экскурсии по выставке, каждое изображенное животное несло глубокий символический смысл: возможно, архар был символом высшего мира, барс - храбрости, грифон - верховной власти. Одним из любимых изображений саков был олень, который, возможно, был их тотемом и воплощал саму жизнь. Часто встречаются и сцены терзания травоядных хищниками - драматизм сюжетов символизирует противостояние стихии и возрождение к жизни, противоборство добра и зла. 
Своими знаниями о «зверином стиле» и богатой истории кочевников поделилась известный археолог, кандидат исторических наук Альфия Султанова:
- Да, каждое из изображенных животных «отвечало» за свою сферу жизни. Они связывали надземное, срединное и подземное царства, были властителями уходящих душ…
Но самое главное - то, что кочевники, в том числе и саки (а вообще, тогда это был единый кочевой мир) впервые объединили Восток и Запад, благодаря им между цивилизациями образовалась регулярная связь. Кочевники были мобильны, они и торговали, и воевали. Собственно, они были просто вынуждены воевать: разводя коней, овец, верблюдов, они получали белковую пищу, а вот хлеб, углеводы приходилось выменивать или отнимать у земледельческих народов. Они могли торговать драгоценностями, оружием, которые в свою очередь покупали или отнимали у разных цивилизаций от Китая до Ирана и греческих полисов. Именно саки разгромили персидскую державу Кира II - основателя державы Ахеменидов, объединителя персидских земель. Потом они воевали с Дарием I - и часть племен была покорена, так что саки в составе персидской армии участвовали в греко-персидских войнах, в частности в битве при Марафоне.

Убор жрицы и перстень свахи
На выставке представлены не только сокровища кургана Иссык – она дает возможность гораздо более широкого знакомства с археологическими богатствами и культурой Казахстана. Тут есть, например, артефакты из могильника Таксай - в VI-V вв. до н.э. здесь была захоронена знатная женщина, жрица. Сохранилась деталь ее головного убора - тоже высокого и конусовидного, который был украшен двумя сходящимися полосами желтого металла, соединенными величественной головой архара. Вся ее одежда была расшита бляшками в виде свастики, образованной из четырех голов грифонов. Также здесь есть находки из одного из Берельских курганов - с места погребения знатного воина и его жены. Древним людям удалось привести захоронение в состояние вечной мерзлоты, что способствовало сохранности вещей и останков. Поражают своей красотой развилка узды в виде двух зеркально отражающих друг друга барсов, бляшки в виде лежащих оленей. Люди были захоронены вместе с 13 лошадьми, и украшения для конского убранства выполнены не менее искусно - из дерева, которое было обернуто золотой фольгой. Есть здесь и золотые украшения из Сайрамского клада - самого большого в истории Казахстана: в 2013 году рядом со строящимся торговым центром был обнаружен кувшин с 2600 серебряными монетами, а недалеко от него - еще один клад с золотыми украшениями. Можно увидеть и украшения времен Золотой Орды. Не менее ценные артефакты - бронзовый топор (X-VIII вв. до н.э.), большой казан, светильник с фигурками четырех хищников и резная костяная ложка (VI-V вв. до н.э.), а также серебряные украшения XIX века: с приходом ислама «звериный стиль» исчез, но изображения животных остались, превратившись в элементы декора, орнамента. Можно долго любоваться массивными нагрудными украшениями, браслетами, серьгами-лунницами, «перстнем свахи», который дарила мать невесты матери жениха, благодаря за позволение дочери войти в семью. Все - тончайшей работы, однако ювелирное мастерство древних остается непревзойденным.

Екатерина КЛИМОВИЧ








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости