ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Низко вам поклониться хочу...
В Уфе в честь Дня медиков прошел праздничный парад. Более 700 врачей, медсестер, фел...




     №7 (248)
     июль 2022 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "То время"

«Искусство - не краеведческий музей» Но без краеведения нет истории искусства...


И тут я хочу поделиться нечаянной радостью. Во время отпуска в русском Баден-Бадене (как именуют иногда Кисловодск) директор удивительного театра-музея «Благодать» Валентина Имтосими воскликнула: «О, вы из Уфы! Я влюбилась в ваш город еще в 87-м, побывав в Оперном театре и познакомившись с краеведами, музейщиками, общественниками, хранящими память о Федоре Шаляпине. У вас интеллигентный город...»Я приятно удивилась. Сразу вспомнилась Галина Александровна Бельская, благодаря которой имя великого артиста вернулось в летопись Уфы и зазвучало родными нотками, но сегодня молодому поколению уфимцев ее имя, увы, уже малоизвестно. С Бельской мы познакомились в редакции «Вечерки» - 315-й комнате Дома печати. Фанатично погруженная в краеведение Тамара Нефедова, работавшая в соседнем кабинете за стенкой, заглянула к нам с вопросом: «Вы на месте? Я сейчас к вам гостью приведу». Мы с Рашидой Красновой (Рашида тогда была обозревателем по науке, но знала Уфу лучше иных краеведов и профессиональных историков) переглянулись и приготовились потерять пару часов драгоценного времени, догадываясь, что Тамара представит нам интересного человека - с другими она дружбу не водила. Так оно и вышло. Гостья оказалась блондинкой с открытым, улыбчивым лицом, ее привлекательную внешность дополнял внутренний эмоциональный порыв, и мы ждали сенсацию…Галина Александровна Бельская стала другом всех редакций! Отказать ей в публикации очередной заметки про гениального баса никто не смел. А если кто-то из ответсекретарей пытался возражать: мол, только в прошлом номере информацию о Шаляпине печатали, тут же замолкал, понимая, что придется иметь дело с самой Бельской, перед обаянием которой трудно устоять. Вспомнился и курьезный случай. В начале 90-х в стране бесчинствовали малиновые пиджаки с толстыми цепями на бычьих шеях - братки. Появились оные и в Уфе, а один - почему-то по кличке Шаляпин. Криминальный авторитет попал в милицейские сводки - чем воспользовались газетчики и написали об инциденте. И вот в Дом печати является качок в спортивном костюме и, заглядывая в кабинеты журналистов, угрожающе спрашивает «Кто тут про Шаляпина пишет?!» Специализировавшиеся на криминальной тематике корреспонденты на всякий случай попрятались, а на ринг с бандюганом откуда ни возьмись выплыла Бельская: «Я пишу про Федора Шаляпина», - гордо сообщила незнакомцу очаровательная Галина Александровна. Смерив ее пренебрежительным взглядом, качок удалился. А мы долго смеялись, восхищаясь бесхитростностью внештатного автора. Продолжали мы с ней дружить и перебравшись на седьмой этаж Дома печати, где двадцать лет потом обитала наша редакция журнала «Уфа» и газеты «Уфимские ведомости». Нашлись общие знакомые по Агрегатному заводу, где она проработала полвека. Галина Александровна гордилась корнями своего обожаемого мужа Юрия Андреевича Бельского, восходящими к крепкому просвещенному роду, и немного, как мне казалось, смущалась из-за того, что сама родилась не в Уфе, а в небольшом городке Ядринске в Чувашии. Ее деда с бабушкой после революции сослали в Башкирию, и они осели в Бирске. В Уфу пятилетняя Галочка Листова приехала с мамой и сестренкой Руфиной в 37-м году прошлого века. Приехали к маминой сестре - Любови Зиминой-Ломакиной, служившей в Уфимском ТЮЗе. Жизнь артистов провинциальных театров никогда не была легкой, а уж в предвоенные годы особенно: супруги Ломакины вынуждены были кочевать по городам и весям, предлагавшим им более выгодные контракты. Листовы остановились сначала в доме, где снимала угол тетя Люба с мужем. Анна Васильевна, и сама замечательная певунья (в юности пела в церковном хоре), не лишенная артистизма, глядя на мытарства Любаши, запрещала дочерям даже мечтать о сцене. Сама она, как хороший бухгалтер, быстро нашла работу: ее приняли в контору «ЮжУралЛес» на Аксакова, 93, там же на цокольном этаже дома дали комнату. Галина пошла в первый класс, а Руфина оставалась дома одна и по весне пускала бумажные кораблики из школьной тетрадки сестры, прямо лежа на кровати - пол их комнатушки заливала талая вода. Вскоре семья перебралась в освободившуюся квартиру на втором этаже и потопы прекратились. В годы войны романтичная Галя читала в госпитале стихи раненым, заранее готовя сюрпризы: то пойманную на улице бабочку в палате выпустит, то раздаст свои детские рисунки с пожеланиями. Но самым долгожданным событием для сестренок Листовых стали походы в Уфимский ТЮЗ, располагавшийся тогда на углу Ленина и Революционной в здании нынешнего авиационного техникума, который, кстати, потом и окончит Галина. Однажды тетя с мужем не вернулись из гастрольной поездки в Чимкент - там им предложили работу в драматическом театре. Девочки очень скучали по уехавшим родственникам, но визиты в театр не прекратили, вирус Мельпомены засел в них крепко. Неслучайно и на Агрегатном заводе, где в годы войны практически ребенком Галина встала к токарному станку, а после учебы вернулась в коллектив дипломированным специалистом, она постоянно что-то придумывала и режиссировала. В драмкружок «Авангард», которым руководил Михаил Кондратьев, бежала как на работу во вторую смену. Там же встретила своих лучших друзей: от ныне здравствующей Миляуши Галеевны Муртазиной, профессора Академии искусств (а тогда просто певуньи Милы) до рыцаря своего сердца - Юрия Бельского. Они оказались «одного поля ягодой» - увлеченные искусством, театром, книгами, историей родного края. Старались не пропускать премьерные спектакли в Оперном театре и Русдраме, концерты в филармонии. Вместе играли в драмкружке. Юрий к тому же был отменным фотографом, в редакции многотиражки - незаменимый человек, в редколлегию входила и принципиальная Галина. Но все когда-нибудь кончается, вышли на пенсию и Бельские. Но от безделья не скучали. Юрий Андреевич погрузился в съемки фильмов о родном заводе, а Галину Александровну затянуло краеведение - шаляпинская тема. Профессор Академии искусств Рустам Губайдуллин вспомнил, как в конце 90-х годов супруги Бельские вызвались записать на свою любительскую камеру Вечер старинного романса в Башгосфилармонии, поставленный режиссером БГТОиБ Рустэмом Галеевым и пианистом-концертмейстером Аркадием Минковым - тогда цифровые камеры еще не появились, да и пленочные были редкостью. И так Бельские поступали очень часто, продвигая и популяризируя музыкальную и театральную культуру.Помню, как радовалась Галина Александровна первому выпуску возрожденной нами газеты, ведь именно из архивных номеров «Уфимских губернских ведомостей» выискивала она ценную информацию о культурной жизни города и уникальных людях. А найдя какую-то стоящую зацепку, радовалась, словно выигрышу в лотерею. Исследовательской ее особенностью была дотошность . Что греха таить, иные краеведы беззастенчиво оперируют непроверенными или «чужими» фактами, нередко вкрадываются ошибки, а потом еще и тиражируются в компилятивных публикациях. Бельская о таком и думать не смела! Шла своим путем к заветной цели: открыть в Уфе Шаляпинский культурный центр, а потом и дом-музей.Со своими идеями стучалась в чиновничьи кабинеты, искренне надеясь на понимание, щедро делилась собираемыми по крупицам фактами с теми, кто готов был, по крайней мере, ее выслушать. Но чаще от нее отмахивались: большинство обитателей начальственных кабинетов оказывались далеки от шаляпинской темы и даже чиновники от культуры не считали вопрос приоритетным. Кто-то и вовсе воспринимал ее странноватой. И она это понимала и даже иногда подыгрывала: актриса - еще та! Из архивов «Уфимских ведомостей» ей удалось выудить информацию о блистательной пианистке Вере Тимановой, ученице Рубинштейна и Листа, ей рукоплескал весь мир, ею восхищались Федор Шаляпин и Петр Чайковский. А расследование Бельской началось с номера «Уфимских губернских ведомостей» за 1896 год, где была статья о выступлении уже прославившейся Веры Тимановой в родной Уфе. Выяснилось, что Верино детство прошло в деревне Подымалово в имении бабушки, отец, губернатор Оренбургской губернии, рано умер от чахотки, оставив жену с четырьмя малолетними дочерьми. Старшая Вера сызмальства проявляла способности к музыке: сначала училась у местных педагогов из сосланных сюда поляков.«В Уфе был очень хороший преподаватель, у которого я занималась три года. Десяти лет состоялся мой первый концерт, объявление о нем произвело в городе целую сенсацию. Билеты раскупались нарасхват, и я заработала мою первую тысячу рублей. Играла концерт Моцарта с оркестром и несколько пьес одна. Успех был полный, - написала потом Вера Тиманова в своих воспоминаниях. - Если бы не случайная поддержка богача И.Ф. Базилевского, я не видела бы ни консерватории, ни заграницы».Иван Федорович Базилевский, как известно, вошел в историю Уфы как едва ли не главный меценат: жертвовал на строительство театра, Мариинской гимназии, сельских школ, пансиона, приюта, церквей, помогал обедневшим семьям. Дал он и деньги для отправки Веры Тимановой в Санкт-Петербургскую консерваторию, откуда и началось ее триумфальное шествие по всему миру. Узнав об этом факте, Галина Александровна установила контакты с питерской консерваторией, где нашлись другие любопытные свидетельства о знаменитой пианистке. 21 февраля 1895 года в Петербурге состоялся концерт Веры Тимановой с участием Федора Шаляпина. После революции Тиманова лишилась всего и умерла в блокадном Ленинграде в 1942 году. Галина Александровна разыскала братскую могилу на Пискаревском кладбище, где она похоронена. Помню, с какими горящими глазами, совершенно счастливая Бельская пришла в мой кабинет: «Представляете, Тиманова родилась в Уфе!» Признаться, судьба великой пианистки меня в тот момент мало волновала, но восторг Бельской я поддержала: в газете опубликовали статью о легендарной землячке. Галина Александровна, получив свежеотпечатанные номера «Уфимских ведомостей» с долгожданной статьей, уходила из редакции абсолютно счастливой - словно у этой немолодой уже дамы и не было иных забот. Она была искренне признательна каждому, кто ее поддерживал, оказывал ей содействие. А Бориса Яковлевича Торика - оперного певца и художника, одного из первооткрывателей имени Шаляпина в Уфе, просто боготворила. Что, в принципе, справедливо: за шаляпинскую тему в Уфе раньше Торика основательно взялись только супруги. Георгий Федорович и Зинаида Ивановна Гудковы - признанные лидеры нашего постсоветского краеведения - оставили в дар Уфе книги и многочисленные публикации. Но и вклад Бориса Торика в нашу «шопениаду» огромен, хотя сегодня и о нем мало кто из уфимцев знает, не считая заядлых театралов. На сцене БТОиБ он спел более 60 партий, включая «шаляпинский» репертуар. И если Федор Шаляпин сам себя искусно гримировал перед выступлением, то Борис Торик погружался в образ своего героя благодаря оригинальному костюму, который сам же изобретал. А какие выразительные характерные рисунки публиковал в местных газетах Борис Яковлевич! Выставки с коллекциями его картин и сегодня собирают залы галерей. Как художник-сценограф оформил в Уфе свыше 100 спектаклей. Успешно сотрудничал с легендарным нашим танцмейстером Файзи Гаскаровым, придумывая костюмы для «Северных амуров». И те укоренившиеся в башкирском костюме шапки, с развевающимися при прыжках лисьими хвостами - придумка Торика, против которой выступали некоторые театральные художники. Но Борис Яковлевич тогда произнес фразу, которую мне захотелось взять в заголовок: «Искусство - не краеведческий музей!» Ничуть не возражая Торику, рискну лишь ее дополнить: краеведение - все же очень важный компонент культуры. А многочисленные проекты и благие дела, оставшиеся нам в наследство от Гудковых, Торика, Бельской, лишь подтверждают важность бескорыстного служения Уфе, краеведению и истории. Кроме нескончаемого поиска следов Шаляпина по всему миру, Галина Александровна умудрялась попутно помогать юным дарованиям. Так в поле ее внимания попала талантливая выпускница нашего Специального музыкального колледжа Наташа Кадырова. Бельская увидела в ней юную Веру Тиманову. Себя вообразить меценатом Базилевским не имела возможности, но план поддержки у нее созрел. В Париже как раз проходил международный конкурс пианистов, куда Кадыровой рекомендовали поехать. Галина Александровна обратилась в мэрию и поездку профинансировал Общественный фонд развития города. Наталья тогда успешно выступила на конкурсе, получив приглашение на учебу в Парижской консерватории. Там теперь и живет наша землячка, приезжавшая, кстати сказать, с сольным концертом в Уфу в феврале 2010 года, когда, к сожалению, Галины Александровны уже не было. Тот отъезд Наташи из Уфы на парижский конкурс хорошо запомнила другая соратница Бельской - Лариса Петровна Черникова, кандидат исторических наук, живущая сегодня в Москве и работающая в Институте востоковедения РАН. С 1998 года семь лет по направлению Башгосуниверситета изучала она историю российской эмиграции в Шанхае и Харбине. Познакомившись с Ларисой, Бельская надавала ей задания по розыску в Китае шаляпинских следов. Черникова блестяще справлялась, но поручений только прибавлялось и перечить Бельской было невозможно. Много чего любопытного не только о пребывании Шаляпина, но и потомков Сергея Аксакова в Китае удалось тогда обнаружить.Как-то Лариса Петровна привезла в Уфу портрет Шаляпина с концерта в Шанхае, напечатанный на обложке китайского журнала «Эпоха». Галина Александровна ликовала, а уже на следующий день встал вопрос об отправке этого снимка в Москву в Межрегиональный Шаляпинский центр. Черникова сдалась, но с одним условием: редкий артефакт необходимо сопроводить информацией о Бельской и Черниковой. Однако буквально через несколько дней в Москве фотографию опубликовали без всяких ссылок на авторство. Лариса Петровна не смолчала: позвонила в Москву в Шаляпинский центр. Там конфуз признали, а Уфимский центр зауважали еще больше: таких боевых и принципиальных следопытов еще поискать! Кстати сказать, переехав в столицу, Лариса Петровна стала тесно сотрудничать с Межрегиональным Шаляпинским центром, входит в его правление. Говорить о Бельской она готова часами, настолько глубокий след оставила Галина Александровна в ее судьбе. В своей общественной деятельности она не просто воссоздавала традиции меценатства прошлых веков, но и сама им следовала, знакомя людей, подсказывая необходимые контакты, варианты решения тех или иных проблем. Особым предметом ее заботы были талантливые дети. Благодаря Бельской появились новые творческие конкурсы и фестивали, в школах и библиотеках «шаляпинские чтения» стали регулярными. И не только Наташе Кадыровой помогла Бельская, а еще многим другим ребятам, получившим с ее легкой руки счастливый билет в мир искусства. А тогда Черникова и Кадырова уезжали из Уфы в Москву одним поездом. Галина Александровна пришла их провожать: поднялась в купе, познакомила одну с другой, обняла каждую, а поезд уже трогался. Прыгать с подножки Галина Александровна не решилась, но не растерялась - призвала стоящих на перроне студентов: «Мальчишки, помогите мне сойти!» И грациозно шагнула на платформу. Такой очаровательной и неповторимой она и запомнилась Ларисе Черниковой и ее родителям, искренне тогда изумившимся: «Ах, какая женщина!»Возвращаясь же к сотрудничеству Бельской с Ториком и вкладу Бориса Яковлевича в «шаляпиниаду», хочу напомнить: первую мемориальную табличку на здании Института искусств (бывшее Дворянское собрание, где и состоялся исторический дебют) пробил именно он! И Бельскую на руководство Уфимским центром рекомендовал тоже он. Три года отмахивались в обкоме партии от требования интеллигенции установить памятную доску в честь Федора Шаляпина, для которого Уфа стала колыбелью и отправной точкой в восхождении на Олимп. О хитрых ходах Торика вокруг партийных крючкотворцев можно написать целый детектив. Ему удалось главное: долгожданная табличка появилась и на ее открытие в 1967 году приехала из Москвы дочь великого баса - актриса театра Моссовета Ирина Федоровна Шаляпина. В компании краеведов московская гостья побывала у старожила Уфы Константина Горюхина, приятеля Федора Шаляпина по Земской управе. Они не только вместе служили в управе, но и в баню вместе ходили, и по Белой в лодке плавали. Константин Иванович тогда показал дома на Труниловской и Ханыковской, где снимал комнаты молодой Шаляпин. Тот приезд Ирины Федоровны стал знаковым: секретарь обкома Зия Нуриев, узнав о шаляпинском дебюте в Уфе, торжествовал: «Это же здорово, товарищи!» Однако предусмотрительные идеологи не спешили выполнять поручение босса: реакция ЦК партии на реабилитацию «врага народа», каковым еще формально оставался Федор Шаляпин с 1927 года, могла обернуться проблемами. Но упорные уфимцы не отступали от задуманного: в годы перестройки поднялась новая волна активности среди интеллигенции, театралов. Пробил звездный час Галины Бельской! В 1990 году музыкальная общественность Уфы начала готовиться к 100-летию дебюта Шаляпина в Уфе. На заседании Республиканского общества краеведов Галину Бельскую, успевшую к тому времени со многими в богемных и интеллектуальных кругах перезнакомиться, избрали председателем Шаляпинского центра. Вместе с Радиком Гареевым (директором БГТОиБ) придумали Шаляпинский фестиваль. К осуществлению этого грандиозного проекта потом подключился и Валерий Платонов, назначенный главным дирижером Оперного театра. Бельскую командировали в Москву и Казань - набираться опыта и устанавливать связи. И Галина Александровна с этого момента развернула такую бурную деятельность, что о ней узнали все шаляпиноведы России и мира. Упорство Бельской и ее соратников возымело эффект: в марте 1996 года вышло Постановление Кабинета министров РБ о создании в Уфе Дома-музея Федора Шаляпина. И здесь, думаю, уместно привести цитату самого Шаляпина из его известной автобиографической книги: «Жил я на хлебах у прачки, в большом доме, прилепившемся на крутом обрыве реки Белой. Этот дом, уснащенный пристройками и флигелями, был, точно банка с икрой, набит театральными плотниками, рабочими, лакеями из ресторанов - беднотой, искавшей счастье в пьянстве… Жил я… в маленькой и грязной подвальной комнате, окно которой выходило прямо на тротуар. На моем горизонте мелькали ноги прохожих и разгуливали озабоченные куры. Кровать мне заменяли деревянные козлы, на которых был постелен старый жидкий матрац, набитый не то соломой, не то сеном. Белья постельного что-то не припомню, но одеяло, из пестрых лоскутков сшитое, точно было. В углу комнаты на стене висело кривое зеркальце, и все оно засижено мухами».Как в свое время Гудковым рассказала местная жительница Людмила Степанова-Еникеева, ее отец, уроженец Уфы 1849 года рождения, слушал молодого Шаляпина, выходившего распеваться на крутой обрыв Белой. Разносился его могучий голос иногда и в ночи, когда он с друзьями устраивал катания на лодке. Скрашивала его бедственный быт в особняке на Труниловской, 6 влюбленная в него дочь прачки, подкармливая писчего Земской управы вкуснейшими котлетами - о чем он позже напишет в своей книге воспоминаний, а также расскажет о срочном бегстве от жениха той самой девицы - пришлось перебраться на другую квартиру на Ханыковскую, 1 (Гоголя, 1). Об этих домах, где квартировал Шаляпин (а первоначально на очень короткое время он снял угол на Уральском проспекте - бульвар Ибрагимова, тот дом давно снесен), после встречи Ирины Шаляпиной в Уфе с Горюхиным не написал только ленивый. Но путаницы от этого меньше не стало. Самое продолжительное время Шаляпин обитал как раз в описанном в «Воспоминаниях» доме у Труниловского оврага. К сожалению, в ряд публикаций краеведов вкралась ошибка: побег певца от ревнивца связали с домом на Ханыковской (Гоголя, 1) - эта неточность, увы, продолжает тиражироваться. А тот самый дом на Труниловской (Павлуновского,6) спешно снесли по личному указанию секретаря обкома Шакирова, сменившего лояльного к искусству Нуриева. Обковцев напугала активность интеллигенции, настаивающей на открытии в Уфе музея Шаляпина. Конечно же, дом на некогда мощеной Труниловской улице вполне мог бы попасть в туристические маршруты. Не случилось.На той старейшей улице жил и Геннадий Шуршин, 1937 года рождения, ставший достаточно известным художником-графиком. Он и сделал этот карандашный рисунок Шаляпинского дома. Выпал подарок судьбы и мне: в детстве доводилось в нем бывать, поскольку до конца 70-х годов дом принадлежал моему двоюродному дедушке М.Я. Яппарову, а после его смерти был продан. Запомнился большой сад и двор. После войны дед отделил заднюю часть усадьбы в отдельное домовладение для вышедшей замуж дочери - молодая семья вскоре свой участок продала - именно на нем сегодня возведен несколько несуразный коттедж, а сам исторический дом 1890 года постройки снесен.Поэтому единственным аутентичным местом пребывания Шаляпина в Уфе остается дом на Гоголя, 1, где вряд ли удастся разместить музей. Однако и намерение инициаторов открыть Музей забытых имен по соседству с Музеем Альбанова на улице Сверлова вполне устраивает активистов-шаляпинцев, как заверила меня преемница Галины Бельской - Елена Замрий. Будем надеяться, что к 150-летию Федора Шаляпина, который будет отмечаться в 2023 году, в Уфе появится долгожданный музей.

Галина ИШМУХАМЕТОВА








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости