ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Низко вам поклониться хочу...
В Уфе в честь Дня медиков прошел праздничный парад. Более 700 врачей, медсестер, фел...




     №7 (248)
     июль 2022 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ"

В поисках голоса


За внешней хрупкостью народной артистки Башкортостана, солистки БГТОиБ Эльвиры Фатыховой угадывается большая внутренняя сила, а если помножить ее на талант, которым певицу щедро одарила природа, то понимаешь, что успех на большой сцене был предопределен. - Недавно вы отметили 25-летие творческой деятельности. На что ориентировались, когда составляли программу концерта?- Всегда трудно определиться. Хотелось пригласить тех, с кем я чаще всего выхожу на сцену, своих подруг-коллег, предложить им исполнить что-то новое. Править бал в нашей профессии удается очень редко. Поэтому решила использовать эту возможность, хотя наш замечательный дирижер Артем Макаров немного переживал, что некоторые произведения для оркестра были новы и довольно сложны, а время на репетиции ограниченно, но в итоге все, как мне кажется, удалось. С Татьяной Никаноровой нам посчастливилось спеть редко исполняемый дуэт из оперы Россини «Семирамида», а с баритоном из Турции Серхатом Конукманом - дуэт Лючии и Энрико из оперы «Лючия ди Ламмермур» Доницетти.- Учитывали предпочтения публики?- Думаю, не всегда нужно идти у нее на поводу. Формат гала-концерта предполагает известные произведения с вкраплениями малознакомого слушателю репертуара. Мне очень хотелось спеть Манон, и я сделала это, а также познакомила публику с музыкой, которая в Уфе не звучала совсем либо очень редко. Конечно, петь то, что исполняла на заре карьеры, всегда сложнее с годами…- Артист во многом зависит от прихоти режиссера. А если ваше представление не совпадает с его трактовкой?- Что поделаешь, приходится выполнять то, что просит постановщик. Роли здесь распределены раз и навсегда: он - художник, у него свое видение, а артист реализует его замысел. Редко случается, когда просишь что-то заменить, если неудобно для голоса. Я могу принять любую интерпретацию, но режиссер должен привести железные доводы. Это необходимо, чтобы я поверила в его версию, а через меня поверил и зритель. В этом проблема взаимодействия с постановщиком. Он должен мне дать мотивацию. - Человеческую жизнь можно поделить на периоды: детство, юность, зрелость. Расцвет обычно связывают с юностью. А как в оперном жанре?- Конечно, в 50 голос уже не такой, как в 25. Мне кажется, что самый благоприятный период, во всяком случае у меня, длился где-то с 32 до 47. Когда приходишь после института, голос еще не окреп, и надо накопить достаточно опыта, научиться владеть собой на сцене. Мне в этом смысле повезло, через два года после начала карьеры меня пригласили в Анкару. В Турции пела в разных театрах, в разных стилях, с разными оркестрами. Поэтому приходилось учиться на ходу: рассчитывать свои силы, быть убедительной на сцене. Нельзя вылезать только за счет голоса, природа очень ограниченна. Голос - это 40-50 процентов, остальное - техника, и с каждым годом ее должно быть больше. Я своим ученикам говорю: мы как спортсмены - если тебе бог дал, например, хорошую прыгучесть, то добиться больших результатов без техники не получится. Так и в опере. - Голос - главный инструмент оперного певца, а что вы поставили бы на второе место: внешние данные, артистизм...?- Мозги. Убеждаюсь в этом каждый раз, работая в качестве педагога. Каким бы замечательным ни был твой голос, если у тебя нет вокального ума, все бесполезно. Я сейчас говорю не об интеллектуальном запасе. Вокальный ум предполагает, что мы должны запоминать и повторять определённые вещи. Одним это дается легко, другим - не очень. Пока ты стоишь над душой с кнутом, а он повторяет за тобой - все в порядке, но ровно до момента выхода на сцену. Поэтому приходится больше заниматься с такими учениками. На третье место я поставила бы артистизм - если ты хочешь петь в опере, а не просто на концерте. Времена изменились, и хоть опера - жанр условный, зритель хочет видеть Кармен и понимать, почему в нее все влюбляются. Или если героиня больна чахоткой, то она не может весить 100 килограммов. Режиссеры ориентируются на публику. Мне повезло: у меня никогда не было проблем с весом, но некоторые замечательные певицы страдают от этого и не имеют возможности спеть партию, о которой мечтают.- В стремлении приблизить оперу к жизни есть плюсы. Монсеррат Кабалье и Лучано Паваротти были величественны во всех смыслах, и публика их обожала. Вам не кажется, что, внедряя элементы шоу, стремясь к унификации и экстравагантности, постановщики отходят от классики?- Мне кажется, что классика всегда актуальна. В этом ее ценность. Другое дело, что, перенося действие в современную эпоху, некоторые режиссеры создают такой антураж, что в нем порой теряется изначальный замысел композитора. Конечно, на сцене нужны разные типажи. Но если ты поешь партии романтических героинь, то вольно или невольно рисуется образ хрупкой девушки. Красивых голосов много: конкуренция в оперном мире достаточно велика. Поэтому надо владеть не только техникой голоса, но и техникой тела. Но немаловажны целеустремлённость и трудолюбие. Наша работа очень кропотливая и утомительная - мы каждый день ищем голос.- Как это?- Распеваться так, чтобы голос звучал ровно, красиво. На него могут повлиять разные факторы: не выспался, не то съел - отсюда вялые связки, не работает диафрагма. Надо не лениться, иначе со временем сойдешь с дистанции. Поиски голоса - бесконечный марафон. Сколько тебе предназначено петь - 30 - 40 лет? Мужчины, как правило, живут на сцене дольше. Наш коллега народный артист России и Башкирии Салават Ахметович Аскаров был фанатом вокала, распевался каждый день. Он ушел в 73 года, а последний раз вышел на сцену за девять дней до своей смерти.- Партия Виолетты из оперы «Травиата» - ваша визитная карточка. Ее образ вам близок?- Любую роль можно сделать своей. Когда исполняешь партию один-два раза, то это еще полуфабрикат. Требуется время, чтобы довести ее до совершенства. В каждой постановке своя интерпретация, но эмоциональная наполненность образа зависит только от певца. Когда я впервые пела Виолетту в 2001-м, мне еще не хватало жизненного опыта. Позже я глубже погружалась в роль, и с каждой новой постановкой ее образ становился все более многогранным.- Придерживаетесь школы Станиславского?- Меня, кстати, в Австралии не раз спрашивали: не закончила ли я актерскую школу. Мне кажется, достоверности в партии можно достигнуть, когда отвлекаешься от всего личного и отдаешься образу. А делать это по щелчку, как предполагает западная актерская школа, - не могу.- С чем можно сравнить ощущение, когда стоишь на сцене?- Когда я стою на сцене, всегда чувствую энергетику зала. На концертах общаешься с публикой напрямую, а во время спектакля живешь внутри того, что происходит на сцене, и отключаешься от зрителя. Но и в том, и в другом случае мы творим для публики. - Вы достигли того, о чем мечтали на заре карьеры? - Наверное, да. Хотела петь за рубежом, и мне это удалось. Турция, Англия, Хорватия, Австрия, Германия, Новая Зеландия, Италия и, конечно, Австралия, которая, по сути, стала второй родиной. Сиднейская опера номинировала меня на получение гражданства. Сегодня австралийский паспорт позволяет передвигаться по всему миру. - Как относитесь к одиозным попыткам отменить русскую культуру?- Это большая глупость - запрещать русских композиторов, писателей, артистов. Искусство всегда объединяло, оно выше политики. Знакомый австралиец, живущий в Италии, недавно возмущался: почему он не может исполнить партию Ленского? Кто может это запретить? Уверена, что это перегибание палки и все вскоре встанет на место. - Для женщины всегда непросто совмещать карьеру и семью. Вам это удалось?- Сложнее, когда много гастролируешь. Здесь либо путешествуй с семьёй, либо оставляй детей с мужем. Мне не пришлось выяснять отношения со второй половиной, к тому времени я была в разводе. Но сыну пришлось часто менять школы и страны. Хотя мне помогали родители, взяв первое время заботы о нем на себя. - Одна очень известная писательница, знаток женской души, заметила, что без любви жизнь не имеет смысла. Вы с этим согласны?- Для творческого человека состояние влюбленности играет важную роль. Без нее жизнь пресновата. Когда, изображая высокие чувства, искусственно накручиваешь себя, пытаясь воскресить эмоции, плохо получается. На сцене артисты практически всегда должны находиться в состоянии легкой влюбленности, когда даже ревность, боль - тоже определённая подпитка, которая нам ой как нужна.- Вы прекрасно выглядите. Много времени уделяете своей внешности?- До 40 лет вообще ничего не делала - спасибо родительским генам. Слежу за питанием, занимаюсь спортом. Хожу к косметологу время от времени. Люблю латиноамериканские танцы, особенно сальсу. Танцы - то, что помогает чувствовать себя свободно и заряжаться положительными эмоциями. А главное - это не стареть душой!

Светлана ЯНОВА








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости