ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Низко вам поклониться хочу...
В Уфе в честь Дня медиков прошел праздничный парад. Более 700 врачей, медсестер, фел...




     №7 (248)
     июль 2022 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР"

Дабы зритель поверил


Радик Кильмаматов – режиссер и оператор киностудии «Башкортостан», через его объектив прошли многие знаковые для города и региона личности, а также традиции и обычаи родного края. В беседе с нами он рассказал о своих достижениях и целях, учителях, а также о том, может ли человек с улицы стать своим в мире кино. ­ Радик Рамилевич, расскажите, как связали судьбу с кинематографом?­ Этот путь, можно сказать, очень тернист. Пришел на киностудию «Башкортостан» в 1995 году водителем. До этого работал на заводе слесарем­сборщиком авиационных двигателей. Но потом случилась перестройка, надо было как­то зарабатывать на жизнь. Постепенно начал помогать операторам со светом. А в 2003 году я и сам стал снимать на пленку. Довелось поработать с Амиром Абдразаковым: мы снимали документальный фильм «Несломленный дух». Затем – «Всадники Победы» с Амиром Туйгуновым к 60­летию 112­й кавалерийской дивизии. Удалось снять ее ветеранов – в те годы они еще были живы. Трудился и над художественным кино – в частности «Долгим­долгим детством» Булата Юсупова. Как второй оператор участвовал в московских проектах, например в съемках сериала «Синие ночи». Не забывал об учебе: окончил Санкт­Петербургский институт кино и телевидения, затем учился в Москве на режиссера драмы (наш набор был последним, кто получил эту специальность). Но и этого мне не хватило – еще окончил ВГИК по специальности «Режиссер­документалист». ­ Насколько легко дался переход к операторской работе?­ Это был поиск себя. Мой отец (фотомастер Рамиль Кильмаматов – прим. ред.) был творческим человеком, наверное, сказались гены. Так что все произошло довольно легко. Возможно, сейчас снова поеду учиться.Помогли учителя. Во ВГИКе нашим мастером была Марина Бабак. Она работала с Романом Карменом и Константином Симоновым. Марина Михайловна учила многих ребят из Башкортостана.Второй мастер – Виктор Аронович Ман. Он говорил: «Самое большее количество человек на моем показе – двое». Поскольку он снимал космос. Еще у него было два Венецианских льва, о которых узнал только под старость лет, когда в нашей стране появились специализированные журналы. ­ А какие награды получили вы?­ В прошлом году два моих фильма завоевали призы на фестивале, проводящемся Домом народного творчества имени В. Поленова. К сожалению, приехать на церемонию награждения не удалось. Она проводилась на Байкале, а на это время у меня были назначены съемки в Москве, перенести которые я не мог. ­ Может быть, у вас есть мечта снять интересный фильм об Уфе или республике?­ Все мои картины так или иначе посвящены Башкортостану. Если конкретнее ­ людям, которые прославляли республику, фольклору. Одна из картин называется «Костюмы народов Республики Башкортостан». В ней я снял удмуртов, марийцев, русских, татар, чувашей. Проехав по республике, понял, что наши удмурты сохранили свою культуру и обычаи. Чуваши из деревни Косяковка под Стерлитамаком до сих пор практикуют древний танец, с помощью которого они изгоняли злых духов, хотя в самой Чувашии его уже не встретишь. Много фильмов, рассказывающих о конкретных личностях. Моя дипломная работа была посвящена Арслану Мубарякову. Сейчас заканчиваю ленту об отце – премьера назначена на август. Как правило, каждый год снимаю по две работы. Сейчас в разработке картина о танцовщице Рашиде Туйсиной. Еще хочу рассказать о профессоре Иване Карпухине, живущем в Стерлитамаке. ­ Сколько времени занимает создание одной картины?­ Бывает, что очень долго не получается снять, ходишь вокруг да около. Даже у Михалкова есть материал, оставшийся на полке. По отдельности снято хорошо, но собрать все воедино он не смог. Очень тяжело дался фильм про отца – снимать материал о родном человеке всегда непросто. Но в среднем кино делается около года. Нужно, чтобы герой привык к тебе, доверял. Надо же его выводить на откровенность! Однажды в Белорецком районе я снимал кураиста Мухамета Тулебаева, почти два года мы мучили друг друга. Говорит он красиво, но шаблонно. Уже потом, когда доверился, дело пошло в гору. Вообще я не сторонник дикторского текста, в кадре предоставляю слово самим героям. ­ Много ли материала приходится убирать при монтаже?­ Очень. Сначала ты сам, потом еще коллеги обязательно «порубят». Что дается непросто – ты же старался, снимал, весь материал тебе дорог. А надо за короткий промежуток времени (порядка 40 минут) показать все стороны жизни, развернуть драматургию. ­ Каких принципов как оператор придерживаетесь? Может, есть творцы, которыми вдохновляетесь?­ Я очень рад, что у меня получилось поработать с Ильдусом Галиуллиным, Амиром Абдразаковым, Алянусом Биктимировым. Общался с академиками, входившими в состав жюри премии «Ника», с представителями старой операторской киношной школы. Выделю мастеров Свердловской киностудии. В детстве очень нравился фильм «Найти и обезвредить», в те годы я и думать не мог, что когда­то познакомлюсь с человеком, его снимавшим, – Геннадием Трубниковым. Борис Шапиро – тоже яркий представитель екатеринбургской школы. С Анатолием Лесниковым мы познакомились на съемках фильма «Седьмое лето Сюмбель» Булата Юсупова. Потом, когда я приезжал в Екатеринбург, он работал над картиной «Первые на Луне». Специально остановив процесс, провел меня через павильон, показал комбинированные съемки. Анатолий Егорович – настоящий учитель, который не хранит знания в себе, а стремится поделиться с другими. Этим и отличается старая школа. Они никогда не скрывали, какой ставили свет, какие использовали фильтры и объективы. Подробно все объясняли. ­ Та же Свердловская киностудия в советское время и в начале 90­х производила знаковые фильмы, на ней работали известные режиссеры. Сейчас, как кажется, кинематограф за пределами Москвы испытывает не лучшие времена. Как вы считаете, есть ли в будущем потенциал у провинциального кино, в частности башкирского?­ Он, безусловно, есть. В наше время есть возможность выигрывать гранты. Особенно когда написан хороший сценарий. Конечно, для этого нужно будет потратиться на услуги сценариста. Но одно радует – уже не нужно платить первоначальный взнос, занимать деньги. В регионах открываются школы, режиссеры снимают неплохое игровое кино. Выделю Айнура Аскарова, Булата Юсупова. Надеюсь, что и я когда­нибудь приду к созданию игровых картин. Хотя во ВГИКе нас учили, что сейчас нет четкого разделения на игровое и документальное кино, потому что последнее воплощает и некоторые игровые моменты, и анимацию. На мой взгляд, документальные фильмы снимать тяжелее. ­ В чем же сложность? ­ Трудность в том, что режиссеру зачастую приходится иметь дело с непрофессиональными актерами. Мы же им в душу лезем. А нам нужно показать не только радужную сторону, но и драматичные моменты. Например, я снимал фильм про Равиля Бикбаева. Когда он приехал в Уфу, был никому не известен, жил с женой в бане, где к утру замерзала вода. Ведь тогда многие жили так: в стесненных условиях, жертвуя комфортом ради других.И мы пытаемся показать человеческие качества, героизм. ­ Как реагируют обычные зрители, а также профессионалы на ваши фильмы?­ После показа фильма о Равиле Бикбаеве ко мне подошел юноша и сказал: «Пройдет время, и по вашим фильмам можно будет историю изучать», что для меня было лучшей похвалой. Большой интерес к фильмам о фольклоре проявляют иностранцы, прежде всего турки. Им очень понравилась картина о кураистах. Сейчас мы занимаемся отправкой фильмов на фестивали – в частности в Казань или на «Соль земли» в Самару. Сидим, заполняем заявки. ­ Как вы считаете, реально ли непрофессионалу добиться успеха в кинематографе?­ Такое возможно. Взять, например, Квентина Тарантино. Он начинал с показа и изучения чужих фильмов, а потом попробовал снять свое и уже никогда не смотрел работы других режиссеров.Сейчас же помогает интернет, где можно слушать лекции, узнавать, как ставить свет, выстраивать композицию. У режиссеров постоянно возникают споры, как построить драматургию, я и сам порой думаю о том, чтобы переделать уже готовый материал. В Москве я общался с операторами, которые перемонтировали фильмы великого Тарковского, потому что видели их по­другому. Конечно, иногда встает дилемма – делать то, что нужно зрителю, или то, что просит душа. Для меня такой проблемы не существует. Мне нравится то, что я делаю.

Антон СУХАРЕВ








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости