Начальник Управления образования Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан Азат Батыршин за свои 34 года прошел все ступени служебной лестницы. Сделать такую карьеру удается не каждому.
- Мы встречались с вами в пору, когда шла масштабная реконструкция школы №44. Тогда, благодаря в том числе и вашей энергии и настойчивости, она завершилась в рекордные полтора года. Каков был ваш путь в педагогику?
- Моя мама до сих пор работает учителем начальных классов в той же школе, что я окончил. Но причина не только в этом. Я был не самым послушным учеником, но благодаря мудрости и терпению моих педагогов, которые хорошо понимали издержки подросткового возраста, умели вовремя и похвалить, и поругать, многое понял. Двигала мною и любовь к истории. Поэтому решение пойти в эту профессию принял вполне осознанно. После окончания БашГУ в 2010 году пришел в лицей №60 учителем технологии - не было вакансий по моему предмету. Потом мне дали 10 часов обществознания. Так проработал два с половиной года, совмещая преподавание с учебой в аспирантуре. Следующий этап - завуч по учебно-воспитательной работе в лицее №123. Когда предложили возглавить 44-ю, я уже понимал, как работает школьная система. Менеджерские качества пригодились с началом реконструкции. Управленческий опыт приобрел в Министерстве образования, где до недавнего времени возглавлял Управление национального образования.
- Предложение возглавить управление в администрации города было неожиданным?
- Да, но я из тех людей, которые боятся не трудностей, а наоборот - зоны комфорта. Когда 44-ю школу построили, супруга спросила: «Что же ты теперь делать будешь?». Когда заканчивается какой-то этап, необходимо ставить новые задачи. И дело нашлось - стали развивать полилингвальное направление. Были сомнения, поиски, писали концепцию развития чуть ли не на коленке. Нас тогда поддержал глава республики, точнее сказать, это и была его инициатива. Сегодня две полилингвальные школы Уфы стали республиканскими гимназиями (№1 и №2). Хорошая история получилась, и она будет иметь продолжение: таких учебных заведений станет 14. Результаты есть, и неплохие. Мы свой опыт по башкирскому и иностранным языкам теперь транслируем на другие регионы.
А новая должность очень ответственная. По территории и количеству школ наш муниципалитет вполне сравним с министерством.
- За 12 лет в системе образования вы узнали проблемы изнутри. И сейчас у вас появился шанс хоть и не глобально, но повлиять на нее. Чем хотели бы заняться в первую очередь?
- Цифровизацией. Это позволит в какой-то мере свести бумажную работу, на которую жалуются педагоги, к минимуму. Многие вещи, которые запрашивают районные отделы образования и управление, можно вбить в гугл-таблицы и заполнять их по мере поступления информации в течение года. Обратная связь, конечно, присутствует - например, запрос на количество ребят, принявших участие в олимпиадах. С 1 сентября приказом четко регламентируются обязанности классного руководителя и предметников. Вторая проблема - это качество образования. Ребенок, независимо от того, где он учится, должен получать хорошие знания, поэтому мы не рейтингуем школы: чтобы не было гонки за показателями и стремления родителей во что бы то ни стало отдать ребенка в учебное заведение, вошедшее в топ.
Воспитание всегда было неотъемлемой частью образовательного процесса. И сейчас это один из главных приоритетов образования. С 1 сентября в школах появятся советники директора по воспитанию и по взаимодействию с детскими общественными объединениями, которые будут заниматься формированием комфортной воспитательной среды.
- Разве недостаточно завучей по УВР?
- Они в основном заняты плановой, рутинной работой (проведением мероприятий, учетом детей), а советники займутся стратегией: будут изучать лучшие практики, подводить методическое обоснование.
- Вы только входите в курс дела. Что в приоритете?
- Я не новичок, со многими познакомился, когда работал директором и в Министерстве образования и науки. А вот школы и детские сады в плане посещения - каждый день. Хочу своими глазами увидеть, какие из них нуждаются в реконструкции, какие переполнены. Вот видите (показывает на плакат с инфографикой), здесь все цифры.
- Уфа активно застраивается. Одна из проблем новых микрорайонов - отсутствие социальной
инфраструктуры, в частности школ. Где они появятся в скором времени?
- В ближайшие три года планируется ввод 7 школ на 9 975 мест. Сейчас ведется строительство в микрорайоне Инорс на 1650 мест. Уже 1 сентября ребята смогут сесть за парты. Реконструируем гимназию №115, надеемся успеть до конца года. Впервые в республике на условиях концессионного соглашения начато строительство школы в микрорайоне Затон-Восточный. Здесь смогут учиться 1 225 ребят. К 2024 году в рамках инфраструктурных бюджетных кредитов откроет свои двери школа в Кузнецовском Затоне. До 2024-го также планируется строительство образовательного комплекса на 3 675 мест на условиях концессии (Глумилино-2, Миловская, 5, Дема-6). Мы помним и о дошкольниках. В Кузнецовском Затоне строится детский сад на 260 мест. Планируемый срок завершения строительства - август 2022 года.
- Кадровая проблема по-прежнему остается одной из основных. Средний возраст уфимского учителя - 45 лет. Молодые не часто задерживаются…
- Я бы так не сказал. Нас было пятеро молодых в 60-м лицее, и все работают. Да, полгода я получал всего 11 тысяч рублей. Но многое зависит от администрации - будет ли она мотивировать молодежь. Доверит ли классное руководство, будет ли стимулировать премиями. К тому же первые два года «новичкам» положена надбавка. Знаю директоров, которые снимают жилье для учителей из глубинки за свой счет. Мыслят на перспективу - такой подготовит не одного призера Всероссийской олимпиады школьников. Подобная кадровая политика даст результаты.
- Современный директор, по-вашему, кто? Менеджер, хозяйственник, педагог?
- Недавно один руководитель сам себя похвалил за хозяйственность. Но разве директор не должен отвечать за все? Если он не разбирается во ФГОСах, что он может дать? Это плохой руководитель. Особенно в первый год надо вникать во все.
- Нерадивых учеников часто пугают вызовом к директору. Такой карающий орган. А вы, когда учились, бывали в его кабинете?
- Довольно часто. Мы ребята озорные были, но при этом активно занимались спортом, ездили на соревнования. Мальчишка должен набраться определенного опыта, чтобы выковался мужской характер. Я отношусь к этому спокойно. Когда тебя ругают - значит, обогащают, а когда хвалят - обкрадывают.
- Объясните!
- Указали на ошибки - человек сделает выводы. А похвалили - будешь почивать на лаврах и стоять на месте. Я спокойно отношусь к критике и постоянно учусь. Вот в свое время не получил хорошую базу по русскому языку, поэтому до сих пор навёрстываю и не стыжусь этого.
Ребенок не должен бояться директора. Когда ко мне хотели привести для разговора очередного нарушителя дисциплины, я говорил: «Не делайте из меня монстра!». Директор сам должен приходить к детям, беседовать с ними. Почему ребенок прогулял уроки, где был в это время? Прежде чем пойти к проблемному ученику, необходимо побеседовать с классным руководителем, психологом, сходить к нему домой, посмотреть, в каких условиях живет. А потом приглашать на беседу, искать подход к ребенку.
- К молодым педагогам дети, как правило, тянутся. Но как стать ребенку товарищем, не завоевывая дешевого авторитета?
- Дистанция должна быть, иначе это будет не-простительная педагогическая ошибка. Мои ученики из 123-го лицея не намного младше меня, но для них я учитель. Даже поздравлять меня пришли сюда. И я к своим педагогам отношусь с почтением, прислушиваюсь к их советам.
- Чем занимаетесь в свободное время?
- В университете играл в футбол и хоккей. Очень люблю природу, поэтому пытаюсь по возможности выбираться куда-нибудь, например к реке или в горы. Да и просто стараюсь больше гулять.
- У вас на рабочем столе образцовый порядок.
- Любая бумага, документ как напоминание: что-то не успел. А я не люблю откладывать дела в долгий ящик.