ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

ДНК Башкортостана



     №8 (249)
     август 2022 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ"

Стобалльник = олимпиадник?


Получить на ЕГЭ 100 баллов и гарантированно поступить в престижный вуз - об этом мечтают все выпускники, но удается только единицам.  От чего и от кого зависит высокий результат - об этом мы спросили лучших учителей столицы.

Михаил Саханевич, учитель математики (лицей №153):
- Нет и не может быть специальной подготовки для стобалльников - ведь они учатся в тех же классах, что и остальные. Успех на экзамене кроется в способности собраться  в нужный момент и проявить определенный креатив, чтобы сделать доселе не делавшееся. Учительская же деятельность подразумевает создание ситуации, которая каким-то образом напоминает экзамен или олимпиаду, - пусть на другом материале, но модель очень похожая. Педагог же обязан проявить должную требовательность, не пропускать ошибок. 
Нет такой науки «ЕГЭ по математике», есть предмет математика. День за днем, год за годом формируются навыки, которые позволят успешно справиться не только с математической, но и сложной естественно-научной задачей, основываясь на логических принципах, умении работать с новым материалом, переформатировать задачу. Что является естественным следствием процесса учения и обучения. Словом, нет никакого секрета в подготовке стобалльников. Вопрос в том, что скоро их некому будет готовить - назревает, по моим наблюдениям, проблема нехватки учителей математики. Поэтому, чтобы избежать кризиса школьного образования, необходимо обратить на это пристальное внимание.

Ольга Нефёдова, учитель русского языка и литературы (гимназия №64): 
- Кажется, достаточно выучить всю теорию, набить руку в решении различных вариантов, систематически писать так называемые пробники, где атмосфера максимально приближена к ЕГЭ, - и дело в шляпе. Но это не так.  Лучшим настроем на 100 баллов, по-моему, будет мотивация: например, поступление в престижный вуз или перспективная профессия. 
Получить максимум баллов невозможно, если ребенок не в состоянии написать творческую часть, где необходимы не только знание художественных произведений, но и умение их анализировать, иметь свою точку зрения на проблему. Можно ли научиться писать сочинение? При большом желании - да. Просто понадобятся месяцы практики, а тут уж все зависит от упорства ученика. Но каким бы гениальным ни был ребенок, его успех - совместный труд учителя и воспитанника.
Сегодня опять поднимается вопрос об отмене ЕГЭ. И, кажется, именно мы, учителя русского языка и литературы, должны быть обеими руками за: ведь творческая составляющая плохо вписывается в регламент, к тому же КИПы не всегда составлены грамотно. Но все-таки независимая оценка знаний, на которую не влияет ни школа, ни вуз, подача заявления в несколько вузов, сглаживание социального неравенства перевешивают минусы.

Сергей Астафьев, учитель информатики (лицей №153):
- Я еще не встречал вундеркинда, который мог получить 100 баллов, начав подготовку в 11 классе. 
Во-первых, необходимо знание языка программирования в компьютерном варианте (КЕГЭ), что требует гораздо больше времени, чем один год. Ребенок задолго до сдачи должен обязательно участвовать в различных олимпиадах (математика, физика и, конечно, информатика), приобретая знания и психологически готовясь к экзамену. На мой взгляд, именно устойчивость психики - залог успеха. Уровень подготовки у многих ребят практически одинаков. Еще больше одиннадцатиклассников успешно решают каждое задание в отдельности.  Но только олимпиадники могут правильно распределить время, сконцентрировать внимание, оценить правильность решения задач, особенно повышенной сложности. Наличие компьютера на экзамене облегчает и даже помогает подготовленным ученикам успешно сдать ЕГЭ.
Роль учителя сводится к помощи ученикам, нацеленным на 100 баллов. Главное, предугадать, как могут измениться задания по сравнению с пробным вариантом. Для олимпиадника это не будет сюрпризом, а вот остальные будут к ним не готовы.

Марина Бикмаева,  учитель истории и обществознания (гимназия №39 имени А. Ш. Файзуллина):
- Рената Рахимова стала моей первой ученицей, получившей 100 баллов. До этого никому не удавалось достичь максимума. Связано это с тем, что обществознание включает в себя целый комплекс наук о социуме, а предмет познания постоянно меняется, подходы к систематизации и оценке социальных явлений также неоднозначны. Нельзя не учитывать и субъективности оценки экспертами заданий ЕГЭ с развернутыми ответами. Тем не менее получить максимальный балл возможно, и для этого совсем необязательно быть призером олимпиад. В первую очередь, необходимо углубленное знание программного материала и не только по обществознанию, но и экономике и праву, не помешает также углубленное изучение истории. Подготовка включает в себя систему устных зачетов, умение применять знания на практике, в том числе в новой ситуации. Возможен и другой путь. Работа с социальной информацией учит старшеклассников самостоятельно делать выводы: формулировать проблемы и искать пути их решения. Будущий стобалльник должен много читать, быть постоянно в курсе современных событий. Если раньше разработчики ЕГЭ в большинстве случаев допускали моделирование ситуации, то сейчас примеры, приводимые выпускником, должны быть нацелены на знание реальной действительности.
Важную роль, на мой взгляд, играет и опыт учителя в качестве эксперта ЕГЭ. Понимая на практике процедуру оценивания второй части, можно научить правильно выстраивать ответ, учитывая все необходимые требования.

Нина Фаткуллина, учитель химии (лицей №58):
-  Не буду оригинальной, если скажу, чтобы получить высокий балл по ЕГЭ, начинать надо с изучения основ химии в 8 классе. Моя задача - заинтересовать предметом всех, но прежде всего способных учеников. Организовать дополнительные занятия для тех, кто хочет стать врачом, биологом, химиком, глубже знать предмет. Тут и выявляются лидеры, из которых впоследствии формируется группа, выбирающая химию для сдачи ОГЭ. Учащиеся знакомятся с критериями оценивания работ, отрабатывают способность зарабатывать нужные баллы при решении любого задания. Я часто организовываю взаимопроверку, приучаю детей к самостоятельной работе дома. Хороший результат ОГЭ - прекрасная мотивация для сдачи ЕГЭ на высокий балл. На занятиях я внедряю элемент конкуренции, что мотивирует ребят на решение более сложных задач. У них формируется внимательное и критическое прочтение текста заданий. Правильное понимание формулировки задания - успех в решении. 
В 11 классе я больше выступаю в роли консультанта, ведь основное сделано: пройдена теория, разобраны основные типы заданий, критерии оценивания ЕГЭ, а дети приучены к самостоятельной работе. Для успеха также необходимо, чтобы ученик видел позитивную динамику своего роста.

Анна Смолькина, отличник образования РБ, учитель информатики (лицей №153):
- В этом году задания по информатике были самыми сложными на моей памяти. Поэтому способ подготовки по шаблонным примерам многих подвел. Считаю, что полагаться на удачу точно не стоит. 100-балльники готовятся уже с 10 класса, участвуя также в ВОШ и вузовских олимпиадах. Этому в лицее уделяется особое внимание. Таким образом тренируется стрессоустойчивость, нарабатывается опыт решения нестандартных задач. На результаты ребят серьезно влияет весь уровень общешкольной подготовки и подход педагогов: дополнительные занятия, кружки, консультации. Кроме того, информатика предполагает знание математических формул.
Многое зависит от учителя. Если ты сам участвуешь в конкурсах, конференциях, постоянно совершенствуешься, то и ребятам твои уроки интересны. Банально, но это работает, мотивирует, дает толчок к углубленному изучению предмета.

Эдуард Нусратуллин, учитель математики (лицей №153):
- Не знаю, как по другим предметам, но стобалльника по математике прежде всего отличает нестандартное мышление.  Дети поступают к нам после 8 класса, проходят уже определённый отбор, они мотивированы получить в будущем достойное образование. Это очень помогает в работе учителя. К тому же родители поддерживают детей в этом желании. Если есть «триумвират»: ребенок - учитель - родитель, тогда и будет результат. Даже самый профессиональный учитель не сможет научить немотивированного ученика. Большинство наших детей успешно участвуют в вузовских олимпиадах самого высокого уровня. Так, Марсель Рафиков в 10 и 11 классах был призером заключительного этапа ВОШ по математике, Арслан Кайбышев победил на заключительном этапе Международного турнира городов по математике - это самая престижная после ВОШ.
Чтобы добиться результата, учителю надо и самому развиваться. Я постоянно решаю олимпиадные задания, смотрю вебинары, прохожу повышение квалификации в образовательном центре «Сириус». Когда дети видят такое отношение к предмету, думаю, что и на учителя они смотрят по-другому и стараются тянуться за ним. 

Дмитрий Еникеев, учитель физики (лицей №153):
-  В этом году у меня хороший урожай: один ученик получил 100 баллов, а двое - по 99, чуть-чуть не дотянули. Это стало весомым аргументом в споре с теми, кто считает, что готовиться надо исключительно к ЕГЭ, отвергая все лишнее по программе. Я также против того, чтобы ребята распылялись на различные сомнительные курсы по подготовке к экзамену. Достаточно взять задачник по физике Демидовой и проработать его сначала по нечетным заданиям, а ближе к ЕГЭ - по всем четным. Мои ребята не ходят к репетиторам, они мне задают вопросы, потому разбор ошибок - основное в подготовке.  В 11 классе мы также повторяем все разделы физики, раз в неделю обязательно пишем пробники. Те, кто доверился мне, смогли получить высокие баллы. Мой опыт показывает, что дети, которым нужен репетитор, а не учитель, успеха не добиваются. И еще одно наблюдение: обычно стобалльник - это не олимпиадник. Хотелось бы отметить, что программа ВПР очень сложная, ее мало кто усваивает. Я не сторонник того, чтобы требовать со всех углубленного изучения предмета.


Лицей №153 - рекордсмен среди уфимских учебных заведений: в этом году он «выдал на-гора» 13 стобалльников, занимает 22 место в Топ-200 школ России и первое в ПФО по подготовке абитуриентов для лучших вузов технического профиля. 
Секретом успеха поделилась директор, кандидат политических наук Алла Скалина.

- В этом году лицей отмечает 30-летие. В чем особенность вашего учебного заведения?
- Чтобы поступить к нам в 9-11 классы, ребята проходят индивидуальный отбор - пишут открытые олимпиады по физике, математике и диктант по русскому языку. Мы работаем с детьми, имеющими высокий интеллектуальный и творческий потенциал. Это одно из важнейших направлений нашей деятельности как инновационного учреждения. Ученики ежегодно показывают лучшие результаты ЕГЭ по профильным предметам, занимают призовые места на всех этапах ВОШ по математике, физике, информатике, а также побеждают на престижных вузовских олимпиадах. Кубок Башкортостана по физике мы удерживаем с 2009 года. Лицеисты - победители и призеры Открытой олимпиады на Кубок ректора УГАТУ, стипендиаты премии главы РБ и мэра Уфы. Они становятся победителями предметных олимпиад и конкурсов, спортивных соревнований, имеют высокие результаты ГИА, успешно поступают в ведущие вузы Уфы и России. Ребята проходят обучение в профильных сменах центра «Сириус» и «Сколково». Даниил Каширин в 2021 году стал победителем во Всероссийском конкурсе научно-технологических проектов «Большая перемена».
- Каким бы потенциалом ни обладал ребенок, многое зависит от системы подготовки. 
- Работа с одаренными детьми в лицее ведется по разным направлениям. Начнем с того, что в 10-11 классах физика, математика и информатика преподаются на профильном уровне. Но этим не ограничивается: выявление и развитие одаренности продолжается на элективных курсах, где нарабатываются основные учебные навыки: математический анализ, методы решения задач по геометрии и нестандартных задач по физике.
Третье направление работы - внутрилицейские конкурсы, проекты и соревнования. Мы ежегодно проводим математические бои, научно-практические конференции. В 9 классах ребята участвуют в кружках по профильным предметам, в практикумах и проектной деятельности. 
Каждую неделю лицеисты посещают занятия по внеурочной деятельности, это 10 часов, в рамках которых решают олимпиадные задания, готовятся к ОГЭ и ЕГЭ. Поэтому обучение в лицее ведется 5 дней в очном режиме, в субботу - дистанционно.
И, конечно, все это не отменяет индивидуальной работы с учащимися. Этому способствует участие в перечневых вузовских олимпиадах, авторские исследования предметников.
- Вряд ли эти достижения были возможны без коллектива профессионалов, который трудится в лицее.
- Из 27 учителей шестеро имеют ученую степень.  Наши педагоги неоднократно становились победителями конкурса «Лучший учитель России» в рамках ПНП «Образование»», а также «Учитель года столицы Башкортостана». 

Светлана ЯНОВА








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости