ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Ташкент становится ближе
В октябре в Уфе пройдут Дни Ташкента – такая договоренность была достигнута во вр...




     №9 (250)
     Сентябрь 2022 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО"

Уфимский фарватер: кто разбивает фонари?


С апреля по октябрь на реках вокруг Уфы длится сезон судоходства. И хотя по сравнению с советскими временами речной трафик стал значительно меньше, в акватории постоянно ходят паромы, прогулочные суда и баржи с буксирами. Всем им нужен фарватер – участок реки с определенной гарантированной глубиной, свободный от подводных препятствий. На обеспечение судоходства работает целый специальный флот, включающий в себя корабли для ежедневного патрулирования акватории, промера глубин и обслуживания бакенов, а также земснаряды, расчищающие дно. В ведении Бельского района судоходства находится 919 километров внутренних водных путей, в том числе 607 километров со средствами навигационного оборудования и гарантированными габаритами судового хода. Одна из главных проблем, сдерживающих судоходство, – обмеление рек. В 2010 году из-за небывалой засухи уровень Белой в районе Уфы опустился до минус 139 сантиметров – минимального значения за всю историю наблюдений. Этот рекорд был побит в аномально сухом и жарком 2021 году, когда уровень Белой опускался до минус 168 сантиметров, а в районе Уфы по главной реке региона могли ходить только небольшие суда с осадкой около метра. В силу природных факторов большая часть перевозок выполняется в период большой воды, то есть с апреля по июнь, когда до Уфы могут доходить танкеры класса «река-море» водоизмещением порядка 5 тысяч тонн. В мае этого года в столицу Башкирии впервые за всю её историю прибыли даже трехпалубные круизные теплоходы. Но в основном по нашим рекам ходят толкачи типа РТ с несамоходной баржей вместимостью 1000 тонн, толкачи «Урал» с баржей на 1500 - 4000 тонн, пассажирские прогулочные и двухпалубные теплоходы с осадкой до полутора метров. В 2021 году судовой трафик на водных путях республики составил 1500 рейсов. Для обеспечения судоходства на реках Башкирии в этом году выделено 280 миллионов рублей. Большая часть этих средств пойдет на углубление и расчистку фарватеров. В плане на этот сезон - углубление дна, в рамках которого будет перемещено 1,2 тысячи кубометров грунта, проведение дно- и берегоочистительных работ в объеме 1400 тонн, а также траление речных акваторий на площади 97 квадратных километров. Дозорные глубин Речной фарватер от района Уфы до впадения Белой в Каму с начала навигации в апреле и до окончания в октябре ежедневно в светлое и темное время суток патрулируют специальные обстановочные суда. Они следят за состоянием обозначающих фарватер плавучих бакенов и постоянно промеряют глубину эхолотом. В случае обнаружения донных наносов, приводящих к образованию мелей, на которые может сесть проходящее судно, для их ликвидации вызываются земснаряды. Одно из работающих в республике обстановочных судов – небольшой дизельный теплоход «Жулан» патрулирует акваторию в районе Уфы и ниже по течению Белой. - Каждый день сезона навигации наше судно совершает 86-километровый патрульный рейс от района Уфы ниже по течению Белой, - говорит сменный капитан обстановочного теплохода «Жулан» Андрей Козлов. - Днем мы с помощью эхолота промеряем глубину и следим за возможным появлением различных препятствий, а ночью наблюдаем за горением сигнальных огней на бакенах, обозначающих фарватер. Разные участки реки имеют свои особенности, от которых зависят условия судоходства, прежде всего, риск появления мелей. По словам Андрея Козлова, в районе Уфы проблемным считается место, где Дёма впадает в Белую, участки сужения русла, а также места, где река делает крутой поворот, к примеру, Чижовский перекат у Монумента Дружбы и Вокзальная коса в районе северной части Нижегородки. В случае обнаружения мелей их расположение отмечается на карте, после чего на место вызываются земснаряды. Расчистка и углубление дна имеют свои особенности. Сегодня реки пересекает множество трубопроводов, земляные работы также нельзя вести рядом с опорами железнодорожных и автомобильных мостов. Для борьбы с отмелями у таких объектов ниже по течению земснарядом вынимается грунт, а затем течение воды само перемещает нанос в получившуюся яму, освобождая судоходный путь. Речные маяки Главное средство навигации на реке, показывающее судам безопасный маршрут, – навигационный бакен. На 86-километровом участке Белой их установлено 120. Те, что расположены справа по течению реки, имеют бочкообразную форму и окрашены в красный цвет. Обозначающие левый край фарватера сделаны в форме конуса и выделяются белой окраской. Сверху на них устанавливается автономная сигнальная лампа с аккумулятором, указывающая кораблям безопасный путь в тумане и темноте. На месте бакен удерживает специальный якорь. Обычный корабельный имеет так называемые лапы, которые заглубляются в речное дно и держат на месте многотонное судно. Якорь речного бакена выглядит совсем по-другому. Он выполнен в форме полукруга, благодаря чему удерживается на дне не только за счет собственного веса, но и силы притяжения к грунту. Из-за характерного для нашего времени обмеления рек фарватер за навигацию меняется все чаще, а вместе с ним речники вынуждены двигать и бакены, что бывает весьма непростой задачей. К плавучему маяку следует подходить только против течения. Оказавшись вблизи, нужно аккуратно подтянуть его к борту и зафиксировать канатами. Затем бакен можно установить на новое место, буксируя судном, либо вынуть из воды с помощью судового крана и перенести по воздуху. - Несмотря на кажущуюся простоту, бакены требуют регулярного внимания, - поясняет Андрей Козлов. – К ним часто цепляется крупный проплывающий мусор, они могут смещаться из-за подвижек донного грунта. Не меньшую роль играет и человеческий фактор. Проплывающие на лодках и рыбаки нередко разбивают сигнальные фонари и воруют аккумуляторы. Светотехнику приходится регулярно менять. Даже один не работающий световой сигнал в тумане или темноте может привести к сходу с фарватера и посадке на мель.

Алексей ФАТЫХОВ








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости