ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Ташкент становится ближе
В октябре в Уфе пройдут Дни Ташкента – такая договоренность была достигнута во вр...




     №9 (250)
     Сентябрь 2022 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "СОБЫТИЕ МЕСЯЦА"

Возвращение Шаймуратова


оветскую площадь в народе уже называют генеральской: здесь в День Республики откроют памятник легендарному комдиву, Герою России Минигали Шаймуратову. Из Москвы в Уфу отправлены барельефы для постамента, в которых эпично воплотились славные страницы боевой истории народов республики. ­Архитектор Салават Щербаков в величественных монументальных формах отобразил боевой путь 112­й кавдивизии, показав весь ее маршрут от столицы Башкирии до горящего Рейхстага в Берлине. В бронзе памятника будут увековечены имена бойцов дивизии ­ Героев Советского Союза и полных кавалеров ордена Славы. Особое внимание в рельефах Салават Александрович уделил деталям биографии самого генерала, в частности его родному селу, ­ рассказал соавтор проекта, заслуженный архитектор РБ, профессор Константин Донгузов. Истоки воинской доблести башкирского народа восходят к его древней истории, северным амурам Отечественной войны 1812 года, тесно сплетаясь с образом национального героя Салавата Юлаева и эпическим Урал­батыром. Все это отражено в тематических рельефах на постаменте памятника. Его архитектурная образность ­ оммаж как дань признательности Салавату Юлаеву, воплощенному в свое время Сосланбеком Тавасиевым и Исмагилом Гайнутдиновым. …Тем временем на строительной площадке рабочие приступили к последнему этапу возведения колоннады. На пилястры устанавливаются капители, а сами колонны уже соединены железобетонными ригелями. Начинается монтаж первого яруса карниза, а облицовка постамента учалинским гранитом завершена. К возводимому облику архитектурного ансамбля так и просятся сравнения с Триумфальной аркой. Некоторые блогеры назвали стиль ампирным, но Константин Донгузов с этим не согласен: ­ Современная неоклассика с мотивами ориентализма. Окружающие здания, контекст памятника, безусловно, оказали влияние на язык произведения, среди них и послевоенная неоклассика («Башнефть» и Минстрой), и неоклассическое направление эклектики конца ХIX века (Институт искусств), и «кирпичный» стиль (гимназия №3, комплекс купца Ногарева). В орнаменте колоннады использованы стилизованные ветки лавра, повторяющие мотив золотого шитья на генеральских мундирах Советской армии Парада Победы 1945 года. Минигали Шаймуратов имел воинское звание генерал­майора и, если бы дожил до Победы, по праву стал бы участником шествия на Красной площади. Памятник является символом парада, во главе боевых колонн которого незримо шли павшие герои Великой Отечественной. Такие, как генерал Шаймуратов. Особое внимание уделено башкирскому орнаменту, который состоит из 6 групп. Есть среди них и узоры, напоминающие каракуль папахи. Известно большое количество фотографий, на которых видно, что Минигали Мингазович носил кубанку, сшитую по спецзаказу, как часть официальной генеральской формы начала 1940­х годов. Поэтому 4 аттика башен будут увенчаны вставкой из башкирского орнамента, напоминающей этот головной убор. Данный архитектурный прием впервые описан Сергеем Эйзенштейном в воспоминаниях о посещении Кавказа, где он отмечает, что мотив национального головного убора местных народов стал основой архитектурных образов. Мы сегодня видим этот параллелизм и в силуэтах древних башкирских мавзолеев­кэшэнэ, в юртах и головных уборах башкир – тюбетейках и буреках. Таким образом, впервые в современной архитектуре воинского мемориала будут соединены национальные и классические традиции, которые сделают художественный язык комплекса более универсальным, соединяющим локальные и общемировые культурные традиции. В решении элементов фриза ­ метопах ­ найдут отражения ратный и трудовой подвиги башкирского народа, переданные через символику древних щитов с перекрещенными саблями XIX века и снопов пшеницы в окружении серпов, молота и шестеренок. Посетители комплекса будут ходить по «башкирскому ковру», мозаика плит которого повторит народные орнаменты. ­ Мы взяли несколько башкирских полотенец, показали варианты, сейчас по ним идет заготовка каменных деталей мозаики, ­ пояснил архитектор. – Они все музейные, это не стилизация под старину, а настоящие, подлинные вещи, вышитые женщинами в деревнях и передающиеся из поколения в поколение. Исторически достоверным должен стать и сам образ генерала, его форма и снаряжение. Памятник принимала госкомиссия в мягком материале, но в натуральную величину. Для демонстрации скульптуру поворачивали на специальном круге вручную. В мастерской присутствовал специальный человек, одетый в форму офицера Красной армии того времени, в папахе, с аутентичной шашкой. Также привели коня с ипподрома по кличке Лева. Для наглядности всадник сел, показывая положение, в котором Шаймуратов запечатлен, поднял вверх шашку. В это время комиссия сверяла всадника со скульптурой на историческую достоверность. Осмотрены были конская амуниция, форма самого генерала. Специалисты высказали ряд замечаний: какие элементы надо добавить, укрупнить, сдвинуть. После этого завершающего этапа памятник должны были передать на восковку в литейное производство в городе Жуковский. Саму площадь планируют благоустроить в первую очередь для обеспечения безбарьерной среды, так как она станет общественным пространством столичного города и призвана быть доступной для инвалидов, пожилых людей, беременных женщин и детей. Поэтому с западной части въезд будет практически с нулевой отметки, то есть без всяких усилий можно будет попасть и осмотреть скульптурный комплекс со всех сторон. При этом перепад площадки составляет 2 метра. Лестница трансформируется в огромную скамью, помимо запланированных шести приствольных скамеек вокруг новых деревьев. Поэтому места для созерцания памятника, фонтана, уличных концертов и мероприятий хватит всем. Для озеленения подбираются взрослые деревья ­ крупномеры, дающие густую тень.

Зиля БАДРИЕВА








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости