ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Елки готовы, городки на подходе
В столице республики установлены новогодние ели и начинается строительство ледо...

"Вьюговей-2007"
В декабре в Уфе стартует традиционный фестиваль "Вьюговей-2007". В его рамках состоя...

Дави на газ!
В Башкортостане этой зимой пройдет чемпионат мира по мотогонкам на льду, считающи...

Медали для мам
Медали "Материнская слава" женщинам, родившим и воспитавшим пять и более детей, вр...

Самый читающий
На выставке "Пресса-2007" Башкортостану присвоили звание самого просвещенного реги...

Будут подарки
Общественный фонд развития города при поддержке Администрации столицы провел тр...

Полезная СРеДа
II фестиваль социальной рекламы "Городская СРеДа", прошедший в Уфе, порадовал возр...

Квартира участковому
В ноябре были подведены итоги седьмого городского конкурса "Лучший участковый го...

Премировали за учебу
В Уфе состоялась церемония вручения премий главы администрации ГО город Уфа в обл...

А что в тарелке?
В столовых школ Уфы проходит городской смотр-конкурс "На лучшую организацию питан...

Рубль в копилку
В Москве, в пресс-центре ИТАР-ТАСС, состоялась пресс-конференция, на которой были о...

Удостоен ордена
В Башкирском государственном театре оперы и балета прошло торжественное собрани...

С днём рождения, театр
Государственный академический русский драматический театр Башкортостана отмети...

Акмулле посвящается
14 декабря исполняется 175 лет со дня рождения поэта-гуманиста и просветителя Мифта...

Пишите письма
С 1 декабря нынешнего года изменились тарифы на универсальные услуги связи (перес...

A PROPOS (между прочим),
145 лет назад, в 1861 году, "усердием" жены тогдашнего губернатора Софьи Аксаковой в са...

Куница подросла
19 ноября во Дворце культуры химиков состоялся финал I открытого конкурса эстрадно...




     №12 (61)
     декабрь 2006 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "ЭКОНОМКЛАСС"

Культуру в карман не положишь


Куда девался зритель?
Сто лет назад Россия по праву считалась одной из самых театральных стран мира. Сценические постановки были доступны для всех - спектакли шли как в шикарных залах Санкт-Петербурга, так и на улицах провинциальных городов. В Советском Союзе театральное искусство получало щедрые госдотации, что позволяло устанавливать смехотворные, по европейским меркам, цены на билет. Вплоть до конца 80-х наполняемость залов была почти стопроцентной, а вокруг касс прочно прописались спекулянты, втихаря предлагающие гражданам "лишний билетик".
Ну, а что же сейчас? Сейчас похвастаться нормальной посещаемостью могут лишь раскрученные театральные бренды Москвы и Петербурга. Причём высокий рейтинг подразумевает крайнюю дороговизну билетов. Балет "Щелкунчик" в Большом театре обойдется в 400 долларов. А билет на один из самых кассовых драматических спектаклей Москвы - "№ 13" - в МХАТе стоит 7300 рублей. Самые популярные спектакли для большинства попросту недоступны. Но если крупные столичные театры всё же имеют неплохие сборы за счёт обеспеченного столичного бомонда, то в регионах театралам едва-едва удаётся сводить концы с концами. Реалии рынка сегодня таковы, что высокое театральное искусство может выжить лишь там, где пользуется финансовой поддержкой местных властей. В Башкортостане бюджетные средства уже давно являются основным источником финансирования учреждений искусства. В этом году их объём составил более 420 миллионов рублей. Вернуть деньги за счёт продажи билетов никто не надеется: в большинстве уфимских театров не окупаются даже премьеры. В Национальном молодёжном театре имени Мустая Карима в этом году поставили 6 новых спектаклей, затратив 687 тысяч рублей. За 11 показов удалось собрать 215 тысяч. Башкирский государственный академический театр драмы выдал 4 премьеры почти за 2 миллиона рублей. За 9 месяцев окупилось 42% затрат. В Башкирском государственном театре оперы и балета на 3 постановки ушло 7 миллионов. 9 показов принесли менее 300 тысяч рублей - 4% вложений. На привлечение одного зрителя в театры в среднем ушло 355 рублей, на концерты - 193, а доход составил 54 и 28 рублей соответственно.
По словам уфимских театралов, низкая доходность связана не столько с потерей интереса к театральным постановкам, сколько с отсутствием у населения денег на билет. Сегодня в сознании большинства россиян театр - скорее роскошь, нежели средство культурного досуга, а те, кто получает от спектаклей эстетическое наслаждение, часто просто не могут позволить себе ходить на спектакли чаще раза в месяц. Совсем по-другому относятся к театру в Европе. Когда башкирские труппы выезжают на гастроли за рубеж, проблем с наполняемостью залов и рентабельностью постановок обычно не возникает.
Планета кино
На вопрос "Где вы предпочитаете проводить свой культурный досуг?" девять из десяти горожан ответят - в кино. Кинотеатры, посещаемость которых в конце 90-х упала почти до нуля, - в 1990 году в кино сходило 13 миллионов уфимцев, а в 2000 - всего 3 миллиона, - судя по всему, вновь обретают популярность. Такова общероссийская тенденция: объем отечественного кинорынка растет уже четвертый год подряд. В 2001 году доходы от продажи билетов составили 50 миллионов долларов, а в 2005-м - уже 270.
Сегодня вместо 19 работавших до перестройки крупных кинозалов в Уфе остались "Родина", "Аврора" и три кинокомплекса в сети "Планета кино" - мультиплекс "Искра", "Победа" и новый ТРК "Мир". И хотя "Родина" и "Победа" сохранили свой старый фасад, внутри они уже мало чем напоминают те убогие заведения, которые старшее поколение помнит ещё с советских времён. Без реконструкции, включающей хотя бы косметический ремонт помещений и замену кинопроекционного оборудования, о нормальной посещаемости можно забыть.
Современный кинотеатр - не просто место, где показывают фильмы. Это своеобразный досуговый, развлекательный, семейный центр отдыха. По статистике американской, европейской, восточно-европейской, а теперь уже и нашей, российской, среднестатистический доход кинотеатра только на 30 процентов состоит из денег, полученных от продажи билетов - остальные 70% приносит то, что к ним прилагается - продажа напитков, попкорна и сувениров, которые сопровождают выпуск очередного блокбастера. Если старые уфимские кинотеатры обзавелись барами и кафе, сохранив свою узкую специализацию, то кинозал в торгово-развлекательном комплексе "Мир" является лишь одним из элементов предлагаемого досуга, но никак не его доминантой. Судя по всему, развитие городской киноиндустрии пойдёт именно по пути строительства многозальных мультиплексов в крупных торговых центрах. Сегодня в Уфе строятся несколько новых кинозалов, крупнейший из которых будет располагаться в торгово-развлекательном комплексе "Семья".
Живопись
Чем так интересна живопись? Чтобы вы не ломали себе голову, приведу пример: новая машина в магазине стоит, к примеру, три миллиона рублей. Как только вы ее купили, она тут же уменьшается в цене! Она уже подержанная! То же самое касается любого товара - после покупки он резко теряет в цене, потому что его уже взяли в руки, опробовали, уже часть его потребительских свойств утрачена! Другое дело - изобразительное искусство. Картины с течением времени постоянно увеличиваются в цене, тогда как потребительские товары неизбежно обесцениваются.
Живописью в Уфе занимаются галереи, художественные салоны и… сами художники. Разумеется, речь идет о продажах картин.
Впрочем, тонкую разницу между ними понимают далеко не все. Художественные галереи занимаются не только и не столько продажей, сколько пропагандой искусства, поиском и раскруткой новых имен, формированием коллекций картин, стоимость которых будет только возрастать со временем. Их у нас немного - "Мирас", "Аймак", "Арт-Лимузин". Собственно, все.
Художественных салонов, которые занимаются исключительно продажей картин, несколько больше. Самый крупный из них - "Сангат". Более мелкие разбросаны по магазинам, другим торговым точкам - всего их около десятка, не больше. Себя они не рекламируют, не имея к тому средств и желания, поэтому даже не имеют названий. Очень крупный выставочный зал был в магазине "Знание". Но магазин поменял название и собственника, в результате чего галерея переехала "с лысины на бороду", то есть с Ленина на Карла Маркса, где пребывает и сегодня, уже не пользуясь прежней популярностью.
Тем не менее, есть в Уфе выставочные залы, которые не занимаются продажами - это "Урал" и "Ижад". Оба принадлежат Министерству культуры и национальной политики.
Что же продается в галереях и художественных салонах? В первую очередь постеры. Арт-постеры, как утверждает всезнающий Интернет, - это "высококачественные художественные репродукции картин, отпечатанные на бумаге "лен" или матовой". Порой простому человеку трудно отличить постер от настоящей картины, такие шедевры изготовляют полиграфисты. Откуда пошло это явление? А все оттуда же - на Западе картины стоят дорого, а иметь их дома и на работе необходимо. Вот и выбрана была такая форма.
Для нас пока непонятно, с какого перепугу вешать в офисах и дома картины, но со временем поймем и мы, что выделяться среди сотен тысяч других фирм можно только так. На что обращает внимание человек, приходя в офис или домой? На ковер, что занимает всю стену? Ага, скажет он, этот человек живет в прошлом веке, я не уверен, что он может вести бизнес правильно, скорее всего он прогорит, ибо не следит за временем. Все правильно: встречают-то по одежке, так что предприимчивые западные бизнесмены это давно поняли и украшают свои офисы картинами, а если на них не хватает пока денег или жаба душит - то постерами. А художественные галереи им помогают подобрать картины под интерьер, сделать дизайн помещений. Если вы думаете, что это только на Западе происходит, то вы ошибаетесь. И у нас в Уфе серьезные фирмы оформляют свои офисы так, как надо. Например, наши крупнейшие банки "Уралсиб" и "Социнвестбанк". Правда, они нашли еще более выгодное решение - они устраивают у себя выставки. Стоит это дешевле - пять процентов от стоимости картин в месяц. Повисит полгода экспозиция, а то и больше, а потом ее меняют на новую.
Есть, кстати, фирмы, которые делают то же самое, но они не хотят себя афишировать, их оформление рассчитано на VIP-клиентов. Видимо, это действует.
Сколько будет в граммах?
Сколько же стоят постеры? От двухсот граммов - простите, рублей - и больше. Надо их красиво оформить - вам помогут, багетные мастерские в Уфе - уже на каждом шагу, и стоят их услуги столько же, сколько сам постер.
А сколько же стоят сами картины? Картины стоят от пятисот рублей и выше. Верхняя планка не упирается в небо, но при желании такую отыскать можно. Противоречия между стоимостью картин и постеров нет. Просто у нас картины пока еще недооценены, чем и пользуются предприимчивые люди, которые везут их в Москву и на Запад. Известны случаи, когда картины уфимских художников продавались за семьсот пятьдесят тысяч рублей. Не советовал бы налоговикам тут же марать журнал желтым цветом и звонить в оперативную часть, радуясь бесплатной наводке, - продажи осуществлялись не в Уфе, сами художники больше кусали локти, чем прыгали от счастья.
Продается в галереях и графика по цене от 1000 рублей и выше, но не более 30000, и керамика - от одной тысячи до пятидесяти. С керамикой у нас плоховато - с тех пор, как уехала в Москву Валентина Кузнецова, уровень ее упал.
Миллиард в тюбетейке
Один мой знакомый часто ездит по городам и весям. Из каждой поездки он привозит магнитики с названиями населенных пунктов пребывания, так что его ребенок учит географию по холодильнику. Вроде бы ерунда, о которой не стоит и упоминать, но на самом деле все эти магнитики - часть большого бизнеса. Стоят они копейки, а помноженные на сотни миллионов туристов, приносят ощутимый доход. Это - сувенирный бизнес.
Особым спросом сувениры пользуются во время проведения крупных юбилейных торжеств. Чем выше статус торжества - тем больше будет продано памятных безделушек. За время празднования тысячелетия Казани сувенирной продукции продали аж на 10 миллиардов рублей! Причём большие деньги делались на маленьких вещах. В рейтинге продаж на первом месте стояли деревянные куклы в национальной одежде по 10-50 рублей, на втором - тарелки с видом Казанского кремля, а на третьем -
15-рублёвые тюбетейки.
Предстоящий юбилей добровольного вхождения Башкирии в состав России для производителей сувениров обещает стать не менее прибыльным, чем торжества в Казани. Уже сейчас в получении крупных госзаказов заинтересованы многие крупные фирмы. В недавней выставке-ярмарке "Сувенирная и подарочная продукция" приняли участие 30 предприятий и организаций, занимающихся производством сувениров в Башкортостане, Перми, Челябинской области и даже Москве.
Привлечение гостей из сопредельных регионов связано с тем, что республиканский "сувенирпром" пока не способен удовлетворить все запросы рынка. Министр внешнеэкономических связей и торговли РБ Борис Колбин отметил, что во время зарубежных поездок наши делегации дарят сувениры с национальной символикой, которые всегда вызывают неподдельный интерес. Но их ассортимент традиционен и ограничен!
Прямых инвестиций в отрасль не предвидится, однако крупные госзаказы, несомненно, смогут серьёзно стимулировать наше сувенирное производство. Перспективы развития здесь однозначно есть, о чём свидетельствует успешный вывоз продукции башкирских народных промыслов в Австрию, Турцию и Казахстан, где она пользуется большим спросом.
К празднованию юбилея республиканский рынок планируется обеспечить сувенирами самого разного качества и цены, а в оформлении мест торговли будет выработан единый стиль. Расходы на подарки международным делегациям будут заложены в бюджет будущего года: ожидается, что на торжества к нам приедет, по меньшей мере, 2000 только VIP-гостей.
Вы спросите, а что же такое делает мой друг Миша, с которого и начался разговор? А он делает бочонки с надписью "Башкирский мед"! Знаете, они есть везде! И это правильно, так и должно быть. Просто мы должны делать их не тысячами, а миллиардами. Мы должны научиться зарабатывать на своей культуре. Иначе это сделает кто-то другой. Или это не так?

Согласно официальной потребительской корзине, на "услуги культуры" гражданин должен тратить 45,5 рубля в месяц. По мнению правительства и Госдумы, на 546 рублей (45,5х12) среднестатистический россиянин сможет шесть раз в год сходить в театр, кино или музеи. Впрочем, даже эти скромные расходы были включены в потребительскую корзину лишь год назад. До этого в нашем государстве считалось, что культура вообще не относится к насущным потребностям человека.
Тем временем число граждан, регулярно посещающих учреждения культуры, неуклонно падает. Если в прошлом году от походов "за культурой" приходилось отказываться 23% россиян, то в нынешнем, по данным ВЦИОМ, уже 28%. За последние три месяца ни разу не были в театре, на концерте, в музее или на выставке 83% россиян, в кинотеатре - 85%. Даже в городах-миллионниках число домоседов составляет 73-75%

Алексей ФАТЫХОВ, Айдар ХУСАИНОВ








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости