ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Елки готовы, городки на подходе
В столице республики установлены новогодние ели и начинается строительство ледо...

"Вьюговей-2007"
В декабре в Уфе стартует традиционный фестиваль "Вьюговей-2007". В его рамках состоя...

Дави на газ!
В Башкортостане этой зимой пройдет чемпионат мира по мотогонкам на льду, считающи...

Медали для мам
Медали "Материнская слава" женщинам, родившим и воспитавшим пять и более детей, вр...

Самый читающий
На выставке "Пресса-2007" Башкортостану присвоили звание самого просвещенного реги...

Будут подарки
Общественный фонд развития города при поддержке Администрации столицы провел тр...

Полезная СРеДа
II фестиваль социальной рекламы "Городская СРеДа", прошедший в Уфе, порадовал возр...

Квартира участковому
В ноябре были подведены итоги седьмого городского конкурса "Лучший участковый го...

Премировали за учебу
В Уфе состоялась церемония вручения премий главы администрации ГО город Уфа в обл...

А что в тарелке?
В столовых школ Уфы проходит городской смотр-конкурс "На лучшую организацию питан...

Рубль в копилку
В Москве, в пресс-центре ИТАР-ТАСС, состоялась пресс-конференция, на которой были о...

Удостоен ордена
В Башкирском государственном театре оперы и балета прошло торжественное собрани...

С днём рождения, театр
Государственный академический русский драматический театр Башкортостана отмети...

Акмулле посвящается
14 декабря исполняется 175 лет со дня рождения поэта-гуманиста и просветителя Мифта...

Пишите письма
С 1 декабря нынешнего года изменились тарифы на универсальные услуги связи (перес...

A PROPOS (между прочим),
145 лет назад, в 1861 году, "усердием" жены тогдашнего губернатора Софьи Аксаковой в са...

Куница подросла
19 ноября во Дворце культуры химиков состоялся финал I открытого конкурса эстрадно...




     №12 (61)
     декабрь 2006 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "ЖЕНСКИЙ КЛУБ "СТОЛИЧНАЯ ШТУЧКА""

Грешно не вязать


А вот Нафиса Тулубаева убеждает меня в другом:
- Пуховые платки - это то, что мы привыкли называть шалями. Они серого цвета, плотные, через кольцо не пройдут. Настоящий оренбургский пуховый платок можно узнать по пуху - он мягкий, живой, блестит, как шелковый. А белые тоненькие кружева у нас называют по-другому - палантины, "паутинки".
"У нас" - это в Зианчуринском районе, откуда Нафиса Булатовна, теперь уже уфимка, родом. Знает о секретах пуховязания не понаслышке: южный башкирский район - родина знаменитых оренбургских платков.
- В Оренбургской области до сих пор есть деревня Зианчурино. Это родина моих предков. А через речку - Башкортостан, Зианчуринский район. Там, в деревне Юнаево, я и росла, - рассказывает Нафиса Булатовна. И по привычке, уже вошедшей в кровь, как только за окном затеплятся сумерки, берет в руки вязальные спицы.
Ремесло
- Во всей деревне, во всей округе у нас до сих пор нет не умеющих вязать, - заводит она рассказ под тонкую песенку спиц. -
В нашей семье росло шестеро детей, пять из них - девочки. Это был минимум - в других семьях было и по 14 ребятишек. Мы с детства понимали, что большая деревенская семья должна работать. У каждого в доме были свои обязанности. Отец занимался пчелами, а мы - естественно, пухом. В нашем хозяйстве всегда было не меньше 30 пуховых коз.
Вязание было повседневным, ежечасным: женщины выходили встречать стадо и вязали стоя, прямо у дороги, по которой должен был пройти скот. Не вязать было стыдно. Одна свекровь ругала свою сноху, приехавшую из другого района, за неприспособленность к домашнему труду: "Она даже вязать не умеет!" В наших краях это был чуть ли не самый большой грех, и мама начинала учить дочек вязанию лет с семи. Я свою первую шаль связала самостоятельно в 8 лет.
Пуховые платки - ремесло. Это в деревне знали даже дети: если есть пух - значит, будут и обновки, и школьная форма. Когда родители отправлялись на рынок в Кувандык, в семье был большой праздник, потому что обратно возвращались всегда с подарками. Привозили платья, платки. И несмотря на то, что вся деревня от мала до велика носила пуховые варежки, мы очень любили цветные фабричные рукавички.
Бабушкины сказки
Мы сами по себе пытались скорее научиться вязать или что-нибудь делать с пухом. На то была особая причина - до сих пор о ней вспоминаю с теплотой. В деревне проходили посиделки, и "входным билетом" на них было умение вязать. Эти посиделки устраивали бабушки-вдовушки, у которых никого не было, и они любили звать к себе в гости девчат. Там было весело, пеклись пироги, в доме пахло калиной - аж слюнки текли. Бабушки сказки рассказывают, девушки поют, каждая из дома приносит работу и вяжет. Потом приходили парни, девушки на выданье отправлялись с ними на танцы, а наше вязание и сказки продолжались до утра. Даже самым младшим не хотелось спать. Я навсегда запомнила музыку спиц, когда все вокруг вяжут.
Если нужно было напрясть особенно много пряжи, со всей деревни собирали женщин на "субботник" - старались пригласить тех, у кого толщина нити выходит примерно одинаковой. Ведь только в сказках показывают, как тонкую нитку прядут на колесе. На самом деле пряжу для настоящих пуховых платков готовят только руками. У каждой женщины - своя рука, вот и нить получается у всех разная.
Живой пух
Наш, зианчуринский, пух - особого цвета. Он темный, почти черный. Район гористый, там много воды и солнца, а значит, и трава сочнее - и козы наши отличались от тех, что привозили из других районов.
Мой отец занимался выведением сортов пуховых коз. Он объяснял качество пуха именно природными условиями. Своим старшим дочерям папа в приданое отдал хороших пуховых коз, их увезли в чужую местность - и пух стал совсем некрасивым, а некоторые козы просто не выжили.
Без пухового платка я никуда не хожу. Он живой, ведь по всем правилам пух собирается с живой козы. В деревне ни у кого никогда не было менингита - потому что голову повязывали шалью. А вот ноги укрывать платком нам запрещала бабушка - до того она уважала пух.
А мама говорит и до сих пор: вяжешь платки - все не продавай. Один оставь себе - дан осон - во славу.

Оксана кузьмина








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости