|
 |
 |
 |
 |
 |
РУБРИКА "ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР"Лоцманы финансовых потоков
- Рената Аркадьевна, какие изменения произошли за последний год? - Изменений много. И в организационном направлении, и в методологическом. А также появились изменения в виде новых функций, которые мы будем выполнять в наступающем году, а значит, сейчас идет усиленная подготовка по их реализации. Со следующего года на Федеральное казначейство возлагается ведение Единого реестра государственных закупок. И все федеральные учреждения будут проходить обучение на предмет взаимодействия в этом вопросе с Федеральным казначейством. - А с чем это связано? Государство, наконец, озаботилось уровнем коррупции, которой сопровождаются тендерные торги? - В определенной степени государство решило усилить контроль, и даже более того - расширить границы контроля. Дело в том, что закон о закупках прошел пока лишь апробацию. Отдельные вопросы требуют определённого механизма их реализации. Законом ФЗ №94 "О государственных закупках" первым критерием определяется публичность при проведении этих процедур. Чтобы обеспечить данную норму, необходимо вести работу по мониторингу, постановке на учет и размещению госконтрактов. В связи с этим на органы федерального казначейства и возложена эта функция. Для обеспечения контроля процесса государственных закупок необходимо иметь единую информационную базу - наша задача обеспечить ее формирование и публичность. А последующий контроль возложен на Антимонопольную службу, которая при необходимости может использовать эту базу данных. - Насколько вы готовы к тому, чтобы выполнять эту функцию? - На сегодня уже получено программное обеспечение и проводится его тестирование. Оно было создано как продолжение основного нашего программного продукта и позволит не только присваивать номер в едином реестре, но и вести учет обязательств в суммарном выражении. - Это соответствует мировой практике? - Да, я недавно вернулась из Франции, где изучали опыт госзакупок и осуществления контроля. Во Франции в рамках Евросоюза уже четвертый год эффективно действует система учета, контроля и консультации в этой сфере. Надеюсь, что и Россия будет в своих стандартах приближаться к европейскому опыту. Ведь грядущее вступление нашей страны в ВТО все равно потребует от нас соблюдения общемировых требований. А пока мы стоим у самых истоков глобальной работы. - И все же меня постоянно мучает вопрос: почему на Западе, в той же Франции, законы - вне зависимости от того, хорошие они или нет - работают, а у нас все долгожданные нововведения лишь увеличивают и без того огромный ком проблем? - Изучая их опыт, становится очевидно, что, прежде чем закон принять, проводится детальное изучение его реализации в проектном варианте совместно со всеми участниками процесса, в том числе исполнительными структурами. У нас зачастую законы принимаются - и лишь потом выясняется, что при их исполнении имеются проблемы или отсутствуют механизмы их реализации. К тому же у нас, как это ни печально констатировать, отсутствует должный патриотизм, необходимый для поддержания государственности, который мы наблюдали, к примеру, во Франции, где даже при организации процедуры государственных закупок и при выборе победителей торгов главными критериями являются: укрепление государственности, экологическая безопасность и обеспечение конкурентоспособности отечественных производителей. Российское законодательство определяет для оценки победителя в основном ценовые параметры. Кроме того, одним из основных рычагов защиты госсобственности и повышения ответственности исполнителей в европейском законодательстве нормативно закреплена материально-имущественная ответственность за неправильно принятое чиновником решение. В результате за более чем 160-летнюю историю французской казначейской системы наши коллеги смогли припомнить лишь единичные случаи нецелевого использования государственных средств. - Рената Аркадьевна, не сделает ли то, что вас наделяют все большим числом контролирующих функций, структуру российского бизнеса и финансовой жизни в целом излишне жесткой, лишенной гибкости? - А она и должна быть жесткой! Финансовая структура и бизнес должны находиться в жестких рамках понятных и конкретных правил "игры". Вольного трактования правил быть не должно. Именно с этого и начинается профилактика борьбы за укрепление финансовой дисциплины и с коррупцией в том числе. - В январском номере журнала принято делать прогнозы. Какие тенденции, на ваш взгляд, будут превалировать в мире финансов в следующем году? - То, что у нас сегодня происходит в системе обслуживания бюджетов различного уровня, можно назвать большой технической революцией. Наше ведомство в полном объеме обслуживает потоки федерального бюджета, и региональный бюджет мы обслуживаем лишь по основному контуру, не вторгаясь в полномочия субъекта РФ. Сейчас отрабатывается форма электронного взаимодействия со всеми участниками бюджетного процесса. Уже с мая минувшего года в Управлении Федерального казначейства по Республике Башкортостан весь цикл документооборота по линии "центр-территория" переведен в электронный режим. Можете себе представить, сколько времени это нам сэкономило. Так что финансы теперь действительно становятся быстрыми. К тому же электронное взаимодействие дистанцирует бюджетополучателя от казначея, который проводит контроль, что также можно отнести к элементу антикоррупционных мероприятий. - А что выиграет от этого обычный человек? - Для простого жителя такая оптимизация бюджетного процесса, может, и не будет ощущаться непосредственно, но за счет скорости оборота средств оперативнее заработают и сами бюджетополучатели. А значит, эффективнее будут решаться возложенные на них функции, включая гарантированные выплаты каждому конкретному гражданину. - Судя по всему, и следующий год пройдет под знаком реализации национальных проектов. В какой мере вы задействованы в этом процессе? - Скажу сразу: через казначейство проходят средства не по всем нацпроектам. Часть их проходит через Фонд обязательного медицинского страхования, что-то - например, по проекту "Жилье" - через банковскую систему, но и через Федеральное казначейство проходит немало средств. - А не проще ли было все финансирование этих проектов пустить через казначейство? - Подобные разговоры и раньше были. Но решения принимаются на федеральном уровне. Как будет дальше - остается только ждать указаний о порядке и механизме контроля и взаимодействия всех участников и исполнителей национальных проектов. Система федерального казначейства сегодня имеет практику оперативной реализации новых функций. - Как вы думаете, когда можно будет без всяких скидок заявить: "Государственный человек - это звучит гордо"? - Наблюдая уровень зарплаты на государственной службе, довольно сложно испытывать гордость, особенно если говорить о тех молодых специалистах, которые только начинают свою карьеру. Надеемся, что со временем будет достойная поддержка в социальном плане, и престижность госслужбы будет подниматься, а требования и ответственность уже сегодня в отношении госслужащих определены законом о государственной гражданской службе достаточно конкретно. В то же время стараемся прививать и чувство гордости всем исполнителям, с той мерой ответственности, которая возложена на систему органов казначейства.
Блиц-опрос - Когда вы приходите домой, в голове, наверное, продолжают крутиться все эти циркуляры, цифры, отчеты?.. - Нет. За время своей работы, наконец, научилась проводить такую черту: выхожу с работы - и все эти цифры и циркуляры оставляю в своем кабинете. И наоборот: зашла в свой кабинет - и все свои семейные дела и заботы оставляю за порогом. Иначе чисто физически невозможно работать с той продуктивностью и в том темпе, которые свойственны нашей системе, как и любой финансовой структуре. - Какое время года вы могли бы назвать самым любимым? - Самое начало лета, когда вокруг все дышит свежестью. Да и сам воздух - как парное молоко. - А какую человеческую черту вы сегодня считаете наиболее отвратительной? - Необязательность и непрофессионализм. Сегодня это меня раздражает больше всего. Это у меня, наверное, от моей мамы, которая преподавала в школе математику - она выше всего ценила в людях профессионализм.
Владимир СОЛОВЬЁВ |
|
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
|
|