 |
РУБРИКА "ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ"Дизайнер о природе вещей
- Как почувствовать стиль, что такое красиво? - Красиво - это когда просыпаешься утром и думаешь: "Какой сегодня чудесный день!" - А некрасиво? - Некрасиво пить воду из-под крана. - Странно. Может, просто невкусно… - Нет, вы не поняли, наверное, это тонкий момент. Есть вода живая, которая хранит в себе позитивную информацию, вода из-под крана - убитая, в ней нет живительной энергии. И это некрасиво. Красиво жить - это красиво вдыхать воздух, ценить все прекрасное, иметь в своей жизни настоящие вещи; настоящее - всегда красиво. Смотреть на картины мастеров. Моя дочь недавно была в Париже. Звонит мне и говорит с восторгом и удивлением: "Лувр полон беременных женщин!" Считается, что картины излучают благотворную энергию, и это положительно влияет на плод. Они сутками созерцают эти полотна… - Все-таки это не для нашей суматошной жизни. У нас же все на бегу. Мы все время решаем какие-то проблемы, суетимся, и конца-края этому нет. Выхожу в город - и отовсюду какая-то необъяснимая агрессия или - того хуже - безразличие. В супермаркете, правда, теперь кассир благодарит за покупку, улыбается - и все равно это отдает каким-то формализмом. - Ветер навстречу… Так я называю такое состояние. Однажды мне нужно было что-то купить в магазине. Была ужасная погода: снег, холодный ветер. Я подхожу к магазину - оттуда выходит человек пятнадцать, я терпеливо жду. Захожу - того, что мне нужно, нет. Я стал выходить из магазина - и мне опять навстречу толпа, а я тороплюсь. И тут я себе сказал: стоп, это знак - что-то делаю не так. - Верите в особые знаки? - Верю. И они обычно не обманывают. Нужно жить, прислушиваясь к себе, быть внимательным к тому, что вокруг тебя. Мы же часто замыкаемся на своих сиюминутных проблемах. - А мне кажется, что у нас просто не принято уступать, быть вежливым. - Был в Милане на выставке. Подхожу к местным жителям, обращаюсь на итальянском - и сразу в ответ искренняя доброжелательная улыбка. И тут же на выставке вижу - стоят хмурые ребята. Спрашиваю их: "Вы с Урала?" В ответ: "Как вы догадались?" - Наверное, на нас так климат действует - солнца не хватает. - Да не солнца, а умения жить, умения быть свободными, естественными. - А вас кто-нибудь учил этому? - У меня было много учителей… Хотя я всегда хотел жить своей жизнью, делать свои ошибки, но попались хорошие учителя. Они неназойливо, интеллигентно, с большим чувством внутренней доброты посвящали мне свое время, а я старался впитывать все, как губка. …Однажды я шел по набережной в Гурзуфе, и мне навстречу попался старик. У него на ногах вьетнамские сланцы и выгоревшие, цвета хаки, шорты, седая грудь, абсолютно седые ресницы и черные, как маслины, живые глаза. Я был поражен этим контрастом, а про себя отметил: "Надо же - у него глаза пятилетнего ребенка!" Тут же навстречу шли юноши - глаза пустые, как оловянные пуговицы. Вечером я встретил этого старика у нашего общего знакомого - уфимского художника Ильи Гутина. Мы пили вино и под стрекот цикад разговаривали о живописи. Встреченный мной 90-летий старик по фамилии Рабинович оказался человеком неординарным, дружил с Пабло Пикассо. Его урок: сколько бы тебе ни было лет - смотри на мир широко открытыми глазами. Как-то я рассматривал портрет Пабло Пикассо. У него такие же распахнутые глаза. У таких людей душа все воспринимает, откликается на малейшие движения другой души. Этого старика запомнил на всю жизнь. Встреча наша была давно, и он уже наверняка в ином мире, но я уверен - он прожил красивую, интересную жизнь. Счастье - жить в окружении добрых и умных людей, полагал французский поэт Жюль Ренар. - Это и ваша формула? - Пожалуй, нет. В этом мире мы выбираем себе комфортное окружение. И заключаем с ним сепаратный договор. - Создание комфортного пространства - это задача дизайнера. Дизайн может изменить мир? - В Америке гостили наши высокопоставленные чиновники - обратили внимание на тонкие столбы освещения. Спросили у своих американских коллег - почему такие тонкие? Если машина врежется в такой столб, он сломается. "Уважаемые джентльмены, - ответили им американцы, - у нас жизнь человека ценится дороже столба". Все, что окружает человека, должно служить ему во благо. Мой принцип в работе - все делать с любовью к человеку. Он должен чувствовать себя комфортно и на улице, и в офисе, и дома. - Этому можно научиться? - Это искусство. Это нужно чувствовать. А если этого нет, необходимо развивать в себе эстетическое чувство. Этому учат театр, хорошие книги, музыка. Это лучшие учителя, приближающие вас к пониманию прекрасного. - Самая любимая книга? - Книг было много - умных, добрых, захватывающих, но для меня главная книга - Библия. Она дает ответы практически на все вопросы. - У вас интересный взгляд: вы смотрите и как бы оцениваете окружающий мир - плох он или хорош… - Дизайнер болезненно чувствует мир вещей. Дисгармония в чем-либо его ранит. Я вижу, к примеру, что эта картина не подходит к интерьеру, и меня это раздражает. Вижу бумажку на полу - и это тоже раздражает. Я могу не понять ваши слова, но услышать музыку речи, и она может либо расположить, либо оттолкнуть. Здесь тот же принцип. - Интуиция… - Да, наверное. Вы спрашивали, что такое стиль. Так вот, я исповедую чистоту как стиль - чистые мысли, чистые дела, чистое тело, чистая одежда, чистые улицы. Если каждый будет исповедовать это - миру придется отказаться от таких "вещей", как курение, нецензурщина, пьянство, грубость. Сенека говорил: как ты поступал с другими, так поступят и с тобой. Вот эту истину надо исповедовать. - Кроме интуиции, какое качество для дизайнера считаете важным? - Интеллект. Дизайн - это сложная оркестровка. В обязательном порядке дизайнер должен много читать, знать один или два иностранных языка. Дизайнер должен быть человеком мира - мы собираем информацию отовсюду. Меня часто обвиняли в космополитизме, но я лишь хотел узнать, что и как делается в мире, чтобы улучшить нашу жизнь, поднять ее, осветить изнутри. Меняя окружение человека, можно изменить его самого, его отношение к жизни.
Лилия ЗИМИНА |
|
 |