ГЛАВНАЯ
О ЖУРНАЛЕ
АРХИВ НОМЕРОВ
РЕКЛАМА В ЖУРНАЛЕ
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

Февральские гвоздики
23 февраля Президент Башкортостана Муртаза Рахимов, Председатель Государственног...

Пора агитации
На предстоящих в республике 11 марта муниципальных выборах - Советов сельских посе...

Ислам и Россия - неделимы
Председатель Духовного управления мусульман РБ муфтий Нурмухамет хазрат Нигмату...

Теледоктор
В Республиканской клинической больнице № 2 состоялся телемост по проблемам лечен...

Сабантуй в Москве
Дни Республики Башкортостан в Москве пройдут не 25-26 мая 2007 года, как планировалось...

Возвращение детсада
Настоящим подарком к 55-летнему юбилею Калининского района стал реконструированн...

Праздник шежере
В Мечетлинском районе стартовал конкурс-эстафета "Моя родословная", посвященный 45...

Ключи от министра
Ключи от новой двухкомнатной квартиры получила семья командира группы боевого об...

Выставка навырост
В марте на реконструкцию закроется Выставочный комплекс "Башкортостан". По проект...

Мода на высоте
В начале апреля в Уфе пройдет молодежный форум моды "Евро-Уфа-Азия-2007". В рамках его...

Доплыли до победы
Уфимские "моржи" заняли второе место на XXXI традиционных соревнованиях в Альметьев...

Сильная женщина
В Башкирском академическом театре драмы имени Мажита Гафури отметили юбилей наро...

Квартиры - льготникам
В этом году в Уфе по всем городским программам на социальное жилье будет выделено ...

Микроволновка... в плацкарте
Восемь новых плацкартных вагонов отечественного производства с бортовой надпись...

Между прочим
25 февраля сразу два района Уфы - Калининский и Орджоникидзевский - отметили 55-летн...




     №3 (64)
     Март 2007 г.




РУБРИКАТОР ПО АРХИВУ:

Нам 20

Дневник мэра

НАШ НА ВСЕ 100

ЛЕГЕНДЫ УФЫ

СОБЫТИЕ МЕСЯЦА

СТОЛИЧНЫЙ ПАРЛАМЕНТ

КРУГЛЫЙ СТОЛ

АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ

РЕПОРТАЖ В НОМЕР

КУЛЬТПОХОД

ЭКОНОМКЛАСС

НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ

КАБИНЕТ

ARTEFAKTUS

ДВЕ ПОЛОВИНКИ

ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ

УФИМСКИЙ ХАРАКТЕР

РОДОСЛОВНАЯ УФЫ

СВЕЖО ПРЕДАНИЕ

ВРЕМЯ ЛИДЕРА

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

ЭТНОПОИСК

ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

ПО РОДНОЙ СЛОБОДЕ

ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР

К барьеру!

НЕКОПЕЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша акция

Благое дело

ТЕНДЕНЦИИ

ЗА И ПРОТИВ

Облик города

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ДАТЫ

МЕДСОВЕТ

ИННОВАЦИИ

ШКОЛОПИСАНИЕ

ВЕРНИСАЖ

ЧИН ПО ЧИНУ

Коренные уфимцы

ГЛАС НАРОДА

Семейный альбом

ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

75-летие победы

Дети войны

ЕСТЬ МНЕНИЕ

СДЕЛАНО В УФЕ

Городские проекты

Человек и его дело

Архив журнала

Учитель года-2022

Слово мэра

450-летие Уфы

Прогулки с депутатом

То время

Мотиватор








РУБРИКА "450"

Сказки моего детства


Когда они увидели батыра, сумевшего обуздать волшебного коня, уставшие от горя соплеменники впервые за много лет облегченно вздохнули и устроили по такому случаю большой байрам, как раньше - со скачками, борьбой - куреш, пением и плясками.
Оло-Теляк соскочил с коня и первым делом спросил у деда: "Где наша медная уздечка? Устал я держать за гриву строптивого тулпара. Как удержать его, чтоб не искать потом по всей стране Ялан-Дала?"
Улыбнулся мудрый Дистан, молвил: "Ни медная уздечка, ни золотая не могут удержать дикого коня. В чьих руках его волос, тот и хозяин крылатого тулпара. Сорви три волоска из гривы, что спадает вправо, три волоска из гривы, что спадает налево, и из челки волосок. Сверни в кружок, зажми в ладонях волоски из гривы, спадающей с правой стороны, и свистни через них. Тут же явится к тебе тулпар. Если подуешь через волоски из гривы, спадающей на левую сторону, то перед тобой встанет весь табун прекрасных аргамаков. Перекуси зубами волос из челки, и ты увидишь тысячу оседланных тулпаров. И тогда твои всадники-сайдаки верхом на сказочных конях сумеют прогнать любого врага, посмевшего напасть на наши земли". Юноша выполнил мудрый совет старого Дистана и отпустил тулпара.
Тут же Оло-Теляку захотелось проверить силу волшебных волосков - он свистнул через конский волос, и появился тулпар. Потом дунул в другие волоски, и вокруг кочевья увидел большой табун прекрасных аргамаков и сотни прекрасных кобылиц с жеребятами, а вокруг кружил вожак - вороной тулпар, сбивал в кучу лошадей. Покусывая за холки, фыркая ноздрями и храпя, он подчинял сказочный косяк своей воле. Сбылись слова вещей птицей Самраугуш.
Но, как и предсказал Черный всадник, не было счастья Оло-Теляку. Печаль и тоска в его глазах обеспокоили старого Дистана, и он догадался, что хозяин озер успел наложить проклятие на внука.
Старик Дистан привел юношу на гору Кайгыл-тау и так сказал ему: "Ты увел тулпара не ради корысти и славы. И потому окружи бескорыстной заботой род свой, благородной службой заслужи любовь народа. И тогда будешь защищен от проклятия всеобщим уважением. Но не забудь к указанному сроку вернуть коня, покаянием своим получи прощение и тогда окончательно снимешь с плеч тяжкий груз". Возрадовался юноша, расправил плечи и освободился от грусти и печали, теперь он знал, что путь батыра - в служении народу.
Весть о вороном тулпаре разнеслась по всем краям. Постепенно с гор и лесов на родину начали возвращаться сородичи Оло-Теляка, что прятались в глухих местах. Радушно встречал их батыр. Угощал, поил кумысом, и, свято выполняя дедушкин завет, дарил прекрасных тулпаров и жеребят из сказочных табунов. И тут же взамен подаренного появлялось у него два новых жеребенка. Люди зажили по своим обычаям, в достатке и в мире, забывая постепенно прежние утраты и унижения. А богатство Оло-Теляка прирастало вместе с богатством его сородичей.
Как-то раз у родника он встретил девушку - юную луноликую красавицу. Звали ее Айхылу. Была она тонка, как тростинка. Волосы ее, черные, как смоль, заплетенные в две тугие косы, украшенные сулпами, почти касаясь земли, спадали с плеч.
Влюбился юноша в прекрасную девушку, получил благословение от стариков своих, и вскоре была сыграна свадьба. Все радовались счастью Оло-Теляка и Айсылу и устроили по случаю праздника большой байрам, длившийся три дня.
…Черный всадник, окутанный туманом, наблюдал со стороны, как сотни ярких костров горят на праздничном стане Оло-Теляка. Хозяина озер душила злоба: не мог он проникнуть через щит любви и уважения сородичей к Оло-Теляку. А теперь через взаимную любовь Оло-Теляка и Айсылу еще труднее будет пробиться проклятию Черного всадника!
Но он знал, что час расплаты придет. Злоба-зея с шипением пробилась наружу, и яд мести закапал на землю из ее пасти. Она прошипела в ухо хозяину озер: "Спроси совета у Аждахи! Крылатый змей хоть и злой, но у него три головы, какая-нибудь из них проговорится, как разрушить щит и наказать батыра!" И, следуя совету своей злобы, Черный всадник обратился к Аждахе - пятисотлетнему змею, что обитал в его озерах: "Живешь ты у меня безвозмездно, берешь без спроса все, что пожелаешь, не пора ли отплатить за мой приют? Дай совет, как пробить мне щит народной любви, как ускорить день несчастья для внука Дистана". Крылатый змей-Аждаха, лениво разгребая тину, откликнулся: "Для подлости ума не надо. Пригоршню грязной тины дай испить любому, и он, отравленный болотным смрадом, будет готов для подлых дел. Но подлецов, завистников ты не найдешь в стане Оло-Теляка. А я, хоть и живу в болотной тине, для подлых дел не способен, нет у меня к батыру злобы, а зависти лишен я от рождения, да и лень мне заниматься земными делами. Обратись лучше к моей сестре Юха-бике, тысячу лет она была змеею подколодной, теперь под видом почтенной старухи лестью и лаской проникает в душу человека, тут же превращается в убыр-абей и пьет кровь без остатка. И подружки ей под стать - мяскяй и сихырсы-аби. Вот они точно помогут тебе. Плату возьмут с тебя небольшую, ведь души ваши родственные - одинаково отравлены злобой. А найти их ты можешь за Каф-тау в царстве дэвов и периев. Теперь не мешай мне спать". И Аждаха снова исчез в болотной тине, лишь пузырьки указывали, что кто-то огромный спит на дне.
Обрадовался Черный всадник и под покровом ночи помчался искать змею, которая теперь жила под видом старухи Юха-бики.
А батыр Оло-Теляк вопреки проклятью жил счастливо, в окружении любви и уважения. Народ вернулся в страну Ялан-Дала и снова расселился по берегам рек Дим и Уршак. Бесчисленные табуны тулпаров паслись на просторах. Красавица Айсылу подарила батыру двух сыновей-крепышей. Росли они на радость всем не по дням, а по часам.
Но вот настал день скорби, когда в мир иной ушел старик Дистан. Народ с честью проводил своего вождя, похоронив его на горе Кайгыл-тау рядом с сыновьями. А батыр Оло-Теляк стал достойным предводителем рода.
…Однажды, когда осталось совсем немного времени до срока возвращения крылатого тулпара, три ведьмы, прикинувшись нищенками, на арбе, запряженной исхудалой старой клячей, подъехали к стану Оло-Теляка. Они смиренно попросили немного еды и крова на время. Хоть были они чужого рода, их встретили радушно, как равных - накормили, а после предложили им остаться и жить как все - в труде и благоденствии. Нищенки поблагодарили радушных людей и остались в стане Оло-Теляка, но поселились в стороне, в заброшенной землянке на краю у озера, где и начали готовить свою отраву - зелье приворотное из тины болотной, корней аира и лапок мышей летучих. Ночи напролет над варевом своим колдовали, чтобы первым глотком человека приворожить и воле своей подчинить, другим глотком зародить в его душе зависть и злобу, а третьим глотком усыпить вечным сном. Прежде чем дать испить свое зелье Оло-Теляку, они решили дать попробовать кому-нибудь другому, и нашли ленивого и простодушного пастуха. Но убедились, что даже на него не действует зелье. Оказывается, в стране Оло-Теляка все одинаково защищены взаимной любовью и уважением друг к другу от злых чар и колдовства.
Тогда вызвали они джиннов, периев и дэвов и после долгих заклинаний наконец сумели сварить настоящую отраву. Дали два глотка из чаши выпить пастуху. И он сразу стал злобным и завистливым. Забыв, что от рождения был ленив, начал причитать и возмущаться, что у одних тулпары и сказочные табуны, а у него - только дареный конь и жеребенок. И щит, созданный единством всех сородичей Оло-Теляка, состоящий из любви и уважения, вдруг начал разрушаться, а в появившуюся брешь вползло проклятие в образе змеи.
Черный всадник ликовал, предвидя сладостный миг мщения, ждал ночи, чтобы увидеть, как беда разрушает счастье батыра.
А беда в облике нищенки Юха-бики была уже рядом с Оло-Теляком. Она сладостными речами отвлекла его и уже подсыпала зелье в питье вождю и его жене. Страж рода Кара-кош в последний миг выбил из рук батыра отравленную чашу. Но красавица Айхылу успела выпить зелье и, отравленная, уснула вечным сном. Разгневанный батыр выхватил из ножен саблю, но тут же старухи-нищенки превратились - одна в змею, другая в упыря, а третья в хромого черта, и шипя, хрюкая, визжа, разбежались кто куда.
Обманутый Оло-Теляк бросился к своей околдованной жене, но не смог ее добудиться. Подавленный горем, не отходил он от Айхылу. Она же, отравленная проклятым зельем, была бледна, жизнь еле теплилась в ее душе.
Однажды Оло-Теляку доложили, что в табунах его появились два белых стригунка. Жеребята были сказочной красоты, и никто не верил, что они предвестники еще одной беды. От этой вести Оло-Теляк устало отмахнулся: "Беда уже пришла, и нет желанья губить безвинные создания. Пусть в радости живут. А тот, кто наложил на них печать беды, сам будет проклят!" И он снова погрузился в свою печаль. Не знал Оло-Теляк, что беда не приходит одна.
Сыновья Оло-Теляка, очарованные красотой белых стригунков, тут же взяли их себе. Жеребята, словно по волшебству, через три дня превратились в сказочных коней. Дети батыра оседлали их и ускакали на Балкан-тау.
Но как только они достигли озера, кони кинулись со скалы и скрылись вместе с детьми в пучине озера Аслыкуль. Узнав, что Черный всадник заманил его детей в свое бездонное царство, Оло-Теляк поручил спящую жену заботам родственников, оседлал тулпара и через миг оказался на берегу Аслыкуля.
Озеро встретило его неприветливо: черные тучи клубились над ним, гром с треском разламывал небо, молнии сверкали со всех сторон. Как будто все стихии объединились против Оло-Теляка - ливень хлестал по лицу батыра, буря пыталась скинуть с коня. Ничто не могло удержать его в стремлении спасти детей - батыр обнажил свой меч и ринулся с высокой скалы в пучину озера, но высокая волна выбросила его обратно на берег. Батыр рубил мечом водную стихию, пытаясь прорваться через волны. Они рассыпались под его ударами, но новые волны отбрасывали его на берег.
Тогда батыр вызвал Черного всадника на битву: "Ты проклял меня за сказочного тулпара, и месть твоя жестока. Давай сразимся и в битве решим наш спор!" В ответ хозяин озер лишь засмеялся: "Тулпар - вольный конь, не за него ты проклят. А за унижение, которое я испытал, когда безусый юноша увел у меня, хозяина озер, коня, и за те мгновения бессилия перед тобой. Любовь и уважение к тебе, твое счастье меня лишь раздражали. Я завидовал тебе! А теперь я наслаждаюсь твоим бессилием и унижением! Твои страдания будут вечны, и горе превратит тебя в холодный и бездушный камень!" С этими словами Черный всадник исчез в глубине своих владений.
Потрясенный чужой злобой, Оло-Теляк устало слез с коня, и, опустившись на колени, зарыдал от горя, и не было сил, способных его утешить. Вот так Злоба, Зависть и Темные силы поставили батыра на колени.
Но Луна - дочь птицы Самраугуш, видя унижение батыра, отправила своего сына - Лунного всадника на помощь Оло-Теляку. Лунный всадник уговорил Алого всадника освободить детей. Ночью, когда Хозяин озера осматривал свои владения, друзья тайно проникли на дно озера и освободили пленников. Но они опоздали - Оло-Теляк, не дождавшись своих детей, окаменел от горя и превратился в большой валун.
Тогда Лунный всадник доставил мальчиков к матери, осветил ее волшебным светом, и она, сбросив колдовские чары, проснулась и обняла своих детей. Узнав, что Оло-Теляк превратился в камень, Айсылу с детьми поспешили к озеру. Увидев на берегу огромный валун, они узнали в нем Оло-Теляка и бросились к нему. Обняв камень с трех сторон, они долго плакали от горя.
Слезы, проникнув через гранитную толщу, растопили каменное сердце батыра. Он расправил плечи, встал и сбросил с себя гранитную одежду. Увидев детей и любимую Айсылу, обнял их. Они долго плакали от радости, наконец тронулись в путь - домой.
С тех пор они жили долго и счастливо, добро наживали, людям помогали. Сыновья Оло-Теляка тоже стали батырами, защитниками всех слабых и обездоленных. А крылатый тулпар покинул своего злобного хозяина и вернулся к Оло-Теляку.
А вот Аслыкуль после этого стали называть Асыулыкуль, то есть злым озером.

Мама закончила сказку, все слушатели, кроме меня - две козочки, котята, теленок за перегородкой, - давно уже спали, а я не засыпал - чувствовал, что есть еще продолжение. И мне казалось, что мама закончила сказку только потому, что до конца довязала шаль, потому, что мне надо укладываться, ведь завтра рано вставать и идти в школу. И с надеждой, что сказка еще не кончилась, что завтра вечером мы услышим продолжение, я заснул мирным и безмятежным сном.

Махмут САЛИМОВ








НАШ ПОДПИСЧИК - ВСЯ СТРАНА

Сообщите об этом своим иногородним друзьям и знакомым.

Подробнее...






ИНФОРМЕРЫ

Онлайн подписка на журнал

Ufaved.info
Онлайн подписка


Хоккейный клуб Салават ёлаев

сайт администрации г. ”фы



Телекомпания "Вся Уфа

Казанские ведомости


яндекс.метрика


Все права на сайт принадлежат:
МБУ Уфа-Ведомости